Как в Сибири токсичность почв исследовали

Сибирские биологи научились искать токсины в почве

В Сибирском федеральном университете ученые разрабатывают экспресс-тест, который позволит определять загрязненность и качество почвы за несколько минут. В основе теста лежит биолюминесцентный метод: степень загрязнения фиксируется по степени яркости свечения ферментов светящихся бактерий.
Фото предоставлено пресс-службой СФУ

В отличие от традиционных методов исследования почв, которые могут занимать несколько дней, экспресс-тест позволяет оперативно выявлять наличие полютантов.

Фото предоставлено пресс-службой СФУ

Уже через 10 минут можно сказать, загрязнена ли почва и целесообразно ли проводить химический анализ, чтобы определить вредные вещества, которые в ней содержатся.

Фото предоставлено пресс-службой СФУ

Метод дает ответ «да, загрязнено» или «чисто» даже в случае, когда неизвестно, какими именно веществами загрязнена почва или растущие на ней растения.

Фото предоставлено пресс-службой СФУ

За 2016 год ученые собрали более 180 образцов почв в разных районах Красноярска и Красноярского края. Методы отбора и подготовки почвенных проб для ферментативного биотеста определены ГОСТом.

Фото предоставлено пресс-службой СФУ

Для анализа приготавливают водные вытяжки почвы, которые далее исследуют при помощи комплексного биолюминесцентного ферментативного метода.

Чтобы увидеть, есть ли загрязнение почвы, в раствор добавляют два фермента светящихся бактерий — люциферазу и НАДН: ФМН-оксидоредуктазу, после чего помещают его в биолюминометр «ЛюмиШот» — прибор для измерения свечения.

Фото предоставлено пресс-службой СФУ

В ходе экспериментов также выяснилось, что при помощи биолюминесцентного метода можно определить содержание гумуса и оценить качество почвы.