Молоко и яйца

Как заставить дрожжи делать молоко и яичный белок

Молоко и яйца — производство этих продуктов беспокоит защитников животных и окружающей среды не меньше, чем мясная промышленность. Однако если

Молоко

Молоко, как всем известно, получают от коров, отлучая от них телят. Телята идут на убой, а коровы дают молоко около двух лет и затем отправляются на говядину. Сплошное убийство и никакого удовольствия в жизни несчастных животных, ведь при промышленном производстве их даже осеменяют искусственно. Тем более что выращивание коров в количествах, необходимых для прокорма растущего населения Земли, значительно нагружает окружающую среду.

Альтернатива для тех, кому жаль животных, или тех, кто не переносит лактозу, — растительное молоко из сои, орехов, семян и другого растительного сырья, которое размалывают и смешивают с водой. Правда, даже если вкус у таких напитков приемлемый, молочные продукты из них производить нельзя, а значит, полностью от коров они отказаться не позволяют.

Компания Perfect Day использует генетически модифицированные дрожжи с фрагментами ДНК коровы, встроенными в их генетический код, для получения белков молочной сыворотки и молочного белка казеина. Потом белки смешивают с водой, добавляют жиры растительного происхождения, витамины, минеральные вещества и галактозу взамен молочного сахара лактозы и — получают молоко. Добровольцы, которые его пробовали, говорят, что оно вполне как настоящее. Кроме того, из такого молока можно делать йогурт, сыр и прочие молочные продукты.

В отличие от исследователей, пытающихся выращивать мясо в лабораториях, Perfect Day опираются на технологии, которые существуют уже давно. Использовать дрожжи для превращения сахара в спирт люди научились тысячи лет назад, а генетически-модифицированные дрожжи уже несколько десятков лет применяются для производства инсулина, идентичного человеческому, и других лекарств. Поэтому молоко без коров можно ожидать в продаже намного раньше, чем искусственное мясо: Perfect Day планируют начать продавать его в магазинах уже в конце этого года.

Яйца

Найти растительную замену яйцам намного сложнее, чем молоку или даже мясу, которое худо-бедно можно слепить из сои. Яйца же подделывают только в Китае, во всем остальном мире их несут куры, о печальной участи которых на птицефермах защитники животных могут сказать примерно то же самое, что и о жизни молочных коров.

Компания Clara Foods производит при помощи дрожжей яичные белки. Белок — штука очень простая: ни жиров, ни углеводов, 90% воды плюс протеины, которые придают белку столь востребованные в кулинарии свойства — способность выступать в качестве связующего вещества и образовывать стойкую пену при взбивании.

Технология его получения та же, что и для белков молочных: его производят генетически модифицированные дрожжи, после чего остается отделить белки от дрожжей и смешать с водой. До производства более сложных по составу яичных желтков дело пока не дошло, зато сотрудники компании уже могут продемонстрировать безе, сделанное из «искусственных» белков. Правда, о том, когда же эта технология пойдет в производство, компания пока не говорит.

Производить еду без участия животных может оказаться не только этично, но и выгодно, и безопасно. Животные не страдают, производство требует меньше ресурсов, а продукция получается практически стерильной, ей не передаются бактерии коров и кур, такие как кишечная палочка или сальмонеллы.