Атомные часики тикают для темной материи

Система из четырех сверхточных часов на трех разных континентах поможет в ее поисках

Международный коллектив ученых придумал, как обнаружить темную материю с помощью атомных часов. Для этого они создали сеть из четырех устройств, не связанных друг с другом в реальном времени.

Обнаружить темную материю, которая, возможно, составляет около 27% массы Вселенной, очень трудно. Попытки поймать эти гипотетические элементарные частицы пока ни к чему не привели, из-за того что темная материя почти не взаимодействует с обычной.

Если темная материя и может как-то действовать на нашу, обычную материю, то у этого воздействия должны быть последствия. Одним из них может быть изменение постоянной тонкой структуры, одной из фундаментальных физических констант. Постоянная тонкой структуры — это отношение скорости вращения электрона на первой орбитали к скорости света, и она равна примерно 0,007. Предполагалось, что эта константа всегда равна одной и той же величине (на то она и константа), но, как показали недавние открытия, эта постоянная меняется со временем, пусть и слабо, на величину примерно 10-19 за год.

Читайте также: В конце ноября 2018-го в NIST пошли новые атомные часы, которые установили сразу три рекорда: точности, стабильности и воспроизводимости результатов

По одной из теорий, темная материя — это топологические дефекты пространства, возникшие во время Большого взрыва. Они могут повлиять на постоянную. Чтобы заметить это воздействие, ученые из Польши, США, Японии и Франции решили использовать атомные часы. Дефекты топологии по-разному должны действовать на разные часы, разнесенные в пространстве. Ученые объединили часы для повышения точности в сеть из четырех устройств — по одному в каждой из четырех стран.

Как объясняют авторы статьи, такая система работает подобно интерферометрии в астрономии: данные от разных датчиков сводятся вместе, чтобы усилить общую картинку. Как указано в статье, точность системы на два порядка превышает точность отдельных атомных часов и позволит заметить скачки константы меньше чем 1,6×1016.

По словам авторов, введение в систему большего количества устройств еще больше увеличит ее точность.