Водитель не ждет

Когда на дорогах появится беспилотный транспорт

В ближайшем будущем ряд стран планирует полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания и перейти на электрические автомобили. А параллельно мир тестирует беспилотные системы управления транспортом и учится им доверять. Есть смелое предположение, что главенствовать на дорогах беспилотники будут уже к 2040 году. Сбудутся ли эти прогнозы и готовы ли мы к этому? Когда беспилотный транспорт появится на улицах нашей страны? И какое место в этой рациональной неодушевленной системе будет занимать человек?

На стройке космодрома "Восточный", 2015 годРОСКОСМОС

Долгострои космического назначения

Почему космические проекты постоянно задерживаются и опаздывают

В 2018 году стало известно, что запуск к МКС российского модуля «Наука» в очередной раз переносится. Также сдвинулись сроки запуска главной космической обсерватории 2020-х годов «Джеймс Уэбб» и пилотируемого корабля Dragon V2. Два больших проекта Роскосмоса, ядерная энергодвигательная установка и пилотируемый корабль «Федерация» тоже явно не укладываются в сроки. «Чердак» попытался посмотреть на космические долгострои и понять, почему же так получается.

Простого ответа на этот вопрос, однако, нет. Многократные задержки и неудачи случались с проектами, которые в итоге оборачивались феноменальным успехом («Хаббл» и первая ракета Илона Маска, Falcon 1), и с программами, которые заканчивались ничем (советский лунный проект). Участие военных, ученых или бизнеса  тоже само по себе не давало никаких гарантий: все выбивались из графиков, все не укладывались в сметы и у всех что-то ломалось, сгорало или взрывалось на старте.

Первая причина: что-то не так на земле [ ... ]

«Можем получать дождь, если есть подходящие облака»

Интервью с главным научным сотрудником Института экспериментальной метеорологии о том, как разгоняют облака

Как «выжимают» облака, как образуется град и как с ним борются — в интервью с главным научным сотрудником Института экспериментальной метеорологии «НПО "Тайфун"» Александром Дрофой.

— Вы исследуете физику облаков, в том числе изучаете воздействие на них, чтобы получать осадки. Какое применение у вашей работы?

— Получение осадков из облаков актуально не только у нас, но и во всем мире. Вызванные искусственным путем осадки могут помочь бороться с засухами, пополнять водохранилища, тушить лесные пожары. Сюда же относятся работы по разгону облаков. В Москве этим занимается одно из подразделений Росгидромета. Они используют наши наработки и предотвращают дождь над Красной площадью, «выливают» воду из облаков на окраине Москвы.

А мы занимаемся разработкой методов, приборов, средств воздействия и самих реагентов. Например, мы разработали специальный гигроскопический реагент для получения дополнительных осадков из облаков. [ ... ]

Телескоп «Кеплер», художественное изображениеNASA/Wendy Stenzel/Daniel Rutter

Его дозор окончен

Какими открытиями нам запомнился космический телескоп «Кеплер»

30 октября NASA объявило, что у космического телескопа «Кеплер» наконец закончилось топливо и он прекращает работу, оставшись на безопасной и далекой от Земли орбите. «Кеплер» стал первой космической обсерваторией, предназначенной для поиска планет за пределами Солнечной системы. Корреспондент «Чердака» вспоминает открытия, совершенные с помощью легендарного телескопа.