Текст уведомления здесь

Поезд ушел!

Как появление нового транспорта сыграло ключевую роль в мировой истории

Когда и где была открыта первая железная дорога? Когда стало возможным попасть из Санкт-Петербурга в Москву на поезде? Какая самая длинная дорога в мире? Смотрим новый мультфильм «Чердака»!
Добавить в закладки
Комментарии

В начале XIX века появился транспорт, который сыграл ключевую роль в мировой истории. Это произошло благодаря промышленной выплавке чугуна, паровым машинам и большим грузопотокам.

Первую железную дорогу с паровой тягой открыли в 1812 году. Она была чуть длиннее полутора километров. По ней доставлялся уголь из британского Миддлтона к пирсам — паровозы пустили по колее, ранее проложенной для конки.

Первая общедоступная паровая железная дорога открылась в 1825 году, Стоктон — Дарлингтон, тоже в Британии. Длина этих путей составила уже 40 км.

Еще спустя пять лет железная дорога связывает два крупных города — Ливерпуль и Манчестер. Но это в Британии, а что происходит в это время в России?

Первый паровоз был построен механиками и изобретателями Ефимом Черепановым и его сыном Мироном для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить около 3,2 тонны тяжестей со скоростью 13—17 км/ч. Испытания паровоза начались в августе 1834 года.

А в 1837 году уже стало возможным попасть из Санкт-Петербурга в Царское село. Всего 27 километров, и вы на месте. Поезд состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов. А поездка занимала 35 минут туда, 27 минут — обратно со средней скоростью 51 км/ч.

К 1840 году все развитые страны переходят от отдельных железнодорожных веток к  объединению городов в единую сеть. Прошло еще 10 лет — по всему миру протянуто свыше 30 тысяч километров железных дорог, треть из которых построена на территории Британии.

В 1851-м связаны между собой главные города России, Москва и Петербург. Благодаря П.П. Мельникову и С.Ю. Витте происходит развитие железных дорог в России.

В 1886 году фотограф Альфред Федецкий, один из первых  кинематографистов Российской империи, снял фильм про железную дорогу — «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством».

К началу XX века во всем мире насчитывается уже свыше 800 тысяч километров железных дорог. В 1905 году открывается движение по Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороге в мире.

Транссиб (или по-старому Великий Сибирский путь) строили с удивительной скоростью — 740 км в год. Это высокая цифра даже для современного строительства. А инженеры находили технические решения, которые не имели аналогов в мире.

Первая треть столетия становится золотым веком железной дороги — с тех пор протяженность путей в мировом масштабе не увеличивалась, а в некоторых странах вроде США даже снижалась. А если говорить про настоящее время, то суммарная длина всех железнодорожных линий — 1,3 миллиона километров — больше трех расстояний от Земли до Луны.

Железные дороги сделали перевозки дешевле на порядок. Почти в десять раз выросла скорость передвижения: мир стал доступнее и по времени, и по деньгам. Падение стоимости перевозок подстегнуло технологический прогресс.

Железная дорога — это быстро, дешево и здорово, но на рубеже XX века паровую машину начали теснить двигатели внутреннего сгорания, работающие на продуктах переработки нефти, бензине или солярке. Началась эпоха легковых автомобилей.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Большое, но квантуется

Как физики пытаются нащупать границу между макро- и микромиром, создавая «котят Шредингера»

Что такое «квантовый объект»? Можно ли сделать такой объект видимым хотя бы в микроскоп и если можно, то зачем это надо? «Чердак» этим летом посетил лекцию Михаила Фейгельмана, заведующего кафедрой «Проблемы теоретической физики» факультета общей и прикладной физики МФТИ, и задал исследователю ряд вопросов о возможных приближениях к коту Шредингера.
Добавить в закладки
Комментарии

[ ... ]

Читать полностью

Рождение объектива

Фоторепортаж с Красногорского завода имени С.А. Зверева — родины знаменитых «Зенитов»

Марка «Зенит», знакомая каждому российскому фотолюбителю, недавно напомнила о себе: в сотрудничестве с германской Leica российский производитель создал цифровой фотоаппарат премиум-сегмента. Собирается новый «Зенит М» в Красногорске, на знаменитом заводе, входящем сегодня в состав холдинга «Швабе». Корпус аппарата приезжает из Германии, а объектив с нуля собирается в России; отсюда же выходят готовые фотоаппараты с надписью «designed in Krasnogorsk». «Чердак» съездил на завод, чтобы своими глазами посмотреть на производство.
Добавить в закладки
Комментарии

Стекло для производства объективов приезжает на Красногорский завод с другого завода холдинга — Лыткаринского завода оптического стекла. Это не обычное стекло, из которого делают стекла или стаканы. Главная особенность оптического стекла — высокое пропускание света и максимальная чистота, то есть отсутствие каких бы то ни было посторонних включений.

Подробнее о том, как производится стекло на ЛЗОС, читайте в другом фоторепортаже «Чердака»

Стеклянные заготовки, подготовленные к обработке в оптическом цехеВалерий Шарифулин/ТАСС
[ ... ]
Читать полностью

Огонь, металл, люди

Фоторепортаж о металлургических заводах и лабораториях НИТУ «МИСиС»

Нет ничего привлекательнее, чем смотреть на огонь. Нет ничего приятнее, чем смотреть на огонь укрощенный. Нет ничего полезнее, чем работающий на человека огонь. «Чердак» решил выяснить и рассказать, что происходит с огнем в лабораториях, как и чем он может послужить науке.
Добавить в закладки
Комментарии
Сергей Гнусков / НИТУ «МИСиС»

[ ... ]

Читать полностью