Текст уведомления здесь

Чартер до космоса

Суборбитальный космический туризм ближе, чем кажется

Молодая российская компания «Космокурс» готовится выйти на рынок космического туризма. «Чердак» встретился с генеральным директором организации Павлом Пушкиным и узнал все о полетах в космос.
Добавить в закладки
Комментарии
— Павел, расскажите подробнее о проекте. Что это будет?

— В первую очередь, это будет полноценный космический комплекс. У нас будет ракета, которая стартует вертикально вверх, подбрасывает небольшую капсулу (отделяемую часть космического аппарата с экипажем), и та по инерции летит сначала вверх, а потом падает вниз. За время, пока двигатели не работают, человек будет испытывать невесомость. По нашим расчетам, мы сможем с легкостью обеспечить невесомость длительностью 5-6 минут на высоте около 200 километров. Можно выше. В любом случае, человек успеет отстегнуться, поплавать в невесомости, посмотреть на виды, поиграться чем-то. Космонавты, например, очень любят играть с едой и водой.

— Комплекс будете строить с нуля или уже есть какая-то база?

— Все полностью с нуля. Предполагается, что комплекс будет многоразовым. Единственное, мы планируем использовать базу космодрома «Капустин Яр» в Астраханской области. Все остальное будем делать сами: разрабатывать двигатель, конструкцию ракеты и так далее.

— Почему вы выбрали именно космический туризм? Это для России, как минимум, непривычная отрасль. И откуда деньги на такой дорогостоящий проект?

— Я учился в МАИ. Еще до окончания учебы, в 2004 году, я пошел работать в Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева в КБ «Салют». Там мы с коллегами задумались о проекте запуска человека в космос на легкой ракете. Несколько раз я говорил об этом с руководством — безрезультатно. И вот однажды ко мне обратились из «Сколково» и сказали, что есть российский инвестор, готовый вложить средства в производство ракет. Я предложил ему суборбитальный проект, и он согласился. Есть и другие, но назвать я их пока не могу.

— Сколько сейчас стоит построить космический комплекс?

— Комплекс обойдется нам в 150—200 миллионов долларов, по старому курсу. Сейчас эти цифры будут корректироваться. Но смета может расти, потому что обязательно добавится наземная инфраструктура. Все-таки мы будем работать с туристами.

— Многоразовая ракета, похоже, неплохая возможность сэкономить?

— Нужно, чтобы ракеты выдерживали многократный запуск, но это, скорее, вопрос топлива. Обычно они летают на кислородно-керосиновом топливе, но керосин дает сажу и эрозию. Мы же в качестве топлива выбрали спирт. Он экологически чистый, не дает сажи, выветривается сам по себе, а еще он дешевый.

— Спирт сейчас вообще используется для полетов?

— Нет, сейчас не используется. Его вытеснил керосин — он более эффективный, но только для одноразовых ракет. Самое перспективное топливо на сегодня — метан, но его пока не внедрили.

— Ваши ракеты рассчитаны на несколько пусков. Это значит, что вы построите одну или две и будете ими пользоваться?

— Планируем запускать порядка 700 человек в год. На одной ракете в космос смогут полететь шесть человек — это где-то 100—120 пусков в год. Наши ракеты — это беспилотники, поэтому на каждом пуске мы сможем «сэкономить» одно-два места. Многоразовость ракеты закладывается на 10 пусков, после этого ее можно будет сдавать, например, в музей. По расчетам, в год нам необходимо производить 10-12 ракет.

— А что с двигателем?

— У нас будет абсолютно новый многоразовый двигатель, он разрабатывается специально под нас на основе советских разработок. Технология управления тоже будет создана полностью под нас. Сейчас на ракетах применяются архаичные системы, но есть разработки более компактного и дешевого варианта с новой российской элементной базой. Может быть, применим и новые алюминиево-литиевые сплавы.

— Расскажите о команде. Кто разрабатывает комплекс?

— Наши специалисты в основном заканчивали МАИ и МГТУ имени Баумана. При этом есть как выпускники, так и опытные специалисты, принимавшие участие в создании «Бурана» и при развертывании программы «Звездных войн» (период, когда США и СССР соревновались в разработке космического оружия). Сам я участвовал в создании ракет-носителей семейства «Ангара» и других перспективных ракет и комплексов.

— На какой стадии сейчас проект?

— На данный момент мы переходим к аванпроекту (предварительному плану создания, включающему расчеты, чертежи, макеты — прим. ред.). По сути, мы определились с размерностью всего дела, поняли, как надо производить, запускать, как будет ракета приземляться и так далее.

— И как же?

— Когда мы выводим ракету в космос, от нее отделяется капсула и летит. Ракетный модуль потом входит в атмосферу и там тормозится, дальше включается двигатель, и модуль мягко приземляется на подготовленную площадку. Сама пилотируемая капсула будет спускаться на парашютах и садиться на двигателях мягкой посадки.

Вот как будет выглядеть суборбитальный полет в космос
— Когда планируете завершить проект?

— Мы хотим начать предварительные испытания в 2018 году, а к 2020-му уже осуществить коммерческие пуски.

— То есть вы планируете за три года все построить?

— Нет, не все. Мы будем проводить первые стендовые испытания, когда еще не все построится. Летные начнутся в 2019 году. По плану за год мы проведем десятки пусков и завершим испытательную программу.

— Сейчас вы уже полностью представляете картину, как все должно выглядеть?

— Да. Есть, конечно, проблемы, но они в основном правового характера. Космическим частникам в России живется не очень хорошо… Все документы "заточены" под государственное управление. Даже когда мы касаемся вопроса подготовки космонавтов, то есть наших туристов, заказчиком должны выступать военные.

— Это же логично. Мало ли куда вы запустите свою ракету.

— Логично. Если мы запустим туристов, и они погибнут — это будет на моей совести, а вот за саму ракету будет отвечать наше государство. «Капустин Яр» в двух шагах от Казахстана. Вдруг мы туда «пульнем»? Я все это понимаю. Просто хотелось бы, чтобы были расписаны механизмы по работе с частниками. Нигде не прописано, что такое создание космических комплексов. Написано только, что при его создании нужно получить лицензию.

— Вы, получается, первопроходцы.

— Да, пока люди опасаются идти в эту отрасль, но 900 человек по всему миру уже купили билеты у Virgin Galactic (компания, входящая в Virgin Group британского миллиардера Ричарда Брэнсона, которая планирует в обозримом будущем начать туристические суборбитальные космические полеты). В США, например, люди закладывают дома ради этого.

— Производство ваших комплексов будет отечественным?

— Мы сотрудничаем с Роскосмосом и ЦНИИмаш (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения). Сейчас планируем выстраивать работу с РКК «Энергия», с предприятиями ведем переговоры. Если сможем договориться о совместном производстве, то, конечно, будем делать у них. В случае чего, сможем наладить собственное производство. Это точно можно сделать, но не хотелось бы на это тратить деньги и усилия, если можно привлечь наше отраслевое производство.

— В «Сколково» нам рассказали, что вы планируете занять 50% рынка космического туризма. Это вообще реально?

— 700 туристов в год — это более 50% рынка. У нас, по сравнению с конкурентами, немного другие характеристики полета. С учетом спуска на парашютах весь полет займет 15—20 минут. У того же Брэнсона, например, для того чтобы побыть 3-4 минуты в невесомости необходимо лететь около двух часов.

— То есть ваш прямой конкурент — это Virgin Galactic Брэнсона? Есть кто-то еще?

— Он самый распиаренный. Больше всего на нас похожа компания Blue Origin. Ее владелец — директор Amazon.com Джефф Безос. У него все достаточно закрыто, но, по последним данным, Безос получил контракт на разработку метанового двигателя и, скорее всего, будет работать в этом направлении.

— Как сейчас вообще проходит полет в космос для туриста?

— Как такового космического туризма еще нет. В качестве туристов в космосе побывали только восемь человек, но они летали на орбиту, жили на МКС. Они проходили десятки обследований и платили десятки миллионов долларов. Мы же предусматриваем суборбитальные полеты.

— Требования для суборбитального полета такие же жесткие, как и для полета на орбиту?

— Тут все гораздо проще. Полет очень короткий. Американцы проводили исследования в этом направлении, и под суборбитальные полеты подходили люди даже в возрасте 88 лет, но у нас такие исследования пока не проводились.

— В будущем планируете их провести?

— Да, конечно, вместе с Центром подготовки космонавтов. Лететь на суборбиту не так страшно, как кажется, разве что может немного мутить. Тут надо просто пережить перегрузку. Это из-за долгого пребывания на орбите органы начинают атрофироваться и прочее. А за пять минут ничего не произойдет. Максимум, что-нибудь оторвется. К примеру, важно, чтобы зубы не шатались. После операций — тоже нельзя, а то швы расползутся.

— Сколько будет стоить полет?

— 200—250 тысяч долларов. Расчеты показывают, что это приемлемая цена.

— Какую часть Земли увидят ваши туристы из космоса?

— В принципе будет видно территорию в радиусе 1500 километров вокруг точки старта. Туда попадут Черное море, Белоруссия, Украина, Турция, Казахстан, Россия и другие страны.

— Вы сами когда-нибудь летали?

— Нет, к сожалению, мой вестибулярный аппарат не в форме. Но меня хотят отправить первым, чтобы показать, что комплекс работает. Я не против, могу полететь в рамках первых полетов, но сомневаюсь, что выдержу тренировки.

Татьяна ЧЕРНОВА

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Что такое КПД? Электростанции

Коэффициент полезного действия (КПД) — характеристика эффективности преобразования или передачи энергии системы или устройства. Сравнение разных видов электростанций — в инфографике "Чердака".
Добавить в закладки
Комментарии
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Летающие роботы-курьеры Copter Express

Коптеры, которые все чаще появляются в небе крупных городов, можно использовать не только для доставки грузов, но также для охраны важных объектов, панорамных съемок и даже транспортировки людей. Редакция «Чердака» встретилась с основателем Copter Express Олегом Понфиленком и расспросила о том, как работают эти роботы.
Добавить в закладки
Комментарии
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Что такое КПД? Двигатели

Коэффициент полезного действия (КПД) — характеристика эффективности преобразования или передачи энергии системы или устройства. Самые эффективные машины — в инфографике "Чердака"
Добавить в закладки
Комментарии
часть 1
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы