Текст уведомления здесь

Поезд ушел!

Как появление нового транспорта сыграло ключевую роль в мировой истории

Когда и где была открыта первая железная дорога? Когда стало возможным попасть из Санкт-Петербурга в Москву на поезде? Какая самая длинная дорога в мире? Смотрим новый мультфильм «Чердака»!
Добавить в закладки
Комментарии

В начале XIX века появился транспорт, который сыграл ключевую роль в мировой истории. Это произошло благодаря промышленной выплавке чугуна, паровым машинам и большим грузопотокам.

Первую железную дорогу с паровой тягой открыли в 1812 году. Она была чуть длиннее полутора километров. По ней доставлялся уголь из британского Миддлтона к пирсам — паровозы пустили по колее, ранее проложенной для конки.

Первая общедоступная паровая железная дорога открылась в 1825 году, Стоктон — Дарлингтон, тоже в Британии. Длина этих путей составила уже 40 км.

Еще спустя пять лет железная дорога связывает два крупных города — Ливерпуль и Манчестер. Но это в Британии, а что происходит в это время в России?

Первый паровоз был построен механиками и изобретателями Ефимом Черепановым и его сыном Мироном для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить около 3,2 тонны тяжестей со скоростью 13—17 км/ч. Испытания паровоза начались в августе 1834 года.

А в 1837 году уже стало возможным попасть из Санкт-Петербурга в Царское село. Всего 27 километров, и вы на месте. Поезд состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов. А поездка занимала 35 минут туда, 27 минут — обратно со средней скоростью 51 км/ч.

К 1840 году все развитые страны переходят от отдельных железнодорожных веток к  объединению городов в единую сеть. Прошло еще 10 лет — по всему миру протянуто свыше 30 тысяч километров железных дорог, треть из которых построена на территории Британии.

В 1851-м связаны между собой главные города России, Москва и Петербург. Благодаря П.П. Мельникову и С.Ю. Витте происходит развитие железных дорог в России.

В 1886 году фотограф Альфред Федецкий, один из первых  кинематографистов Российской империи, снял фильм про железную дорогу — «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством».

К началу XX века во всем мире насчитывается уже свыше 800 тысяч километров железных дорог. В 1905 году открывается движение по Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороге в мире.

Транссиб (или по-старому Великий Сибирский путь) строили с удивительной скоростью — 740 км в год. Это высокая цифра даже для современного строительства. А инженеры находили технические решения, которые не имели аналогов в мире.

Первая треть столетия становится золотым веком железной дороги — с тех пор протяженность путей в мировом масштабе не увеличивалась, а в некоторых странах вроде США даже снижалась. А если говорить про настоящее время, то суммарная длина всех железнодорожных линий — 1,3 миллиона километров — больше трех расстояний от Земли до Луны.

Железные дороги сделали перевозки дешевле на порядок. Почти в десять раз выросла скорость передвижения: мир стал доступнее и по времени, и по деньгам. Падение стоимости перевозок подстегнуло технологический прогресс.

Железная дорога — это быстро, дешево и здорово, но на рубеже XX века паровую машину начали теснить двигатели внутреннего сгорания, работающие на продуктах переработки нефти, бензине или солярке. Началась эпоха легковых автомобилей.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Повелители облаков

Как и зачем ученые создают облака и туманы

В Институте экспериментальной метеорологии находятся уникальные установки для исследований облаков и туманов. Как создают облака различной природы в большой металлической камере? Какие проводят исследования и зачем они нужны, рассказывает Александр Дрофа, главный научный сотрудник института.
Добавить в закладки
Комментарии

Александр ДРОФА, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института экспериментальной метеорологии ФГБУ НПО «Тайфун»: [ ... ]

Читать полностью

Коллайдер NICA

Мультфильм «Чердака» про суперколлайдер NICA

Как будет устроен суперколлайдер NICA? Какие эксперименты планируются в нуклотроне? Зачем ученые строят новый прибор и где он будет находиться? Обо всем этом — в новом мультфильме «Чердака».
Добавить в закладки
Комментарии
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы
Фрагмент Королевских ворот в Хаттусу, столицу Хеттской империиStylone / Фотодом / Shutterstock

Бронзовый коллапс, или Куда делись все эти люди

Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад

В конце второго тысячелетия до нашей эры в Греции и на Ближнем Востоке — в Месопотамии, в Древнем Египте, в Сирии, в Малой Азии — творились очень странные дела. Великие царства бронзового века одно за другим уходили в небытие, из ниоткуда появлялись новые народы, хроники повествовали о нашествиях, голоде и прочих бедствиях. Историки долго предпочитали винить во всем «народы моря», но теперь, благодаря археологическим данным, полученным в последние годы, у нас, кажется, есть основания иначе отвечать на вопрос, кто виноват в коллапсе «бронзовых» цивилизаций.
Добавить в закладки
Комментарии

Как рассказывает профессор Эрик Клайн из Университета Джорджа Вашингтона, директор Капитолийского археологического института, автор книги «1177 BC: The Year Civilization Collapsed», Средиземноморье позднего бронзового века представляло собой мир, очень похожий на современный, — глобализованное пространство с торговыми нитями, опутавшими всю ойкумену, то есть все страны, составлявшие на тот момент европейскую цивилизацию.

Торговые и культурные связи второго тысячелетия до нашей эры обеспечивали единый высокий технологический уровень городов Греции и Ближнего Востока во всем: в кораблестроении, в архитектуре, в обработке металлов. Чтобы показать протяженность и устойчивость торговых путей бронзового века, достаточно сказать, что олово для выплавки бронзовых изделий поступало, скорее всего, из Афганистана, а медь брали на Кипре.  Города были оснащены системами водоснабжения, инженерный уровень которых античным грекам тысячу лет спустя и не снился.

Все это откатилось назад со страшной скоростью в кратчайшие по меркам истории сроки, чтобы сбросить с древнего мира бронзовый век и позволить ему войти в новый век — железный, в ту историю, которую мы изучаем в школе.

За относительно короткое время — в древнеегипетских надписях зафиксирован промежуток от 1207 до 1177 года до нашей эры — весь прекрасный бронзовый мир растворяется. Торговые связи рушатся. Из известных нам царств бронзового века в более-менее нетронутом виде остается Египет, который теряет контроль над Сирией и Палестиной. Вавилон и Ассирия сохраняют разве что локальное значение. Исчезает микенская цивилизация. Разрушена Троя. [ ... ]

Читать полностью