Текст уведомления здесь

Космос все еще тот

Фоторепортаж с пуска «Союза», который сегодня доставит новый экипаж на МКС

21 марта 2018 года состоялся пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космодрома Байконур. Ракета вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-08», на борту которого — новый экипаж Международной космической станции. В составе экспедиции МКС 55/56 полетели россиянин Олег Артемьев и американцы Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд. На пуске побывал Михаил Котов.
Добавить в закладки
Комментарии

Весна уже пришла на Байконур. Ночами все еще очень холодно и промозгло, но к обеду солнце уже прилично нагревает воздух. С утра, во время вывоза и вертикализации ракеты, еще холодно — ветер из степи промораживает до костей, а к обеду уже хочется подставлять лицо солнцу и греться.

Фото: Михаил Котов / Chrdk.
Фото: Михаил Котов / Chrdk.

Этот пуск стал уже 513-м по счету для основной стартовой площадки. Посчитать запуски можно по звездочкам на одной из обслуживающих ферм: три юбилейных запуска, большая звезда, обозначающая пятьсот, и восемь маленьких звездочек. Итого 511. На вопрос, куда делись еще две, мне отвечают, что не успели нарисовать.

Фото: Михаил Котов / Chrdk.
Фото: Михаил Котов / Chrdk.

На следующий день после вертикализации производится освящение ракеты-носителя. Споры о том, нужно это делать или нет, не утихают до сих пор. Однако традиции уже почти десять лет, и руководство Роскосмоса не намерено от нее отказываться. Хотя, как теперь известно, на аварийность это не влияет ни положительно, ни отрицательно.

Священнослужители во время освящения ракеты-носителя с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-08» на космодроме Байконур. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Священнослужители во время освящения ракеты-носителя с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-08» на космодроме Байконур. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Фото: Михаил Котов / Chrdk.
Фото: Михаил Котов / Chrdk.

Кстати, знаете ли вы, что космонавты видят свою ракету в первый раз только в тот момент, когда им нужно в нее садиться? До этого им показывают ракету-носитель лишь в монтажно-испытательном цехе, в горизонтальном положении. С другой стороны, а чего на нее смотреть лишний раз?

Фото: Михаил Котов / Chrdk.
Фото: Михаил Котов / Chrdk.

В настоящее время используется монтажно-испытательный цех, в котором раньше происходила сборка советской сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Вернее, используется лишь часть этого огромного цеха: увы, вторая половина в аварийном состоянии — упала крыша пролета. Минус использования этой площадки еще и в том, что ракету везти к старту достаточно долго — два с лишним часа, с двумя тупиками для разворота. Зато фотожурналисты счастливы — это идеальная возможность получить самые красивые и интересные снимки.

Фото: Михаил Котов / Chrdk.
Фото: Михаил Котов / Chrdk.

И, как ни крути, Байконур — это место, все еще наполненное той самой «магией», заставляющей ежиться и гордиться успехами своей страны. И разгоняющая ночную темноту стартующая ракета заставляет меня смотреть не на нее, а на искренние и счастливые лица зрителей, наблюдающих самое настоящее чудо.

Фото: Михаил Котов / Chrdk.
Фото: Михаил Котов / Chrdk.

Стыковка корабля с МКС запланирована на 22:41 по Москве 23 марта.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Искусственный интеллект начал убивать на дорогах

Что произошло, кто виноват и стоит ли теперь бояться ИИ на колесах

В Темпе (штат Аризона, США) во время испытаний в ночных условиях беспилотный автомобиль Uber сбил пересекавшую дорогу велосипедистку. Позднее женщина умерла в больнице от полученных травм. Это первая смертельная жертва беспилотного авто. До сих пор подобных инцидентов не случалось, хотя машины без водителей успели проехать уже несколько миллионов километров. Событие может серьезно повлиять на развитие индустрии беспилотных авто, особенно тех, что используют лидары.
Добавить в закладки
Комментарии

Что произошло?

Поздним вечером 18 марта женщина переходила дорогу вместе со своим велосипедом. Ехавший по той же улице автомобиль Uber, оснащенный лидаром (лазерный аналог радара) и иным оборудованием для беспилотного вождения, сбил женщину, после чего ее доставили в больницу, где она умерла. Находившийся в машине инженер Uber не успел вовремя вмешаться, перехватить управление и предотвратить трагедию. По всей видимости, он так же не успел заметить пешехода. Двигался в этот момент автомобиль на скорости 64 км/ч.

Убить пешехода из-за плохой видимости машина не могла: хотя было еще темно, но для лидара это незначимый фактор. В теории на его способность «видеть» мог негативно повлиять дождь или плотный туман, отражающий и рассеивающий лазерные лучи, но в то время в Темпе не наблюдалось ни того ни другого.

Глава полиции Темпе Сильвия Мойр (Sylvia Moir) в интервью San Francisco Chronicle заявила, что скорее всего в случившемся виновна сама велосипедистка. По словам Мойр, та нагрузила на велосипед пластиковые сумки и переходила в стороне от обозначенного пешеходного перехода. Кроме того, она ступила на дорогу с островка безопасности между полосами движения внезапно, прямо перед проезжающей машиной, то есть отреагировать в таких обстоятельствах даже водителю-человеку было бы практически невозможно. [ ... ]

Читать полностью

Зачем нам чат-боты?

Лаборатория нейронных сетей и глубокого обучения МФТИ

При звонке в сервис или банк диалог с поддержкой строится по одному и тому же сценарию с небольшими вариациями, и часто заготовленные шаблонные ответы приводят клиентов в негодование. В принципе отвечать «по бумажке» на вопросы может и не человек, а чат-бот. О том, как нейронные сети учат поддерживать с людьми диалог и кто этим занимается, — в интервью «Чердака» с Валентином Малых, исследователем в лаборатории нейронных сетей и глубокого обучения в МФТИ.
Добавить в закладки
Комментарии

Валентин МАЛЫХ, научный сотрудник лаборатории нейронных сетей и глубокого обучения МФТИ:

Наша лаборатория занимается диалоговыми системами. Несмотря на то, что в названии это не фигурирует, это наша основная деятельность.

Что такое «диалоговые системы»? Это те системы, которые наиболее естественным образом общаются с человеком. В этом, собственно, суть. Что значит «наиболее естественно»? Если человек хочет получить какую-либо услугу, скорее всего, он позвонит, например, в банк и попросит данную услугу ему оказать. Сейчас это довольно типичный случай. Но с другой стороны, это означает, что есть некий человек — другой, который как раз работает на банк и занимается тем, что оказывает эти услуги. Данная работа требует только умения понимать то, что говорит клиент. Здесь даже умение говорить не так важно, потому что, как правило, для работников подобного рода (банк здесь приведён, как пример) составляются специальные инструкции, которые называются «скриптами» (англ. — scripts). Эти скрипты достаточно чётко прописывают, что можно сказать, а что говорить никогда нельзя. По факту это набор шаблонов, по которому идёт общение. На самом деле, общение клиентов с банками (опять же, не только с ними) уже сейчас достаточно сильно автоматизировано. [ ... ]

Читать полностью

«Через пять лет будет уже поздно»

Как Великобритания готовится к вымиранию двигателей внутреннего сгорания

В 2017 году британское правительство объявило о запуске Faraday Challenge — в рамках этой инициативы страна надеется создать новую отрасль по производству аккумуляторов для электромобилей, основательно подготовившись таким образом к глобальному переходу на низкоуглеродный транспорт. Кэтрин Мэгнэй, один из двух директоров этого проекта, рассказала российским журналистам, в том числе и корреспонденту «Чердака», о том, как «пересадить» британские автомобили на батарейки.
Добавить в закладки
Комментарии

— Почему именно аккумуляторы для электромобилей?

— Батареи на самом деле оказались очень четко поставленной задачей: если мы вложим 246 миллионов фунтов (около 19,5 миллиарда рублей; Российский научный фонд в 2018 году планирует выдать грантов по всем направлениям на 22 миллиарда рублей — прим. «Чердака»), вдобавок к инвестициям бизнеса, в исследования и разработки и в инновации, чтобы поддержать нашу работу в этой области — создание новых поколений аккумуляторов, сможем ли мы создать и вырастить такую отрасль в Великобритании? Сможем ли мы сделать все необходимое, чтобы либо привлечь в страну крупного игрока этого рынка, либо помочь местным компаниям вырасти и диверсифицироваться, создав собственные производства?

— А почему именно Великобритания?

— Автомобильная отрасль в Великобритании выстроена вокруг двигателя внутреннего сгорания — это то, что у нас получается хорошо, мы умеем такие двигатели разрабатывать и делать. Но по мере того, как экономика будет «зеленеть», мы начнем отставать. Поэтому нам нужно уходить от двигателя внутреннего сгорания в более чистые технологии. [ ... ]

Читать полностью