Текст уведомления здесь

Нерусские буквы

Почему мы не пишем латиницей по-русски и вряд ли будем

Призывы перевести русский язык на латиницу звучат уже как минимум полтора века. Однако кириллический алфавит пережил Петра Первого, Советскую власть и эпоху становления интернета в России и не собирается сдавать позиции.
Добавить в закладки
Комментарии

Дальние родственники

У кириллицы и латиницы общий предок — греческий алфавит, однако латинский алфавит возник намного раньше кириллицы: он был разработан в VII веке до н.э. на основе этрусского алфавита, который восходит к греческому. Кириллица появилась намного позже, в конце IX — начале X века н.э. Ее создали на основе греческого алфавита специально для распространения христианства среди славянских народов. Католики в то время считали, что богослужение можно проводить только на древнееврейском, древнегреческом или латинском, а византийская церковь относилась к этому вопросу свободнее и, возможно, была больше заинтересована в культурном и политическом влиянии на соседей-славян.

Первая реформа кириллицы

Петр Первый, в рамках технических работ по прорубанию окна в Европу, наводил европейские порядки во многих сферах общественной жизни. Он провел и первую реформу кириллического алфавита, введя «гражданскую азбуку», однако касалась она только начертания букв: шрифт стал похож на те, что использовали в Западной Европе.

«Геометриа славенски землемерие» — первая книга, набранная гражданским шрифтом. Изображение: Wikimedia Commons / Общественное достояние

«Геометриа славенски землемерие» — первая книга, набранная гражданским шрифтом. Изображение: Wikimedia Commons / Общественное достояние

Одновременно Петр попытался избавиться от «лишних» букв, доставшихся кириллице в наследство от греческого алфавита: омеги Ѡ, кси Ѯ, пси Ѱ, и еще пяти других. В 1708 году без них были напечатаны три книги «Геометрiа славенскi землемерiе», «Прiклады како пiшутся комплементы» и «Кнiга о способах творящiх водохожденiе рекъ свободное». Правда, уже в том же году часть букв возвращается в печатную практику. В дальнейшем Академия наук в несколько реформ упраздняла и возвращала некоторые буквы, так что к началу XX века в алфавите все еще оставались фита Ѳ, и десятеричное І, ижица Ѵ и ять Ѣ.

Идеи перехода на латиницу

Мысль о полном переходе русской графики на латиницу впервые зафиксирована в 1833 году, когда вышла книга «Новыя усовершенствованныя литеры для русскаго алфавита» или «Орыt wedenія novыh russkih liter».

Автор, имя которого не указано, предлагал, «чтобы облегчить и сократить первоначальное учение … улучшить ныне употребляемую азбуку: переменить в оной некоторые буквы, сообразно с исправлениями, сделанными Петром Великим … к заимствованным прежде из Латинской принять или приспособить еще несколько букв, а излишние вовсе уничтожить». Излишними автор посчитал и, щ, ъ, ь, ять, э, ижицу и фиту, а для большинства оставшихся букв предложил использовать латинские символы — в русском алфавите стало бы 27 букв.

Алфавит из книги «Опыт введения новых русских литер», 1883 год
Алфавит из книги «Опыт введения новых русских литер», 1883 год

По мысли автора, это бы облегчило изучение русского языка и упростило печатное дело. «Иностранцы не будут смотреть на наши буквы как на полуазиатские; какое торжество для типографий, которые тогда прямо могут печатать красивыми Дидотовскими литерами или получать самые красивые шрифты из всех столиц Европы», — убеждал автор книги.

Вслед за ним в XIX веке появилось несколько проектов перехода на латиницу, однако они оставались на бумаге. В начале XX века об идее перевести русский язык на латиницу благосклонно отзывался Ленин, по свидетельству Луначарского. Однако вождь пролетариата считал, что столь масштабная реформа — дело будущего, а пока следовало провести хотя бы реформу орфографии, упразднив, в числе прочих изменений, и десятеричное, ять и фиту. К середине 1930-х годов, с отказом Сталина от идеи мировой революции, латинизацию свернули — от кириллицы решили не отказываться, а те алфавиты народов Советской России, которые успели латинизировать, стали переводить на кириллический алфавит.

Как это происходило, можно посмотреть на примере казахского языка. В XIX веке православные миссионеры разработали для него кириллическую азбуку, после прихода к власти большевиков для казахов была разработана латиница, затем там ввели кириллицу. А недавно президент Казахстана дал указание опять перевести письменность страны на латиницу.

«Переход языка на другую письменность всегда психологически сложное и очень затратное мероприятие, причем чем большее число людей говорит на этом языке, тем это сложнее. Как говорил один из специалистов в области создания письменностей, в период смены письменности все население оказывается на некоторое время практически неграмотным. У людей за много лет выработались привычки, которые надо ломать, а людям без каких-то очень больших стимулов обратного характера не хочется снова садиться за парту. Смена алфавита в некоторых республиках бывшего СССР связана со сменой не только политической, но и культурной ориентации, что в России вряд ли реально», — считает лингвист Владимир Алпатов.

На русском же продолжали писать кириллицей, и даже первые компьютерные программы, написанные в Советском Союзе, были кириллическими.

Пример программы на языке «Алгол-60» из книги В.М. Пентковского «Автокод Эльбрус», 1982 год
Пример программы на языке «Алгол-60» из книги В.М. Пентковского «Автокод Эльбрус», 1982 год

Вновь вспомнить об идее перейти на латиницу или хотя бы ввести латинский, который мог бы использоваться параллельно с кириллическим алфавитом, заставило распространение интернета в 2000-х годах: писать кириллицей электронные сообщения стало сложно из-за разнообразия кодировок. Те, кто хотел, чтобы их послание гарантированно дошло до адресата в виде читаемого текста, писали на транслите — кто как умел. «Чем на более дальнее время будем мы отодвигать начало процесса латинизации, тем дороже он нам обойдется, потому что начинать его придется все равно; более того, стихийно он уже начался в практике электронной переписки, но пока каждый придумывает для себя свой вариант транскрипции (это я могу видеть по своим корреспондентам), и хаос нарастает», — писал в 2005 году востоковед Сергей Арутюнов, выступавший за перевод русского языка на латиницу.

Однако с распространением Unicode — универсальной кодировки, которая прекрасно справляется с символами большинства алфавитов, эта проблема ушла в прошлое. Интернет не заставил всех русскоязычных пользователей перейти на латиницу, а, наоборот, подстроился под нужды носителей самых разных языков. И до тех пор, пока снова не наступит время перемен, переход на латиницу выглядит очень маловероятным событием.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Преграды возвращаются

Сервис Sci-Hub прекратил работу на территории России

Sci-Hub, крупнейший в мире пиратский сервис доступа к текстам научных статей, сутки назад отключил доступ к себе из российских ip-сетей. Заявленная причина — «крайне неадекватное, оскорбительное поведение российских ученых в адрес создательницы сервиса».
Добавить в закладки
Комментарии
Обновление: Sci-Hub опять доступен в России.

«…Российская наука с возу — кобыле легче. Высвободившиеся ресурсы я направлю на свои исследования. Как принято говорить в России: всего вам доброго, хорошего настроения, здоровья и главное Православия побольше. Проект скорее всего потом как-нибудь продолжит работу, но уже без вас», (авторская пунктуация сохранена — прим. «Чердака») — говорится в опубликованном на сайте Sci-Hub заявлении Александры Элбакян, создательницы сервиса.

Достаточно одного паразита

Sci-Hub — пожалуй, самый популярный сервис среди тех, кто любит читать научные статьи. Он работает очень просто: заходите на сайт, вставляете в строку поиска адрес статьи, её название или DOI и получаете нужную статью. Скрипт сначала ищет её в базе LibGen (дружественного Sci-Hub проекта), а если нужной вам статьи там нет, скрипт пытается достать её с закрытой части сайта издательства. Для получения доступа он использует логин и пароль какого-нибудь подписчика (которым может быть как отдельный человек, так и организация: например, университет). Почему они оказались в распоряжении у владельца Sci-Hub? Это уже другая история, но владелица проекта неоднократно заявляла, что логины и пароли проекту нередко просто добровольно отдают сами учёные, убежденные в том, что научное знание должно быть доступно каждому. За удобство и эффективность Sci-Hub любят, ненавидят и используют по всему миру. В июле этого года исследователи пришли к выводу, что 85,2% всех научных статей, «спрятанных» от широкой публики, уже находятся на «либгене», поскольку хотя бы однажды ей заинтересовался кто-то из пользователей Sci-Hub. [ ... ]

Читать полностью

Эти модульные роботы по-настоящему едины

Добавить в закладки
Комментарии

Интернациональная группа ученых разработала модульных роботов нового поколения. Благодаря «объединяемой нервной системе» (ОНС) автономные универсальные модули могут собираться в системы, которые умеют менять форму, пересобирать себя заново и делиться.

Группа ученых из Бельгии, Португалии и Швейцарии в течение десяти лет работала над усовершенствованием модульных роботов. Такие роботы, подобно деталям конструктора, могут быть объединены в более крупные. Обычно каждый такой модуль — самодостаточный объект в том смысле, что его сенсоры и актуаторы («деятельные» или двигательные части робота) подчиняются отдельному контроллеру и деятельность сборной конструкции представляет собой скорее хорошо синхронизированное коллективное действие, а не функционирует как единая сущность в прямом смысле этого слова.

Создав ОНС-роботов, ученые решили задачу по «слиянию» множества автономных единиц в по-настоящему единый «организм». Каждый модуль, кроме контроллера, сенсоров и актуаторов, также оснащен Wi-Fi-модемом, благодаря которому может обмениваться сигналами со своими собратьями. После объединения один из модулей становится «мозгом», ответственным за принятие решений, а остальные занимают роль ведомых, при этом делясь со всеми входящими в «тело» модулями сенсорными данными. Благодаря этому сенсомоторная координация роботов сохраняется в системе, какую бы форму та ни принимала. [ ... ]

Читать полностью

XXI век: компьютеры учат детей

Обзор технологий дистанционного школьного образования

Все больше сфер жизнедеятельности человека перемещается в компьютер, и образование не отстает. Технологии XXI века позволяют современным школьникам не повторять подвиг Михаила Ломоносова и учиться, где и когда им удобно. В преддверии нового учебного года мы рассказываем о том, каким бывает дистанционное школьное образование в России и — самое главное — смог ли уже компьютер заменить учителя.
Добавить в закладки
Комментарии

Новогодний праздник в детском развлекательном центре. Ведущий просит второклассников написать на листочках свои заказы Деду Морозу. Результат оправдывает ожидания: щенки и котята оттеснены на 3−4-е место, гораздо больше школьников мечтает о последней модели айфона (а самые хитрые сразу просят миллион долларов). Новое поколение точно знает, чего хочет, и не представляет себе жизни без современных технологий. Но когда они еще немного подрастут, научатся ценить то, что не принесет им ни один Дед Мороз. И это — время.

Российские школьники проводят 11 лет в школе. Это минимум шесть часов в день, а с учетом групп продленного дня, домашних заданий и дороги до школы получается гораздо больше. Если же приплюсовать время, потраченное на кружки, репетиторов и прочие дополнительные занятия, рабочий режим получается тяжелее, чем у многих взрослых. Естественным образом встает вопрос о том, можно ли потратить это время более эффективно. Здесь на помощь приходят технологии дистанционного обучения.

Первыми в интернет-школы переселились старшеклассники, почувствовав возможность сэкономить время для подготовки к поступлению в вузы. За ними последовали школьники-спортсмены и музыканты, которым часто не оставляют выбора постоянные гастроли и сборы. К ним присоединились дети с ограниченными возможностями или просто со слабым здоровьем. Наконец, дистанционное образование стало спасением для детей, эмигрировавших из России, которым нелегко сразу интегрироваться в новой среде или которым ближе российская система обучения. Более того, в последнее время постепенно набирают популярность дистанционное начальное образование и даже подготовка к школе, хотя у этих-то «клиентов», кажется, не должно быть проблем со временем. А это означает, что кроме экономии времени у онлайн-обучения есть и другие преимущества.

Как это бывает [ ... ]

Читать полностью