Текст уведомления здесь

«Зелень» пошла в рост

В прошедшем году возобновляемая энергетика прибавила в мощности в два раза больше, чем тепловая

В прошлом году возобновляемые электростанции прибавили в общей мощности 157 гигаватт — и это против лишь 70 гигаватт тепловых, гласит доклад Франкфуртского института финансов и менеджмента (Германия). Кроме того, ведущая роль в развитии возобновляемой энергетики в мире перешла от развитых западных государств к развивающимся странам. Позиции тепловой энергетики неуклонно ухудшаются. Это ставит под угрозу экономическое благополучие стран — поставщиков ископаемого топлива.
Добавить в закладки
Комментарии

К Солнцу и по ветру

В 2017 году инвестиции в возобновляемую энергетику во всем мире выросли на два процента и достигли $ 280 миллиардов (примерно пятая часть номинального ВВП России на 2017 год). Из них $ 161 миллиард инвестировали в солнечную энергетику, что позволило ввести в строй солнечных электростанций на 98 гигаватт мощности. Это значительный рост по сравнению с 2016 годом, когда было установлено 76 гигаватт новых солнечных мощностей. 107 миллиардов долларов было вложено в ветровую энергетику, что дало возможность ввести ветряки общей мощностью 52 гигаватта (из них 47 гигаватт — сухопутных, еще пять — морских). Дополнительные 7 гигаватт добавили электростанции на биомассе, малые ГЭС и геотермальные электростанции.

Мощности крупных ГЭС выросли за год на 19 гигаватт, а АЭС — на 11 гигаватт. Всего нетепловая энергетика прибавила за 2017 год 187 гигаватт мощности. Из них на возобновляемую, без учета крупных ГЭС, пришлось 157 гигаватт. (Для сравнения: мощность всей российской энергетики — 265 гигаватт.)

В тепловую энергетику в прошлом году было вложено $ 103 миллиарда, при этом ее мощности выросли лишь на 70 гигаватт (половина — газ, половина — уголь). Лишь 27,2% от общемирового ввода пришлось на этот вид электростанций. Это радикально меньше, чем у ее «зеленых» конкурентов, даже несмотря на то, что ввод ТЭС в пересчете на один киловатт в прошлом году стоил примерно 1500 долларов, а киловатт солнечных электростанций — 1640 долларов. А для ветроэлектростанций цена одного киловатта мощности составила $ 2050, что уже на треть дороже, чем киловатт ТЭС. Причина такой популярности новых типов электростанций в том, что стоимость энергии от ТЭС складывается как из стоимости их введения в строй, так и из топлива. Солнечным и ветровым электростанциям топливо не нужно, что и побуждает интенсивно инвестировать в них.

В то же время энергетика — это крайне большая и инерционная отрасль, поэтому ввод большого количества «зеленых» электростанций лишь умеренно изменил общую долю электричества, вырабатываемого возобновляемой энергетикой в целом. Если в 2016 году она дала 11% от общемировой генерации, то в 2017 году — 12,1%. Это уже больше, чем дала атомная энергетика, но все еще несколько меньше, чем дали крупные ГЭС в том же году.

Батареи на колесах

Из доклада следует, что в 2017 году было продано 1,1 миллиона автомобилей с электромоторами (примерно пополам гибридов и электромобилей). Это немного, лишь 1,8% от всего рынка легковых авто, но все же в девять раз больше, чем в 2012 году (тогда было продано 122 000 автомобилей с электромоторами). Авторы делают вывод, что в 2020-х годах электромобили резко сократят дальнейший рост потребления жидкого топлива. Это особенно важно для будущих цен на нефть, которая в основном используется именно автомобилями, а не электростанциями.

Фото: moreimages / Фотодом / Shutterstock

Фото: moreimages / Фотодом / Shutterstock

При этом общее потребление электроэнергии всеми электромобилями, проданными в 2017 году, оценочно не превышает трех миллиардов киловатт-часов. Это в 70 раз меньше, чем ежегодно вырабатывают возобновляемые электростанции, введенные в строй к 2018 году. Таким образом, взрывной рост электромобильной индустрии не приведет к росту потребления топлива энергетикой, снабжающей электромобили электричеством.

Энергия третьего мира

Составители доклада особо отмечают, что в возобновляемой энергетике и в увеличении доли электротранспорта сегодня доминируют вовсе не развитые западные страны, инициировавшие процесс перехода к ним, а, напротив, страны развивающиеся. В 2017 году они увеличили вложения в возобновляемую энергетику на 20 процентов и довели их до 177 миллиардов долларов, тогда как развитые страны снизили их на 19 процентов — всего лишь до 103 миллиардов долларов.

Среди развивающихся государств особо выделяется Китай. Он вложил почти $ 127 миллиардов в «зеленую» энергетику (не считая крупных ГЭС), что на четверть больше, чем весь развитый мир вместе взятый, и в разы больше, чем Пекин инвестировал в тепловую или атомную энергетику в том же году. Большинство автомобилей с электромоторами также было продано в КНР. Индия вложила в возобновляемую энергетику (без крупных ГЭС) $ 10,9 миллиарда — больше, чем Германия, еще недавно лидировавшая в этом отношении. Ближний Восток и Африка инвестировали в тот же сектор 10,1 миллиарда долларов.

Причины такого роста интереса бедных и даже нефтедобывающих стран к «зеленой» энергетике вполне очевидны. Скажем, согласно докладу, средневзвешенная стоимость электричества от солнечных электростанций за прошлый год упала на 15 процентов. Относительно 2009 года она упала на 72 процента. Более того, процесс удешевления продолжается и пока далек от завершения. Если в мире в целом средняя стоимость солнечного киловатт-часа упала до 8,6 цента, то в отдельных странах она опустилась намного ниже. В Мексике «солнечный» киловатт-час в прошлом году стоил всего 2,08 цента. До скачка курсов валют на этой неделе это было эквивалентно 1,2 рубля, что ниже, чем оптовая цена для российских тепловых и атомных электростанций (те продают свое электричество в сеть от 1,5 рубля за киловатт-час). Из-за быстрого технологического прогресса в данной отрасли сходную картину в ближайшем будущем можно будет наблюдать еще в целом ряде стран.

Похожая ситуация и ветряной энергетике. Как отмечают составители доклада, в 2009 году киловатт-час от наземной ВЭС в среднем стоил 9,3 цента, а в 2017 году — уже 6,7 цента. В ряде стран мира с наибольшим уровнем конкуренции в возобновляемой энергетике снижение цен было даже заметнее. Например, в США оно достигло пяти центов за киловатт-час.

Фото: Johan Swanepoel / Фотодом / Shutterstock

Фото: Johan Swanepoel / Фотодом / Shutterstock

Особый путь

Среди государств, впрочем, не входящих в круг развитых, были исключения — такие страны не инвестировали заметных средств в «зеленую» энергетику. Например, в России как вложения в возобновляемую энергетику, так и ввод новых электростанций были настолько незначительны, что в докладе даже не учтены отдельно. Однако причины этого вряд ли лежат в неприятии данных отраслей. Напротив, госкорпорация «Росатом» активно заимствует технологии создания ветряков у голландской компании, а «Хевел» в прошлом году запустил производство технологически передовых гетероструктурных солнечных батарей в Чувашии (та же Tesla запустила такое производство только в начале 2018 года).

Однако возобновляемая энергетика, так же как и традиционная, может быстро развиваться только при условии заметного экономического роста, иначе новым электростанциям просто будет некуда сбывать энергию. В Китае, Индии и иных развивающихся странах он есть, в то время как в России кумулятивный экономический рост за 2007—2017 годы равен примерно нулю, что затрудняет рост всех видов энергетики.

Легкая тень

Впрочем, авторы доклада отмечают, что и в мировом масштабе в развитии «зеленой» энергетики не все складывается гладко. Во-первых, ее рост, каким бы быстрым он ни был, недостаточен, чтобы остановить рост выбросов углекислого газа. Это вообще вряд ли случится ранее 2030-х годов. И энергетика, и автомобилестроение слишком масштабны, чтобы их удалось в достаточной степени «озеленить» раньше этого срока. При этом в 2017 году уровень углекислого газа в воздухе вырос c 404,2 до 406,5 части на миллион, то есть интенсивность глобального потепления продолжает нарастать.

Другой проблемой «зеленой» энергетики является повышение процентных ставок в США, де-факто являющихся финансовым центром планеты. Этот шаг вынуждает большинство экономик мира также повышать процентные ставки. Данный шаг ведет к удорожанию долгосрочных кредитов, на которых базируется строительство всех типов электростанций. Разумеется, такой процесс может вызвать замедление перехода на возобновляемую энергетику. В то же время вряд ли такое замедление будет значительным — достигнутый солнечными и ветровыми электростанциями технологический уровень сегодня таков, что они вполне оправданы экономически во многих странах мира даже в условиях постоянно дорожающих кредитов.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Как разминировать космос

Проекты, способные предотвратить развитие синдрома Кесслера

Количество космического мусора в околоземном пространстве в последние годы стало расти лавинообразно. И этот рост не остановится, даже если прекратить дальнейшие запуски. Чтобы не потерять космос, надо принимать активные меры по удалению опасных неуправляемых объектов. Однако эта проблема обсуждается в основном в кругу специалистов и еще не вполне осознана на уровне лиц, принимающих политические решения.
Добавить в закладки
Комментарии

С начала века в околоземном пространстве стал развиваться синдром Кесслера. Так называют рост числа мусорных объектов в космосе из-за их взаимных столкновений и дробления. Космический мусор — это заброшенные спутники, отработанные ступени ракет и просто разные детали и обломки, которые продолжают обращаться по орбитам, создавая угрозу работающим космическим аппаратам.

Наибольшие неприятности связаны с объектами на орбитах высотой от 700 по 1200 км. Там почти нет сопротивления атмосферы, и мусорные объекты могут сотни и тысячи лет носиться вокруг Земли. Каждый из них обладает разрушительной силой гранаты и может вывести из строя рабочий спутник или космический корабль. Даже прекращение запуска новых спутников уже не остановит рост числа «орбитальных мин».

Между тем спутников на опасных высотах в ближайшее время может стать значительно больше. Компания OneWeb планирует создать группировку из 720 спутников на высоте 1200 км для обеспечения глобального скоростного доступа к интернету. Причем пропускная способность этой группировки раскуплена еще до запуска, и уже ведутся переговоры о дополнительных 1972 спутниках на разных высотах. У OneWeb с самого начала наметился конкурент — система Starlink, разрабатываемая корпорацией SpaceX, в которой будет 4425 спутников на высоте около 1200 км и еще 7518 аппаратов на высоте около 340 км. OneWeb и SpaceX уже получили лицензии Федеральной комиссии по связи США (FCC), а на рассмотрении находится еще несколько других подобных заявок.

Изображение: nmedia / Фотодом / Shutterstock

Изображение: nmedia / Фотодом / Shutterstock

[ ... ]
Читать полностью

Сверхтяжелая госзакупка

Какой будет новая российская сверхтяжелая ракета и от чего зависит ее судьба

Опубликованное на сайте госзакупок приложение к контракту на эскизное проектирование российской сверхтяжелой ракеты частично подтвердило уже известную информацию, а частично — принесло новую. «Чердак» изучил документ, чтобы разобраться, каким будет новый российский сверхтяж и что в связи с этим можно сказать о его предполагаемой миссии.
Добавить в закладки
Комментарии

Как ясно из документа, проектируемая российская сверхтяжелая ракета не станет многоразовой. А значит — ее можно использовать только в государственных проектах, где не нужна коммерческая конкурентоспособность. Ракета, первый запуск которой может случиться в 2028 году, кажется хорошо подходящей для обслуживания окололунной станции, курс на создание которой взяли Соединенные Штаты при Трампе.

С одной стороны, это хорошо — явно «некоммерческая» ракета не будет испытывать давления со стороны SpaceX. С другой — получается, что наличие или отсутствие реальных задач для отечественного сверхтяжа зависит лишь от желания США вкладываться в окололунную станцию. История учит, что NASA со времен лунной программы почти никогда не доводило до конца свои пилотируемые проекты. Соответственно, новая российская ракета рискует остаться без работы, если американцы опять передумают.

Почему наш сверхтяж не может быть даже частично многоразовым

Из приложения к контракту видно, что сверхтяжелая ракета будет создаваться из блоков средней ракеты «Союз-5», проработку которой недавно начала РКК «Энергия». Первый полет «Союза-5» намечен на 2022 год. Технически эта ракета, выводящая на орбиту 18 тонн, будет упрощенным вариантом советского «Зенита». [ ... ]

Читать полностью

К Солнцу

Как подняться в стратосферу на солнечных крыльях

К 2020 году швейцарский проект SolarStratos планирует запустить в стратосферу самолет, получающий энергию исключительно от солнечных батарей. Двое пилотов должны будут провести в негерметичной кабине самолета несколько часов. Корреспондент «Чердака» побывала на презентации проекта в Москве и узнала, как будет выглядеть полет «Стратоса» и зачем вообще швейцарцам он нужен.
Добавить в закладки
Комментарии

Вверх

С воздухоплаванием у Швейцарии особые отношения. Именно здесь родился изобретатель стратостата Огюст Пикар. В 1931 году он совершил первый полет на своем изобретении в верхние слои атмосферы, поднявшись на 15 километров над немецким городом Аугсбургом. Воздухоплавателем был и его сын Жак, а в 2015—2016 годах внук Бертран облетел земной шар, но теперь уже не на воздушном шаре, а на самолете на солнечных батареях Solar Impulse. Интересно, что у этого проекта есть «побратим». Это тоже самолет на солнечных батареях, тоже швейцарский, и даже название у него похожее — SolarStratos. Оба проекта, по словам главного пилота SolarStratos Рафаэля Домжана, дружат и сотрудничают, но это разные команды с разными целями.

Рафаэль Домжан не только пилот, но и один из основателей фонда SolarPlanet, финансирующего исследования в области возобновляемой энергии и энергоэффективности. Для популяризации идей новой энергетики фонд устраивает «экоприключения». Например, в 2012 году состоялось кругосветное путешествие на лодке, моторы которой питались энергией, полученной от солнечных батарей. Теперь у команды проекта новая задача — впервые в истории отправить пилотируемый самолет на солнечных батареях в стратосферу, на высоту 25 километров — туда, где уже видны звезды и кривизна поверхности Земли.

Фото с высоты 30 км, сделанное со стратостата эксперимента E-MIST NASA. Фото: NASA
Фото с высоты 30 км, сделанное со стратостата эксперимента E-MIST NASA. Фото: NASA

[ ... ]
Читать полностью