Текст уведомления здесь

Ни проехать, ни пройти

Что мешает беспилотному транспорту захватить мир

Они в каждой пятой новости: дроны доставляют посылки, беспилотные грузовики рассекают по автострадам. Но если с беспилотниками все так хорошо, то где же они применяются и почему их еще не видно на каждом углу? Об этом «Чердаку» рассказал Антон Рогачев, руководитель образовательных программ лаборатории аэрокосмической инженерии МГУ.
Добавить в закладки
Комментарии

Сами по себе беспилотники — явление не новое. «Спутник — это, наверное, самый беспилотный беспилотник, потому что после запуска его ни поймать, ни отремонтировать нельзя. Но для спутника никакая особенная инфраструктура не нужна. Так, маленькие студенческие спутники „запускают“, попросту выбрасывая с МКС. А уж на орбите от них не требуется особых маневров», — говорит Антон.

Антон Рогачев. Фото предоставлено организаторами Олимпиад НТИ

Антон Рогачев. Фото предоставлено организаторами Олимпиад НТИ

Главное — доставить спутник в околоземное пространство, для чего существуют дорогие, но отработанные технологии. Дальше он будет оставаться на орбите или сгорит в атмосфере, а если на его пути окажется обломок космического мусора, то очень жаль, но увернуться от него у спутника практически нет возможности.

Другой пример работающих технологий беспилотного транспорта — автопилоты самолетов и кораблей. Конечно, такие сложные операции, как взлет и посадка или заход в порт, автопилоту доверить нельзя, однако в воздухе или открытом море, там где нет препятствий, он отлично справляется со своими обязанностями.

Относительно неплохо себя чувствуют и дроны (пока). По крайней мере, военные используют их давно и успешно. Правда, когда дело доходит до их применения в сложных условиях мирной обстановки, например в городе, начинаются проблемы.

Доставка дроном от Amazon: выглядит круто, но в реальной жизни сажать коптер прямо на асфальт перед домом чревато тем, что его украдут вместе с посылкой. Нужна специальная площадка

«Дроны — не самый сложный случай, потому что из инфраструктуры им нужен только воздух и место для посадки. Однако место для посадки требуется специальное, например на крыше. А вот влететь в окно — очень сложная задача, поскольку дрона сносит воздушными потоками, идущими вдоль здания», — поясняет Антон.

Так что доставка пиццы или мелких посылок дронами прямо в квартиру — это пока аттракцион, нежели реальное применение дронов. Чуть лучше дела обстоят с промышленным использованием беспилотников.

«Коптеры умеют автономно осматривать строительные площадки и сельхозполя, где можно смонтировать площадку для дрона. Однако таких областей пока немного, — рассказывает Рогачев. — Даже автономный осмотр ЛЭП — это пока нерешенная задача. Сейчас вместе с коптером вдоль ЛЭП всегда идет инженер».

Использование в сельском хозяйстве: дрон-опрыскиватель

Самый сложный случай — беспилотные автомобили, поскольку им нужна сама сложная инфраструктура, а ее, признает собеседник «Чердака», пока нет: «Если бы все автомобили были беспилотными, проблем бы не было — они бы обменивались информацией о том, что происходит на дороге, и координировали свои действия. Но мы-то живем в мире, где за рулем — обычные люди, которые иногда могут ездить неадекватно. Машина пока не может предсказать поведение такого водителя». Ну, а погодные и регулярно меняющиеся дорожные условия (ремонт/новые развязки/ямы) еще больше усложняют общую ситуацию.

Соответственно, для этого нужны технологии обмена информацией между устройствами и технологии искусственного интеллекта и машинного зрения для распознавания остальных элементов пространства.

Когда датчики станут достаточно дешевыми, а искусственный интеллект достаточно развитым, беспилотный транспорт можно будет сделать действительно безопасным. Возможно, это произойдет в ближайшее время, так как работа над машинным зрением, искусственным интеллектом и интернетом вещей ведется в усиленном режиме во всем мире. История может повториться как с внедрением автомобилей на электрической тяге, полагает эксперт: «Вспомним, как начали распространяться электромобили. Сначала их было почти негде заряжать, но с появлением электромобилей Tesla они стали мейнстримом в Америке. Когда такого уровня продукт появится и среди беспилотных автомобилей, тогда, я думаю, все начнет потихонечку выправляться».

Пока же беспилотные автомобили, автобусы, трамваи и поезда тихонечко ездят там, где им никто не мешает. Как, например, будут это делать автобусы «Матрешка», запуск которых запланирован на следующий год в Сколково.

Тестовый запуск «Матрешки» в Сколково

А реальную практическую пользу пока приносят беспилотные комбайны и сеялки, которые применяются в сельском хозяйстве.

Беспилотный комбайн компании Cognitive Technologies

Антон Рогачев — эксперт Олимпиады НТИ для школьников, профиль «Автономные транспортные системы».

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

О чем мечтают андроиды

Как корреспондент «Чердака» пыталась поговорить с роботами

В прошедшие выходные в Москве прошла выставка Robotics Expo. Корреспондент «Чердака» узнала на ней, чем дерутся дроны, посмотрела на роботов, которые отбирают у людей работу, и взяла у одного из них интервью.
Добавить в закладки
Комментарии

«Приветствую вас в этот погожий денек!» — восклицает робот у стенда Московского технологического института, когда я к нему приближаюсь. В теплом павильоне в Сокольниках, где проходит выставка, ему, конечно, невдомек, что на улице хмурое небо, минусовая температура и ветер. Дальнейший разговор с чудом техники тоже не клеится. «Кто ты такой?» — настойчиво спрашивает стоящий рядом со мной мальчик, но на дисплее робота появляется лишь надпись, из которой следует, что Герман Греф — это президент и председатель правления Сбербанка России. Наверное, ко второму дню выставки он устал общаться с посетителями и думает о чем-то своем, роботическом.

Робот Московского технологического института. Фото: Екатерина Боровикова / chrdk
Робот Московского технологического института. Фото: Екатерина Боровикова / chrdk

На соседнем стенде, принадлежащем компании GBL Robotics, изо всех сил развлекает публику маленький робот-футболист. Он не умеет разговаривать, зато ходит, кувыркается и садится на шпагат. Дети в восторге и выхватывают друг у друга пульт управления.

Единственного робота, с которым мне удалось пообщаться, зовут Kiki. Она может работать в автономном режиме, самостоятельно поддерживая диалог за счет встроенных библиотек и поиска в Google по ходу разговора, а может управляться оператором. Подобраться к Kiki для интервью не так просто — она постоянно окружена желающими поболтать. [ ... ]

Читать полностью

Роботы

От игрушки до Терминатора

Игрушка с часовым механизмом, манипулятор на заводе, домашний питомец и даже врач — это все о роботах. Их прообразами были механические фигурки людей, исполнявших незатейливые действия. Шло время, роботы становились все сложнее, а задачи, для которых их создавали, — все интереснее. Из игрушек они стали помощниками на производстве, виртуозными хирургами, перевозчиками и претендуют на многие другие профессии. Благодаря посольству Великобритании в Москве и Британскому совету в Год науки и образования Великобритании и России мы собрали фотографии роботов с берегов Туманного Альбиона.
Добавить в закладки
Комментарии

Серебряный лебедь, созданный в 1773 году английским мастером Джоном Джозефом Мерлином (John Joseph Merlin) вместе с механиком Джеймсом Коксом (James Cox). Он умеет наклонять шею, осматриваясь в поисках рыбки, и заглатывать ее. На Всемирной выставке в Париже в 1867 году его увидел Марк Твен и позднее описал в очерке «Простаки за границей».

Предтечей роботов были достаточно простые механизмы. Например, итальянские мастера в конце XVI века создали фигурку человека на шарнирах. Вроде бы просто, но без таких манекенов не было бы современных роботов-гуманоидов. [ ... ]

Читать полностью

На лице написано

Как российская компания создала лучший в мире алгоритм для распознавания эмоций

Московская компания NtechLab развивается стремительно. Основанная в конце 2015, она в том же году выиграла престижный международный конкурс алгоритмов для распознавания лиц, а в начале 2016 года вывела на рынок программу FindFace для поиска людей по фотографиям. В этому году она заняла первое место в чемпионате по компьютерному распознаванию эмоций на изображениях. Как работают алгоритмы, вытягивающие столько информации из кучки битов, составляющих лицо, и зачем нужны такие программы — в репортаже «Чердака».
Добавить в закладки
Комментарии

У Антонины Грибановой очень богатая мимика. Она высоко поднимает брови, мимолетно хмурится и очень много улыбается. Антонина — пиарщик в московской компании NtechLab, где она работает «с самого начала, когда нас было только пять человек и три сервера».

Компания занимается компьютерными алгоритмами распознавания лиц. В 2015 году она выиграла международное соревнование MegaFace: ее алгоритм FaceN распознал людей на фотографиях с точностью более 73%, обойдя программы гигантов вроде Google. Теперь в компании несколько десятков сотрудников, а в портфолио — общедоступный сервис FindFace для поиска людей Вконтакте по фотографиям и серия коммерческих продуктов — для банков, магазинов, фестивалей электронной музыки и казино.

Особые приметы

В основе всех этих программ лежит один главный алгоритм, переводящий каждое лицо в вектор признаков — уникальную последовательность чисел, которая, как последовательности нуклеотидов в ДНК, зашифровывает всю информацию о лице. Работает алгоритм на основе нейронных сетей, которые во время тренировки постепенно понимают, на что именно нужно обращать внимание в изображении. [ ... ]

Читать полностью