Спасибо, что вы с нами!

Берегись автомобиля? Часть 2

Как беспилотные автомобили поменяют наши дороги

Чат машин, теневой рынок алгоритмов, автохакеры и рисковые компьютерные водители — «Чердак» фантазирует о мире, в который пришли беспилотники.
Добавить в закладки
Комментарии
...
От редакции, 16/10/2017: Этот текст стал лучшим в номинации «Искусственный интеллект» («Лучшая публикация в Интернет-СМИ») на конкурсе Tech in Media 2017. Чем редакция «Чердака» очень гордится!

Готовы ли вы пожертвовать своим здоровьем ради других? Кто будет определять правила движения беспилотников? Зачем они современным водителям? Ответы на эти и другие вопросы, которые нужно разрешить человечеству для внедрения беспилотников, читайте в первой части материала, а здесь мы решили сконцентрироваться на более детальных и неожиданных вопросах, которые относятся скорее к будущему, чем к настоящему.


Наши дороги готовы к появлению беспилотников?


Пессимист: Для беспилотника нужна идеальная дорога — с четкой разметкой, грамотно установленными и хорошо различимыми знаками и, конечно, хорошим дорожным покрытием. Вряд ли кто станет обучать компьютер ехать по встречке на какой-нибудь дороге в Тверской области, потому что «та сторона всегда свободна или, в крайнем случае, можно разъехаться, а на своей машину угробишь за пять минут». Поэтому пока беспилотники справляются только с автобанами, скоростными дорогами или улицами тихих европейских городков.

«Естественно, чтобы эффективно эксплуатировать беспилотник, он должен рассматриваться как элемент единой транспортно-логистической системы, должна быть умная дорога, по максимуму должны быть устранены пересечения с обычными дорогами старого типа, — говорит руководитель Международного центра робототехники НИТУ МИСиС Александр Балесный. — Кроме того, возникает целый шлейф дополнительных вопросов: кто будет разгружать и загружать беспилотные грузовики, как они заедут на заправку, кто их там будет заправлять? Для беспилотников нужно создавать целую инфраструктуру».

Оптимист: Современный мир густо замешан на данных и все лучше и лучше учится работать с цифрами. Вокруг новой инфраструктуры будут вырастать целые рынки с молодыми стартапами, занимающимися, например, протоколами обмена информации машин друг с другом или даже машин с умным дорожным полотном. Так новые дороги, стимулируемые экономической выгодой, постепенно распространятся если не повсеместно, то хотя бы на крупные городские агломерации.

Цитата будущего: Открытие новой скоростной автодороги с системой электронной поддержки намечено в Москве на День города. Трасса соединит центр столицы с Новой Москвой: из Троицка до Красной площади теперь можно будет гарантированно доехать за 60 минут, а из аэропорта Внуково — за 40 минут.


Автопилот такой дотошный, и нудный, и правильный — может, сделать его более человечным?


Пессимист: Человек соблюдает все правила дорожного движения только один раз в жизни — когда сдает экзамен на права (ну или несколько раз — кому как повезет с экзаменом). Там он ждет, пока бабушка пройдет наконец бесконечный переход на шесть полос и выберется на тротуар, — в реальной жизни после нескольких таких секунд его линчуют заждавшиеся сзади водители.

«Беспилотник должен быть максимально безопасен, а потому любое препятствие на дороге он начнет объезжать, только когда станет полностью уверен в надежности маневра, — говорит Балесный. — Учитывая наши реалии, это может продлиться хоть полдня. Сложно не создать никому помех во время движения».

Похоже, педантам-беспилотникам и обычным водителям будет непросто ужиться друг с другом, и возможно, поэтому исследователи из Intel и Университета Дармштатда предлагают обучать компьютеры с помощью игры Grand Theft Auto.

Оптимист: «Представьте себе телефон, который работает вероятностно: один раз отправит смс, а один раз нет, — говорит руководитель департамента по созданию беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies, Юрий Минкин. — Вы захотите его купить? Беспилотная машина — это точно такой же механизм, и она не должна работать вероятностно, в одной ситуации соблюдать правила, а в другой нет. Транспортная система должна быть предельна детерминирована, ведь сейчас пробки и аварийные ситуации во многом создает как раз иррациональность человека и непредсказуемость его действий. Поэтому мы при разработке своего ПО закладываем представления, что действия других машин всегда немного хаотичны — беспилотники будут уметь ездить в этих условиях, а когда среда будет становиться более четкой, беспилотники станут еще быстрее и еще лучше».

Цитата будущего: Приобрел модель беспилотной электроники «Конвой Люкс A35» две недели назад и уже хочу отнести ее в магазин. Причина проста: машина тормозит везде, где только может! Пропускает всех — от школьников и бабушек до машин, выезжающих со дворов, и полумертвых кошек! Ездить абсолютно невозможно, заявленным характеристикам техника не соответствует. Алексей, 37 лет.




Беспилотники будут подстраиваться под особенности каждой страны?


Пессимист: В России на дорогах приоритет пешеходов, и большинство водителей постарается любыми силами избежать столкновения с людьми, в Китае приоритет, напротив, у машин, и вы начнете переходить дорогу, только когда точно не помешаете ни одному автомобилю, а в Грузии можно и вовсе оскорбить человека, если не ответить на его приветственный гудок клаксоном.

В каждой стране водят по-разному, и создателям беспилотников рано или поздно придется это учитывать. Либо единые правила будут оставлять коридор для небольших изменений с поправкой на культурные особенности, либо беспилотники будут менять эту самую культуру и станут еще одним оплотом глобализации.

Оптимист: «Беспилотники будут приходить только в культурные, цивилизованные общества, где они могут принести пользу, — говорит руководитель Робототехнического центра фонда «Сколково» Альберт Ефимов. — Вот нужны они сейчас в Ираке? Там ценность человеческой жизни настолько низкая, что беспилотники там бессмысленны, потому что главный драйвер внедрения беспилотных технологий — это сохранение человеческой жизни, экономика сохранения человеческой жизни и здоровья. Так что никаких искусственных подстроек под разные страны беспилотникам не нужно, просто одни культуры к ним уже готовы, а другие еще нет».

Цитата будущего: Среди индийских водителей нарастает недовольство современными беспилотными автомобилями. По их словам, они непредсказуемы, не понимают реалий местных дорог и «даже не пропускают коров». На ближайшую субботу, 8 октября, уже намечен общий митинг таксистов и велорикш у офиса компании Google в столице Индии, Нью-Дели.


Не будут ли все беспилотники одинаковыми?


Пессимист: Если все беспилотники неукоснительно соблюдают одни и те же правила, то почему тогда не сделать их одинаковыми? Так дорожная обстановка станет максимально предсказуемой, а машинам будет легче координировать свои действия.

В этом типичном сюжете антиутопий есть один серьезный недостаток: автопроизводители на такую уравниловку не пойдут. Иначе их машины станут хоть и очень умными, очень надежными и безопасными, но абсолютно идентичными коробками, и привлечь покупателя именно к своему бренду можно будет только постоянным снижением цен (и как следствие, со временем и снижением качества). Так что пользователи сначала лишатся свободного выбора, а потом и самих беспилотных автомобилей.

Оптимист: Такая ситуация возникает не впервые. Производство самолетов тоже очень строго регламентировано, но это не мешает строить и продавать совершенно разные модели. Так что непонятно, почему разные компании вдруг одновременно должны лишиться здравого смысла, отказаться от конкуренции и создать одну большую корпорацию.

Цитата будущего: Альпийские луга, взрывы сверхновых и манифесты либертарианцев — чем вдохновляются самые популярные кар-арт-художники современности?

Изображение: Helle / Фотодом / Shutterstock



А что если появится теневой рынок алгоритмов?


Пессимист: В теории игр есть модель, называемая «трагедия общин». Представьте, что вы живете в селе с большим выгоном, на котором можно пасти только общих коров, но потом самый предприимчивый из ваших односельчан начинает пасти там и свою собственную корову. Ему плюс — общий выгон расположен совсем близко и трава там хорошая, а все остальные даже ничего не заметят — поле очень большое, но потом за первым следует второй, третий, четвертый сельчанин и все рушится. Каждый думал схитрить и каждый был уверен, что останется незамеченным, — все вместе они растратили общий ресурс почти до нуля.

Нечто похожее со временем может случиться и на рынке беспилотников. Кто-нибудь из производителей выпускает модель с более смелым, агрессивным стилем вождения, пользователи чувствуют, что так они меньше тратят времени на дорогу и при этом ничем не рискуют (другие машины остаются тихими, спокойными и законопослушными, и поэтому до аварий дело не доходит) и начинают чаще покупать именно эти беспилотники (или готовы выкладывать за них большие деньги и покупать их незаконно, на черном рынке).

Оптимист: Со временем таких агрессоров будет все больше и больше и на дорогах они будут все чаще встречаться друг с другом, а не с обычными тихонями (это описывает другая модель теории игр — «ястребы и голуби»). В результате начнутся аварии и постепенно рынок сам отрегулирует соотношение законных и теневых алгоритмов.

«Более агрессивный режим вождения чреват травмами, жертвами, битыми машинами и большими страховыми выплатами, — говорит Альберт Ефимов. — Если производители станут полностью ответственным за свой софт и за свои машины, как это наверняка и будет с беспилотниками, никто из них даже и думать не будет про такую нечестную игру. Это просто невыгодно».

Цитата будущего: В России ужесточат штрафы за превышение скорости: теперь ответственность будет предусмотрена, начиная с превышения установленных скоростных ограничений на 5 км/ч и больше.


Беспилотник может взломать хакер?


Пессимист: Чем-то похожим занимаются ученые Чжэцзянского университета (Китай) и университета Южной Каролины (США), которые пробовали обмануть сенсоры Tesla Model S несколькими разными способами. Они засвечивали камеру обычным светодиодным фонариком, сбивали ультразвуковой детектор, посылая на него звуковые сигналы схожей частоты, и подавляли шумами работу микроволнового радара.

В результате машина гораздо хуже распознавала окружающую обстановку и могла, например, из-за подложных сигналов увидеть машину там, где в реальности ее не было.

Оптимист: Специалисты Tesla отреагировали на исследование сдержанно: они поблагодарили ученых за работу, но отметили, что к реальному миру она имеет слабое отношение. Все испытания хакеры проводили в статичных условиях гаража. По их словам, тот же генератор микроволнового излучения работает только в радиусе 20 метров, а стоит десятки тысяч долларов. Так что потенциальным злоумышленникам придется еще прилично вложиться как финансово, так и интеллектуально, чтобы взломать летящую по дорогам «Теслу» наверняка.

Цитата будущего: По горизонтали. 3. Человек, незаконно вмешивающийся в работу компьютеров, управляющих автомобилями, автобусами и другим беспилотным транспортом (9 букв).




А диверсии ради страховых выплат?


Пессимист: Поскольку всю ответственность за аварии берут на себя производители, это может запустить целую волну диверсий: человек специально бросается под колеса беспилотнику, а потом получает компенсацию.

Оптимист: Точно такие же истории происходят и с обычными автомобилями, только страдают от них не производители, а водители машин, которых могут привлечь к административной (лишение прав, штраф), гражданской-правовой (моральная компенсация, взыскиваемая пострадавшим через суд) и уголовной ответственности (лишение свободы), даже если сбитый пешеход перебегал дорогу в неположенном месте и с грубым нарушением всех дорожных правил. Впрочем, если водитель докажет, что наезд был совершен в силу непреодолимых обстоятельств (природная катастрофа, ДТП с участием другой машины) или по преднамеренному умыслу пешехода, тогда ответственность будет снята. Такие же поправки наверняка будут предусмотрены и в правилах движения беспилотного транспорта.

Цитата будущего: Ищем людей для интересного проекта, сочетающего как работу в офисе, так и выезды на объекты, связанные с общественным транспортом. Заработок от 5 тысяч рублей в сутки. Славянская внешность и отсутствие судимостей обязательны.


Чем я займу столько свободного времени за рулем?


Пессимист: Часто говорят о дополнительном свободном часе в день после прихода беспилотников: вместо того чтобы рулить по пробкам, человек может спокойно откинуться в кресле и заняться своими делами, но вспомним, чем занимаются стоящие без дела таксисты — спят, говорят друг с другом и смотрят сериалы. Сконцентрироваться на каких-то более сложных действиях будет непросто, а потому производителям развлекательного контента стоит начать готовиться к приходу беспилотников уже сейчас — скоро их аудитория может значительно вырасти.

То же самое относится и к производителям алкоголя — сухой закон за рулем может стать уже не актуальным.

Оптимист: Это не вопрос к технологиям и не вопрос к производителям. Каждый человек сам решает, что делает со свободным временем. Иначе стоило бы всерьез задуматься не только о беспилотниках, но и о роботах-пылесосах, стиральных машинах и даже электрических плитах, ведь еду можно готовить и на костре.

Цитата будущего: Введите начальную и конечную точку маршрута, а также желаемый формат (фильм, документальный фильм, сериал, выпуск новостей, видеоподкаст и т.д.) и тематику видео, которое вы хотите посмотреть в поездке. Дальше программа сама подберет несколько оптимальных вариантов, исходя из продолжительности поездки и вашей истории просмотров.


За минуту на Земле происходит очень много разных событий. Так что час свободного времени в день для всех водителей может сильно поменять мир


Укачивать не будет?


Пессимист: Сейчас водителей укачивает гораздо реже пассажиров, потому что они подсознательно готовятся к каждому маневру, знают, куда повернет автомобиль, и даже стараются скомпенсировать его перемещение едва уловимыми движениями тела. Пассажиры в езду вовлечены меньше, и поэтому их визуальная картинка, чаще всего вполне плавная и размеренная, часто входит в противоречие с данными вестибулярного аппарата, что и заканчивается тошнотой.

В идеальных беспилотниках номинальные водители управлять движением автомобиля уже не будут и, превратившись в пассажиров, тоже могут почувствовать приступы морской болезни.

Оптимист: Проблема с укачиванием, что очевидно, до сих пор не угробила индустрию такси, а значит, справятся с ней и беспилотники. В конце концов, существует масса лекарств, помогающих выжить даже в самой сильной морской качке.

Цитата будущего: Способ применения и дозы: положить под язык и держать до полного растворения. Принимать препарат за 15 минут до начала поездки и далее каждые 90 минут, если поездка длится дольше двух часов. Рекомендуемая доза для взрослых — 150 мг. Рекомендуемая доза для детей — 100 мг.

Зачем мне все-таки покупать беспилотник? И так вроде все нормально...


Оптимист: «Я занимался автоспортом, очень люблю ездить на машинах и очень давно езжу, — рассказывает Иван Кошуринов, директор фирмы «Микрорадар», занимающейся разработкой различных сенсоров как для обычных, так и для беспилотных автомобилей. — Но, например, сегодня я выехал в три часа ночи из своего дома в Нижнем Новгороде, чтобы к девяти приехать в Москву в налоговую, и сейчас понимаю, что эти шесть часов я провел абсолютно бесполезно. Не поспал, не получил удовольствия, ничего не сделал. Вождение — это кайф, и я думаю, оно еще очень долго не умрет, но вот этот переезд я бы с радостью отдал машине с возможностью включения беспилотного режима».

Немного другие планы на личный беспилотник у Александра Балесного: «По моему мнению, беспилотники — это элементы транспортной системы для быстрого перемещения грузов, для сельского хозяйства или для других нишевых задач. Полностью обычные машины они не вытеснят, но все-таки могут быть очень полезными. Вот, например, подъехал ты к дому, вышел из машины и пошел ужинать, а она сама запарковалась на ночь и утром в нужное время уже снова стоит у подъезда — удобно. Или хозяйка пошла в универсам, а он берет детей и отвозит в школу. Тоже хорошо!»

Одним словом, причины на покупку своего личного беспилотника могут быть самыми разными, хватило бы только фантазии.

Реалист: Впрочем, без личного автомобиля можно легко обойтись. Набирающий обороты каршеринг отлично сочетается с беспилотным транспортом, так что вполне вероятно, что в будущем беспилотный автомобиль проще и удобнее будет арендовать, чем купить.
Добавить в закладки
Комментарии
...
Вам понравилась публикация?
Расскажите что вы думаете и мы подберем подходящие материалы