Текст уведомления здесь

Рождение объектива

Фоторепортаж с Красногорского завода имени С.А. Зверева — родины знаменитых «Зенитов»

Марка «Зенит», знакомая каждому российскому фотолюбителю, недавно напомнила о себе: в сотрудничестве с германской Leica российский производитель создал цифровой фотоаппарат премиум-сегмента. Собирается новый «Зенит М» в Красногорске, на знаменитом заводе, входящем сегодня в состав холдинга «Швабе». Корпус аппарата приезжает из Германии, а объектив с нуля собирается в России; отсюда же выходят готовые фотоаппараты с надписью «designed in Krasnogorsk». «Чердак» съездил на завод, чтобы своими глазами посмотреть на производство.
Добавить в закладки
Комментарии

Стекло для производства объективов приезжает на Красногорский завод с другого завода холдинга — Лыткаринского завода оптического стекла. Это не обычное стекло, из которого делают стекла или стаканы. Главная особенность оптического стекла — высокое пропускание света и максимальная чистота, то есть отсутствие каких бы то ни было посторонних включений.

Подробнее о том, как производится стекло на ЛЗОС, читайте в другом фоторепортаже «Чердака»

Стеклянные заготовки, подготовленные к обработке в оптическом цехеВалерий Шарифулин/ТАСС

После заготовительного цеха стеклянные «болванки» попадают в один из ключевых цехов завода — оптический. Именно здесь стекло превращается в линзу для фотоаппарата. То есть заготовке нужно придать нужную форму, кривизну, размеры, указанные в конструкторской документации к конкретной линзе. На первом участке — шлифовка, с обеих сторон заготовки наносятся нужные радиусы. Дальше — полировка и центрирование, то есть совмещение оптической и геометрической осей линзы.

Шлифовка и полировка производятся на специальном оборудовании, но под постоянным контролем и с непосредственным участием оператора.

Придание линзе нужной формы
Придание линзе нужной формы | Валерий Шарифулин/ТАСС
Сотрудник завода загружает линзы в вакуумный аппарат для нанесения просветляющего покрытия
Сотрудник завода загружает линзы в вакуумный аппарат для нанесения просветляющего покрытия | Валерий Шарифулин/ТАСС

Следующий этап — нанесение просветляющего покрытия. Предварительно линзу еще раз тщательно очищают, после чего помещают в специальную вакуумную установку. Итог — пропускание 99% приходящего на линзу света (для сравнения: обычное оконное стекло может пропускать лишь около 90%, хотя и кажется нам абсолютно прозрачным). В месяц цех выпускает около 12-13 тысяч линз.

Ручная подгонка механических частей объектива в сборочном цеху
Ручная подгонка механических частей объектива в сборочном цеху | Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

Готовые линзы попадают в соседнее здание завода — это сборочный цех. Кроме линз, сюда попадает уже множество различных металлических и пластиковых частей объектива, изготавливаемых здесь же, на заводе. Теперь задача — собрать этот «конструктор». У каждого из сотрудников здесь своя функция — механические детали нужно соединить между собой и вручную подогнать к линзам, чтобы объектив был полностью герметичен. 

Сборка механических деталей объектива между собой в сборочном цехеВалерий Шарифулин/ТАСС

С помощью специального клея части объектива соединяются друг с другом. Конвейеров здесь не увидеть — производство штучное и очень тонкое. «Увы, роботов, способных на такую же точность, как человек, до сих пор не существует», — говорит главный конструктор завода Александр Пац.

Сборка диафрагмы объектива и подготовка ко втачиванию оптических деталейВалерий Шарифулин/ТАСС

Самая ответственная работа — соблюсти до сотых долей миллиметра воздушные промежутки между линзами объектива и их параллельность друг другу. Любое незначительное отклонение серьезно снизит качество съемки.

Участок итоговой проверки и очистки оптикиВалерий Шарифулин/ТАСС

Перед окончательной сборкой каждый объектив необходимо еще раз тщательно очистить, чтобы внутри, между линзами, не осталось ни единой пылинки и ворсинки. Это происходит в темном цеху, чтобы избежать лишних бликов света. С этого момента внутрь объектива уже ничего не попадает.

Оператор проверяет готовый объективВалерий Шарифулин/ТАСС

Наконец последний этап — тщательная подгонка и проверка всех параметров готового объектива. Сначала — юстировка оптической оси.

Проверка готового объектива на установке контроля коэффициента передачи модуляцииВалерий Шарифулин/ТАСС

Дальше — проверка на установке контроля коэффициента передачи модуляции, или разрешающей способности объектива. Сюда устанавливается готовый объектив, и он «фотографирует» под разными углами — оценивается качество снимка по центру и по краям. Если полученные значения неудовлетворительные, объектив отправляют обратно на чистку и корректировку воздушных промежутков. Этого обычно хватает, чтобы войти в норму.  

Сотрудник завода проверяет готовый объектив на соответствие рабочего отрезка заданным значениямВалерий Шарифулин/ТАСС

Наконец — проверка рабочего отрезка от места посадки объектива на фотоаппарат до плоскости матрицы. «Если он расходится с расчетным значением хотя бы на несколько сотых долей миллиметра, объектив уже не удастся сфокусировать на бесконечности», — поясняет главный оптик завода Богдан Сеник.

Готовые объективыВалерий Шарифулин/ТАСС

После проверки на объектив закрепляются последние видовые детали, и объектив уходит на склад готовой продукции. Красногорский завод изготавливает объективы, которые подходят для камер известных мировых производителей — Canon, Sony, Nikon, Leica и других. Всего в производстве на данный момент пять видов объективов.

Фотокамера «Зенит М» производства Красногорского завода совместно с компанией LeicaВалерий Шарифулин/ТАСС

Объектив для нового, первого российского цифрового фотоаппарата «Зенит М» тут же соединяют с остальным корпусом, приехавшим от партнеров из Leica. Это происходит здесь же, в Красногорске. Из цеха готовой продукции камера выходит с надписью «Designed in Krasnogorsk».

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Большое, но квантуется

Как физики пытаются нащупать границу между макро- и микромиром, создавая «котят Шредингера»

Что такое «квантовый объект»? Можно ли сделать такой объект видимым хотя бы в микроскоп и если можно, то зачем это надо? «Чердак» этим летом посетил лекцию Михаила Фейгельмана, заведующего кафедрой «Проблемы теоретической физики» факультета общей и прикладной физики МФТИ, и задал исследователю ряд вопросов о возможных приближениях к коту Шредингера.
Добавить в закладки
Комментарии

[ ... ]

Читать полностью

Огонь, металл, люди

Фоторепортаж о металлургических заводах и лабораториях НИТУ «МИСиС»

Нет ничего привлекательнее, чем смотреть на огонь. Нет ничего приятнее, чем смотреть на огонь укрощенный. Нет ничего полезнее, чем работающий на человека огонь. «Чердак» решил выяснить и рассказать, что происходит с огнем в лабораториях, как и чем он может послужить науке.
Добавить в закладки
Комментарии
Сергей Гнусков / НИТУ «МИСиС»

[ ... ]

Читать полностью

Диджитальные гуманитарии и где они обитают

Репортаж с III Московско-тартусской школы по цифровым гуманитарным исследованиям

На III Московско-тартусской школе сотня гуманитариев на протяжении четырех суток программировала, работала с базами данных, занималась сетевым анализом. Зачем? Корреспондент «Чердака» тоже побывала на школе, чтобы ответить на этот вопрос.
Добавить в закладки
Комментарии

От детской поэзии до списков НКВД

Впрочем, просто понаблюдать не удалось. «Приезжайте участвовать», — ответили организаторы. Оправдания, что я журналист, а по образованию и вовсе психолог, не помогли.

Выбираю одно из направлений и сразу получаю указания — установить среду программирования на Python и еще парочку программ для обработки и визуализации данных с незнакомыми мне названиями.

Школа по digital humanities проводится здесь уже третий год подряд. Формат устоявшийся: лекции о том, как трансформируется гуманитарное знание в цифровом мире, и практика. [ ... ]

Читать полностью