Текст уведомления здесь

Патч для Госплана

Как Виктор Глушков пытался спасти плановую экономику при помощи сети ЭВМ

24 августа 1923 года родился Виктор Глушков — «разработчик советского интернета» (что не совсем верно) и выдающийся кибернетик, который предложил спасти плановую экономику компьютерными сетями (а вот это так и было).
Добавить в закладки
Комментарии

Глушков вырос в семье горного инженера из Ростова-на-Дону. Он с детства демонстрировал склонность к инженерии — например, сделал модель трамвая на радиоуправлении — и, несмотря на слабое зрение, достиг больших успехов в учебе. Проживание на оккупированной территории не позволило ему попасть в МГУ, но он поступил сначала в Новочеркасский индустриальный институт по специальности инженера-теплотехника, а затем перевелся на мехмат в Ростовский университет, заочником.

По распределению Виктор попал на Урал, и тут сведения о его биографии у разных источников разнятся: в одних говорится про участие молодого математика в работе над атомным проектом, в других же указывается, что Глушков работал всего лишь ассистентом на три четверти ставки в Лесотехническом институте (хотя одно другому не мешает). В любом случае, на этом этапе его жизни ключевая фигура — жена, Валентина Папкова. Выпускница энергетического факультета, попавшая на работу в «Свердловэнерго», дала возможность мужу сосредоточиться на научной работе: он поступил в аспирантуру, успешно защитил диссертацию и в итоге стал одним из ведущих советских специалистов по кибернетике.

Один шаг до «интернета»

С именем Виктора Глушкова связана история ОГАС, Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации. Эту систему зачастую называют «прообразом интернета», однако это не корректно. ОГАС был сетью вычислительных центров для автоматизации советской экономики, и уже поэтому его сложно сопоставить с реалиями нашего времени.

Советская экономика была плановой, а частное предпринимательство в стране было запрещено. Все предприятия получали план «сверху» и занимались его исполнением, и это касалось не только крупных программ, вроде постройки ядерных реакторов, прокладки железных дорог через Восточную Сибирь или перевооружения армии. Производство туалетной бумаги, шоколадок, презервативов или носков тоже подчинялось плану, равно как и розничная торговля.

Задачи вида «заменить сломавшийся канализационный люк» в итоге тоже оказывались привязаны к работе министерств, поскольку новый люк надо отлить на металлургическом заводе (государственном), привезти на нужное место (государственным же транспортом) и установить силами рабочих, которые получают зарплату из государственных же фондов.

 СССР. Москва. 1 ноября 1988 г. В обувном магазине на Кутузовском проспекте продажа дефицита — зимних сапог. Фото: Денисов Роман / Фотохроника ТАСС
СССР. Москва. 1 ноября 1988 г. В обувном магазине на Кутузовском проспекте продажа дефицита — зимних сапог. Фото: Денисов Роман / Фотохроника ТАСС

Глушков и его единомышленники, среди которых стоит отметить Анатолия Китова, автора проекта военной централизованной вычислительной системы, предложили оперативно управлять всей необходимой экономической информацией при помощи системы вычислительных центров. Система предполагалась двухуровневая: на сотню крупных центров предлагалось около 20 тысяч небольших узлов на отдельных заводах или вовсе объединяющих несколько мелких предприятий. В процессе работы Виктор Глушков занимался не только теоретическим обоснованием ОГАС, но и выезжал на места, пытался вникнуть в специфику, понять то, какую именно информацию должна передавать шахта, а какую — завод.

Ученые утверждали, что ОГАС будет стоить около двадцати миллиардов рублей, но в первые пять лет принесет экономический эффект в сто миллиардов (в то время типичная зарплата инженера составляла около 150 рублей и за несколько тысяч можно было приобрести автомобиль). Скорость работы и устранение человеческого фактора в принятии решений могло, по заверению авторов, сделать госпланирование эффективнее и быстрее, избавить от таких типичных проблем, как дефицит и растрата.

Но проект ОГАС не был реализован. Система встретила возражения Центрального статистического управления и ряда советских экономистов. Предложение кибернетиков неоднократно обсуждалось специальными правительственными комиссиями, и план каждый раз отправлялся на доработку. Причиной была и очень высокая сложность проекта, который сам Глушков оценивал как «сложнее ядерной и космической программ вместе взятых», и политические соображения.

ОГАС, будучи не просто сетью для машин, нуждалась не только в компьютерах, но и математических моделях, позволяющих, к примеру, спрогнозировать потребность предприятий в сырье, а для разработки таких моделей многим ученым пришлось бы дать доступ к засекреченным данным. Засекречены они, конечно же, были не только по военным соображениям. Скрывали не только то, сколько делается в стране патронов и сколько выплавляется стали на нужды производства танков, поскольку подобная статистика весьма невыгодно представляла советскую экономику.

Был ли ОГАС прототипом «советского интернета»? Сложно сказать. Как потом написал Глушков, в системе можно было передавать информацию «не путем коммутации каналов и коммутации сообщений, как принято сейчас, с разбивкой на письма, а в обход каналообразующей аппаратуры». Это решение принципиально отличает проект от архитектуры сетей, из которых потом вырос интернет, где информация разделяется на пакеты, и те уже направляются к адресату тем маршрутом, который сама система определит как оптимальный.

Цепочка адресов, которые проходит пакет от компьютера в локальной сети (адрес 192.168.0.1 — домашний маршрутизатор) до сайта журнала Nature. В системе ОГАС предполагалось соединять два узла напрямую.
Цепочка адресов, которые проходит пакет от компьютера в локальной сети (адрес 192.168.0.1 — домашний маршрутизатор) до сайта журнала Nature. В системе ОГАС предполагалось соединять два узла напрямую.

Информационные сети, которые создавали или проектировали в шестидесятые годы, вообще сильно отличались от привычного нам интернета. Компьютеры были большими и дорогими, их возможности — очень скромными, а сфера применения — гораздо уже. В семидесятые годы на страницах популярной книги «Что такое кибернетика?» Глушков уже писал про то, что компьютер может когда-нибудь найти применение в дистанционном обучении, но до Сети в ее современном виде оставалось еще пара десятилетий. Всемирная паутина возникла вообще лишь в 1991 году: первый веб-сайт запустили меньше чем за две недели до августовского путча в СССР.

Когда компьютеры были большими

К моменту предложения ОГАС Виктор Глушков уже был признанным специалистом по кибернетике. В среде математиков известность ему принесла публикация в «Успехах математических наук», где ученый (на тот момент в возрасте 34 лет) рассмотрел обобщенный случай пятой проблемы Гильберта — задачу из знаменитого списка великих математических проблем, составленного в 1900 году Давидом Гильбертом.

Глушков поначалу работал как чистый математик, но в 1956 году ему попалась книга Анатолия Китова «Электронные цифровые машины», и он увлекся кибернетикой. Он опубликовал статью с развитием теории автоматов, начал читать курсы по теории цифровых автоматов в Киевском государственном университете и год спустя стал директором Вычислительного центра в Академии наук УССР. Позже эта организация превратится в Институт кибернетики АН УССР — в ней разрабатывались многие советские компьютеры.

Сегодня компьютеры стоят в каждом доме и на большинстве рабочих мест, они встроены в телефоны, а одноразовый билет на метро содержит внутри микрочип с объемом памяти на уровне ЭВМ «Киев» — детища группы Глушкова в 1956 году. Современная микросхема, управляющая простеньким прибором вроде фена, может иметь быстродействие в сотни раз выше первых компьютеров, которые занимали большую комнату и требовали десятков киловатт электроэнергии.

СССР. Москва. 21 ноября 1967 г. Пассажир у автоматической справочной установки на станции «Комсомольская» Московского метрополитена. Фото: Игнаткин Юрий / Фотохроника ТАСС
СССР. Москва. 21 ноября 1967 г. Пассажир у автоматической справочной установки на станции «Комсомольская» Московского метрополитена. Фото: Игнаткин Юрий / Фотохроника ТАСС

Первые компьютеры, даже после замены громоздких (плюс то и дело перегоравших) радиоламп полупроводниками, были нужны исключительно для вычислений в чистом виде. В своей популярной книге «Что такое кибернетика?» Глушков рассуждает о применении компьютеров в первую очередь для инженерного дела — например, чтобы оптимально выровнять трассу будущей железной дороги. Эта задача, как указывал ученый, решается последовательным перебором разных вариантов, и человек с арифмометром, «делающий две операции с многозначными числами в минуту», проигрывал электронному устройству.

Компьютеры позволяли быстрее выполнять инженерные, военные (например, куда надо повернуть орудие для поражения движущейся цели) и экономические (посчитать бухгалтерский баланс завода) расчеты, и поначалу мало кто представлял всю мощь цифровой техники.

Но время шло, компьютеры получали новые возможности, вместо печатающего ленту с числами устройства появились электронно-лучевые трубки, программирование «на машинных кодах» сменилось использованием языков высокого уровня и компиляторов.

1968 г. Машина для автоматического обнаружения синтаксических ошибок в языках программирования, разработанная в Киевском институте кибернетики. Фото: Редькин Марк, Шамшин К. / Фотохроника ТАСС
1968 г. Машина для автоматического обнаружения синтаксических ошибок в языках программирования, разработанная в Киевском институте кибернетики. Фото: Редькин Марк, Шамшин К. / Фотохроника ТАСС

Глушков не ограничивал себя только решением конкретных инженерных задач, а пытался заглянуть в будущее. ОГАС, проект начала шестидесятых, была специализированной сетью для чисто экономических задач, а в прогнозах Глушкова спустя десять лет появились некие терминалы, при помощи которых можно «даже из дома» получать доступ к цифровым данным. Застать их вживую Виктор Глушков, увы, не успел: в январе 1982 года у него обнаружили опухоль мозга, которая к тому моменту оказалась неоперабельна.

Многие идеи, предложенные Глушковым, были воплощены в жизнь под его же руководством. Что же касается ОГАС и идеи плановой суперкомпьютерной экономики, то она отчасти реализовалась в крупных корпоративных системах: управление сетью розничной торговли или онлайн-магазинами сегодня немыслимо без компьютерных систем. Идея электронных денег реализовалась в банковских картах, тех же онлайн-платежах, а в последние годы — и в криптовалюте. Хотя Глушков, возможно, и не узнал бы в этом свои идеи.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Как магия викингов оказалась физикой

Считалось, что «солнечный камень» из скандинавских саг — это просто мифический предмет. Но он существует — и работает

Викинги видели солнце сквозь облака с помощью описанного в сагах солнечного камня. С его помощью они прокладывали путь через океан. Как именно это им удавалось, ученые не могли разобраться несколько десятилетий. Путь исследователей к разгадке секрета солнечного камня оказался не менее извилистым, чем путь викингов к Гренландии. Зато теперь каждый может за несколько минут соорудить древний навигационный девайс.
Добавить в закладки
Комментарии

Из меди, из дуба грудь

Насколько викинги были хороши в море, поможет понять такой пример. Римляне, столетиями державшие в своей власти почти весь цивилизованный мир, боялись плавать в открытом море. Гораций выразил ужас своего народа перед самой идеей мореплавания в знаменитых стихах:

«Знать, из дуба, из меди грудь [ ... ]

Читать полностью

Изобретай за призовые

Как проходят технологические конкурсы и зачем они нужны

Многие изобретения и технологии появлялись на свет не просто потому, что какому-то инженеру пришла в голову замечательная идея. Зачастую, для того чтобы пробудить интерес ученых и изобретателей к решению какой-то проблемы, им необходимо что-то посулить взамен. Так много лет назад появились технологические конкурсы. Какими они были и бывают до сих пор, кто в них участвует и что получается на выходе — в обзоре организаторов одного из таких конкурсов, Up Great.
Добавить в закладки
Комментарии

От парусной навигации до космических кораблей

Одним из первых технологических соревнований стал «Конкурс Долготы», объявленный Британской академией наук в начале XVIII века. Его суть заключалась в необходимости решить проблему точного определения долготы во время длительных морских путешествий.

Победителем стал часовщик Джон Гаррисон: он предложил использовать в навигации хитрое устройство собственной сборки. Сегодня это известный всему миру хронометр. За прошедшие века конструкция прибора Гаррисона практически не изменилась — совершенствовались лишь технологии изготовления и материалы. Сам английский часовщик, неожиданно совершивший технический прорыв, получил не только славу, но и неплохие для своего времени премиальные.

Еще один пример инженерных состязаний — «Приз Ортега» с призовым фондом 25 тысяч долларов. Его целью было совершение первого в истории беспосадочного перелета через Атлантику. Конкурс выиграл молодой Чарльз Линдберг. В 1927 году на сконструированном винтовом самолете «Дух Сент-Луиса» он совершил первый трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. Тем самым заработал денег и дал новый толчок развитию самолетостроения в США. [ ... ]

Читать полностью

Пять уверенных прогнозов

Технологии беспилотного транспорта в скором будущем изменят быт и бизнес

В России объявлен старт технологических конкурсов Up Great — русского аналога Darpa Grand Challenge, в рамках которого инженерные команды посоревнуются в создании беспилотного автомобиля для русской зимы. По прогнозу РВК и Frost & Sullivan, к 2025 году беспилотники займут 40% мирового рынка легковых машин.
Добавить в закладки
Комментарии

Взрывной рост технологий автономного транспорта приведет к созданию новых продуктов и сегментов бизнеса. Они обещают изменить жизнь людей так же, как в начале ХХ века ее изменило появление автомобиля. Организаторы Up Great выбрали пять «вещей из будущего», которые появятся в результате преодоления технологического барьера, и поделились ими с «Чердаком».

В салоне беспилотного автомобиля на трассе. Автор: Metamorworks / Shutterstock

В салоне беспилотного автомобиля на трассе. Автор: Metamorworks / Shutterstock

Автономный общественный транспорт без водителя

Автоматизация вождения приведет к созданию инновационных продуктов и решений в различных сферах. Одна из них — автономные такси. Благодаря совершенствованию беспилотных технологий они могут набрать популярность уже в ближайшие годы. [ ... ]

Читать полностью