Мир без спутников

Что будет, если все искусственные спутники Земли исчезнут, и может ли это случиться

Полвека назад на орбиту Земли был запущен первый искусственный спутник. Сегодня их уже около полутора тысяч. Мы обращаемся к их услугам, когда пользуемся навигатором в телефоне, снимаем деньги в банкомате или слушаем прогноз погоды. В день юбилея «Спутника-1» давайте задумаемся, что бы произошло, если бы спутников вдруг не стало, и о том, насколько вероятен подобный сценарий.

Применение искусственных спутников Земли. По данным Union of Concerned Scientists

Почти половина спутников на орбите — это спутники связи, они передают сигналы спутниковых телефонов, интернета и радио. Ими пользуются в далеких от цивилизации районах, например в Антарктиде, где нет ни наземных станций связи, ни подводных кабелей. Кроме того, спутниковые телефоны нужны везде, где обычная инфраструктура не работает: в море, в районах стихийных бедствий и боевых действий.

История знает случаи перебоев со связью из-за поломок спутников: в 1998 году из-за одного сломавшегося PanAmSat перестали работать 80—90% пейджеров. Правда, сейчас, скорее всего, подобное повториться не может: спутниковые телефоны используются лишь в особых случаях, а сотовые телефоны и радио работают благодаря наземным станциям, обычная же телефонная связь, как и интернет, полагается на кабели.

Сеть подводных кабелей, которая связывает континенты. <>Интерактивная версия<> сделана компанией TeleGeography.

Если вывести из строя все спутники, то нам грозят проблемы со связью в труднодоступных районах. «Любители спутникового ТВ не смогут смотреть передачи, станет гораздо менее точной геолокация в каждом автомобиле. Пилотам тоже придется непросто, но у них есть дополнительные приборы. Перестанут обновляться Google Maps», — рассказал «Чердаку» Илья Тагунов, разработчик симулятора работы спутников «Орбита».

Действительно, системы GPS/ГЛОНАСС сейчас используются всеми, кому нужно ориентироваться на местности, — от водителей автомобилей до пилотов самолетов и капитанов кораблей. Однако без спутников навигация, хоть и станет менее точной, не сломается совсем: навигаторы в мобильных телефонах и планшетах могут определять свое положение по сигналу сотовых станций и Wi-Fi, в самолетах есть радионавигация и инерциальные системы, на кораблях — электронные карты. В конце концов, все это как-то ездило, летало и плавало и до появления спутниковой навигации.

Аарон Парецки, сооcнователь компании Geoloqi, визуализировал все свои перемещения во время путешествия по Польше, записанные с помощью GPS-трекера. Иллюстрация: Aaron Parecki/Flickr

Однако навигационные спутники позволяют не только отвечать на вечный вопрос «Где я?». На борту каждого спутника находятся атомные часы, так что спутники постоянно передают точное время. Оно используется во множестве компьютерных систем: например, операторы связи синхронизируют по ним работу сотовых вышек, а банки фиксируют время операций по GPS.

Теоретически без GPS все это должно рассинхронизироваться, но и это на практике оказывается не так страшно. В 2016 году у 15 спутников GPS «сбилось» время — на целых 13 микросекунд. Ошибку быстро устранили, и она не имела заметных последствий для обычных пользователей, хотя и переполошила специалистов.

Кроме того, без спутников станет менее точным прогноз погоды, прекратится не только обновление Google Maps и Яндекс. Карт, но и всякого рода мониторинг Земли из космоса в принципе.

Могут ли спутники «погибнуть»?

«Убить» спутник можно, но очень сложно. Для них опасны сильные солнечные бури, но пока настолько сильных бурь, чтобы хватило на всю спутниковую флотилию, не было, хотя отдельные спутники солнечная активность выводила из строя. Так, геомагнитная буря 1989 года на неделю вывела из строя четыре навигационных спутника.

«Противоспутниковые ракеты сейчас разрабатываются (недавно свои испытания провел Китай), но уничтожить все действующие спутники очень дорого. Разрабатываются и спутники-камикадзе для уничтожения спутников, но это опять же очень дорого. Заблокировать сигнал спутника в конкретной точке можно, если поставить очень сильную глушилку. По всей планете заблокировать связь не получится», — говорит Тагунов.

Илья Тагунов — эксперт Олимпиады НТИ для школьников, профиль «Системы связи и дистанционного зондирования Земли».

Конец «Кассини»

Вспоминаем самые яркие открытия «Кассини» в системе Сатурна

Открытие гейзеров Энцелада, метановых рек Титана и пиков на одном из колец Сатурна — самые запоминающиеся достижения космического аппарата «Кассини», который 15 сентября закончит свою двадцатилетнюю работу.

В апреле «Кассини» начал финальные маневры: 22 витка между Сатурном и его кольцами. В начале работы эта серия была невозможна — слишком рискованно для космического аппарата. Теперь же она позволила взять пробы в атмосфере Сатурна, получить снимки его облаков и колец с близкого расстояния и собрать детальные данные о вариациях гравитационного и магнитного полей Сатурна — это поможет судить о внутреннем строении планеты и исследовать состав колец.

Финальным маневром «Кассини» «нырнет» прямо в атмосферу Сатурна, где сгорит. Последние сигналы космического аппарата примут на Земле около трех часов пополудни по московскому времени 15 сентября.

20 лет в космосе

Миссия «Кассини» была задумана еще в 1982 году, сразу после того, как мимо Сатурна пролетели «Вояджеры». В 1997 году он стал первым космическим аппаратом, который был запущен специально для исследования Сатурна и его спутников. «Кассини» провел в пути семь лет и в 2004 году прибыл к месту назначения, а в 2005-м — доставил на Титан спускаемый зонд «Гюйгенс». [ ... ]

Заминированный космос

Что такое синдром Кесслера и чем именно он нам угрожает

Космическая эра, начавшаяся в 1957 году, может закончиться, не дождавшись своего столетия. Полеты в космос становятся все более опасными из-за множащегося на околоземной орбите мусора.

Одним из первых о космическом мусоре заговорил польский писатель-фантаст Станислав Лем: «Вокруг самой крупной планеты Сириуса, настоящей жемчужины этой планетной системы, возникло кольцо наподобие колец Сатурна, но состоящее из пустых пивных и лимонадных бутылок. Космонавт, летящий этой дорогой, вынужден обходить не только тучи метеоритов, но и консервные банки, яичную скорлупу и старые газеты». В 1964 году эти слова из «Воспоминаний Ийона Тихого» казались шуткой, а сейчас такое кольцо вокруг Земли уже образовалось. Его, конечно, не видно глазом, но принимать защитные меры уже приходится.

Пожалуй, непревзойденный по количеству объектов (но не самый опасный) выброс космического мусора осуществили Соединенные Штаты в рамках проекта «Вестфорд». И произошло это за год до «выступления» Ийона Тихого. Тогда на полярной орбите высотой 3500—3800 км было распылено 480 млн тончайших медных проволочек-диполей (длиной 17,8 мм и толщиной 17,8 микрона). Идея состояла в том, чтобы создать в космосе искусственную среду, отражающую радиоволны для дальней связи взамен ненадежной ионосфере. Против эксперимента выступили астрономы из британского Королевского общества, в СССР газета «Правда» вышла с заголовком «США засоряют космос». ТАСС выступил заявлением, что «американская военщина полностью игнорирует те опасные последствия, которые могут возникнуть для человечества в связи с засорением околоземного пространства в результате таких экспериментов». Как бы то ни было, проект был вскоре закрыт. Большинство иголок из-за очень малых размеров сошли с орбиты в течение 10 лет. Но даже к 2016 году еще отслеживалось 38 комков иголок, которые не разделились при выбросе, и, будучи относительно крупными объектами, не сходят с орбиты.

В мае—июне 2007 года на служебном модуле МКС «Звезда» установили 17 дополнительных противоосколочных панелей для защиты от мелкого космического мусора. Для этого космонавты Олег Котов и Федор Юрчихин дважды выходили в открытый космос. Во время второго из этих выходов на поверхности модуля «Заря» было обнаружено отверстие, «похожее на пулевое». Подобное отверстие диаметром 6 мм, пробитое частицей размером 1−2 мм, видел в 2013 году в солнечной батарее станции астронавт Крис Хэдфилд. До сих пор такие повреждения не наносили станции серьезного ущерба. Однако риск неожиданно получить пробоину есть всегда.

Вояж, вояж

«Вояджеры»: 40 лет, полет нормальный

К УДАЛЕННЫМ ПЛАНЕТАМ

НЬЮ-ЙОРК. 5. (ТАСС). Соединенные Штаты произвели сегодня запуск автоматического космического аппарата «Вояджер-1», предназначенного для исследования планет Юпитер и Сатурн. Запуск произведен с полигона на мысе Канаверал с помощью ракетной системы «Титан-Кентавр».

Запуск этого аппарата ранее дважды откладывался для выяснения причин неполадок в системе автоматического управления космическим аппаратом «Вояджер-2», запущенным 20 августа.

По расчетам американских специалистов, «Вояджер-1» должен достичь района планеты Юпитер в марте 1979-го, а Сатурна — в ноябре 1980 года. «Вояджер-2», летящий с меньшей скоростью, достигнет этих планет позднее. [ ... ]