Текст уведомления здесь

Пять уверенных прогнозов

Технологии беспилотного транспорта в скором будущем изменят быт и бизнес

В России объявлен старт технологических конкурсов Up Great — русского аналога Darpa Grand Challenge, в рамках которого инженерные команды посоревнуются в создании беспилотного автомобиля для русской зимы. По прогнозу РВК и Frost & Sullivan, к 2025 году беспилотники займут 40% мирового рынка легковых машин.
Добавить в закладки
Комментарии

Взрывной рост технологий автономного транспорта приведет к созданию новых продуктов и сегментов бизнеса. Они обещают изменить жизнь людей так же, как в начале ХХ века ее изменило появление автомобиля. Организаторы Up Great выбрали пять «вещей из будущего», которые появятся в результате преодоления технологического барьера, и поделились ими с «Чердаком».

В салоне беспилотного автомобиля на трассе. Автор: Metamorworks / Shutterstock

В салоне беспилотного автомобиля на трассе. Автор: Metamorworks / Shutterstock

Автономный общественный транспорт без водителя

Автоматизация вождения приведет к созданию инновационных продуктов и решений в различных сферах. Одна из них — автономные такси. Благодаря совершенствованию беспилотных технологий они могут набрать популярность уже в ближайшие годы.

Главное преимущество пассажирских беспилотников — высокая экономия средств за счет отсутствия водителя. А еще — снижение рисков, связанных с усталостью и слабым вниманием «живого» пилота. Робот может проводить «за рулем» больше времени, а значит, и количество перевозок можно увеличить, а стоимость проезда снизить.

Повлияет на развитие сегмента автономных такси и быстрый рост мобильных сервисов (таких как Uber или Яндекс), легкость вызова средства передвижения по требованию и растущая популярность образа жизни в стиле «car-free».

Высокий уровень автоматизации вождения, считают эксперты, даст зеленый свет индустрии общественного автономного транспорта (англ. Group Rapid Transit, GRT). По улицам городов будут курсировать небольшие автоматизированные электрические микроавтобусы, внешне почти не отличимые от современных маршруток. Но — со встроенным и незримым водителем-роботом, который не будет нервничать, слушать шансон и вылетать на «встречку».

Услуга перевозки будет доступна по требованию — через приложение на смартфоне. Таким образом, долго ждать на остановке автобус-беспилотник не придется. Чем больше будет вызовов, тем больше их выйдет на рейс. Так автономные технологии позволят оптимизировать движение микроавтобусов в периоды увеличенного спроса.

Человек в операционной, работающий совместно с роботом. Автор: Zapp2Photo / Shutterstock

Человек в операционной, работающий совместно с роботом. Автор: Zapp2Photo / Shutterstock

Мобильные роботы и логистические дроны

Развитие автоматизированных систем и «промышленного интернета вещей» (англ. Industrial Internet of Things, IIoT) приведет к активному использованию мобильных роботов в промышленных целях.

Многие технологические компании уже приступили к созданию автоматически управляемых транспортных средств (англ. Automated Guided Vehicles, AGV) для логистики. Новые машины могут выполнять широкий круг задач, включая разгрузочно-погрузочные работы на терминалах морских портов и аэропортов.

Например, Amazon уже применяет свои мобильные устройства Kiva в складской работе. Небольшие роботы способны подбирать и перемещать товары в четыре раза быстрее, чем это делают люди. Сокращение времени на логистику повышает эффективность обработки заказов, уверены в Amazon.

Однако эти роботы пока не полностью автономны — они перемещаются по складу с помощью направляющих меток на полу. Каждый робот Kiva оснащен датчиками, которые помогают ориентироваться в пространстве и объезжать препятствия в виде человека или объектов.

В логистике можно использовать и летающие аппараты — дроны. По оценкам Frost & Sullivan, сервисы по доставке товаров дронами вскоре станут нормой для отправки небольших посылок в радиусе 50 км. Мировой оборот этой индустрии оценивается на уровне 6,7 млрд долларов США уже к 2020 году.

Платонинг

Платонинг представляет собой объединение в группу двух или более беспилотных транспортных средств, прежде всего грузовых автомобилей. Это позволяет повысить эффективность использования топлива, увеличить пропускную способность дорог и обеспечить безопасность движения. Такие группы автомобилей имеют фиксированные расстояния (10−15 метров между каждой машиной) для уменьшения сопротивления и улучшения аэродинамики.

Преимуществ от использования платонинга несколько. Это экономия топлива (около 4,5% для впереди идущего грузовика и почти 10% для транспортных средств в конце группы), более плавный и предсказуемый транспортный поток, снижение нагрузки на водителей (если они будут в колонне). К 2030 году годовой оборот сервисов с использованием платонинга, по оценкам Frost & Sullivan, достигнет $ 12,3 млрд в США и около $ 2,4 млрд в Европе.

Технология платонинга, вероятно, не обойдет стороной и российский рынок автоперевозок. Но для этого придется совершенствовать дорожную инфраструктуру (не только федеральные, но и муниципальные дороги) и законодательно разрешить такой вид перевозок.

Страхование по требованию

Причина большинства аварий на дорогах, как считают эксперты, человеческий фактор. Люди устают, теряют внимание, бдительность. Автоматика лишена этих недостатков. С ростом числа автономных автомобилей ожидается значительное уменьшение количества ДТП.

Как следствие, снижение рисков на дороге изменит индустрию автострахования. Клиент будет оплачивать услуги страховщиков, исходя из активности использования автономного авто. И страховать будет скорее имущество, нежели гражданскую ответственность за возможную аварию, как в случае с ОСАГО.

Обязательство по такому страхованию, скорее всего, перейдет от владельца к производителю транспортного средства. Все страховые случаи, которые сейчас покрываются застрахованным лицом, будут распределяться между несколькими заинтересованными сторонами: производителем, операторами дорожной инфраструктуры, транспортными организациями.

Отели-беспилотники

С развитием беспилотных технологий люди смогут активнее использовать свои машины для дальних поездок в другие города и страны. Потребность в ночлеге в придорожных мотелях снизится, так как водители смогут спать в своем авто во время движения. Это позволит серьезно экономить время, деньги и силы во время длительных путешествий.

Для повышения комфорта водителей и пассажиров производители будут превращать беспилотники в передвижные отели-трансформеры. Салоны будущих автомобилей будут адаптированы как под использование в режиме вождения, так и в специальном режиме сна, что станет серьезным вызовом для традиционной индустрии гостеприимства.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Стреляли в спину

Как на установке AWAKE добились рекордного темпа ускорения электронов

Международной коллаборации физиков, среди которых есть и представители российских научных институтов, удалось получить на выходе из десятиметрового устройства электроны с энергией 2 гигаэлектронвольта, ранее доступной лишь на установках в разы большего размера. «Чердак», поговорив с физиками, рассказывает, в чем большой секрет маленькой установки.
Добавить в закладки
Комментарии

Группа специалистов из ЦЕРН, среди которых есть сотрудники Института ядерной физики Сибирского отделения РАН, продемонстрировала возможность разгона электронного пучка при помощи кильватерного ускорения. По словам Константина Лотова, профессора Новосибирского государственного университета и главного научного сотрудника ИЯФ СО РАН, «это название появилось из-за аналогии со следом на поверхности воды, который остается за кормой идущего судна. Пучок-драйвер, проходя через плазму, создает в ней волну и таким образом разгоняет электроны, летящие следом. Раньше в качестве драйвера использовались пучки электронов или мощные лазерные импульсы. Мы же нашли способ использовать протонный пучок, в котором в тысячи раз больше энергии, чем в самых лучших электронных и лазерных драйверах. За протонным драйвером электроны летят в одной длинной плазменной секции, и это довольно простая конструкция. Другие же драйверы надо периодически заменять на „свежие“, делать много небольших секций — это гораздо сложнее, поэтому наш вариант ближе к практическому воплощению».

Установка AWAKE в сборе. Частицы перемещаются по металлической трубе, видимой слева; плазменная ячейка, заполненная парами рубидия при температуре 200 градусов Цельсия, расположена на желтых опорах. Черная плита (слева) — оптический стол; установка оснащена вынесенным в отдельную комнату мощным импульсным лазером для ионизации плазмы. Фото: Brice, Maximilien / CERN
Установка AWAKE в сборе. Частицы перемещаются по металлической трубе, видимой слева; плазменная ячейка, заполненная парами рубидия при температуре 200 градусов Цельсия, расположена на желтых опорах. Черная плита (слева) — оптический стол; установка оснащена вынесенным в отдельную комнату мощным импульсным лазером для ионизации плазмы. Фото: Brice, Maximilien / CERN

Лотов является теоретическим координатором проекта AWAKE, Advanced proton-driven plasma WaKefield Acceleration Experiment. Работающие в нем ученые рассчитывают найти новые методы ускорения электронов и добиться еще больших результатов. Если сейчас каждый метр ускорителя добавляет к энергии частиц 200 МэВ, то теоретически кильватерное ускорение позволит набирать до тысячи МэВ на метр, или 1 ГэВ/м.

МэВ, он же мегаэлектронвольт, является мерой энергии частиц и кратной единицей от электронвольта. Электрон приобретает энергию в 1 эВ при перемещении между точками с разницей электрического потенциала в 1 вольт, и это довольно скромная величина. Кванты видимого света имеют энергию чуть выше, тысячи эВ соответствуют рентгеновским лучам, а МэВ уже характеризуют продукты ядерных реакций. Энергии следующих диапазонов, ГэВ и ТэВ («тера-», 1000 ГэВ) относятся к «большой» физике с бозоном Хиггса, экзотическими кварками и материей в недрах нейтронных звезд — это сфера уже не прикладных технологий, а фундаментальных исследований. [ ... ]

Читать полностью

Изобретай за призовые

Как проходят технологические конкурсы и зачем они нужны

Многие изобретения и технологии появлялись на свет не просто потому, что какому-то инженеру пришла в голову замечательная идея. Зачастую, для того чтобы пробудить интерес ученых и изобретателей к решению какой-то проблемы, им необходимо что-то посулить взамен. Так много лет назад появились технологические конкурсы. Какими они были и бывают до сих пор, кто в них участвует и что получается на выходе — в обзоре организаторов одного из таких конкурсов, Up Great.
Добавить в закладки
Комментарии

От парусной навигации до космических кораблей

Одним из первых технологических соревнований стал «Конкурс Долготы», объявленный Британской академией наук в начале XVIII века. Его суть заключалась в необходимости решить проблему точного определения долготы во время длительных морских путешествий.

Победителем стал часовщик Джон Гаррисон: он предложил использовать в навигации хитрое устройство собственной сборки. Сегодня это известный всему миру хронометр. За прошедшие века конструкция прибора Гаррисона практически не изменилась — совершенствовались лишь технологии изготовления и материалы. Сам английский часовщик, неожиданно совершивший технический прорыв, получил не только славу, но и неплохие для своего времени премиальные.

Еще один пример инженерных состязаний — «Приз Ортега» с призовым фондом 25 тысяч долларов. Его целью было совершение первого в истории беспосадочного перелета через Атлантику. Конкурс выиграл молодой Чарльз Линдберг. В 1927 году на сконструированном винтовом самолете «Дух Сент-Луиса» он совершил первый трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. Тем самым заработал денег и дал новый толчок развитию самолетостроения в США. [ ... ]

Читать полностью

Как магия викингов оказалась физикой

Считалось, что «солнечный камень» из скандинавских саг — это просто мифический предмет. Но он существует — и работает

Викинги видели солнце сквозь облака с помощью описанного в сагах солнечного камня. С его помощью они прокладывали путь через океан. Как именно это им удавалось, ученые не могли разобраться несколько десятилетий. Путь исследователей к разгадке секрета солнечного камня оказался не менее извилистым, чем путь викингов к Гренландии. Зато теперь каждый может за несколько минут соорудить древний навигационный девайс.
Добавить в закладки
Комментарии

Из меди, из дуба грудь

Насколько викинги были хороши в море, поможет понять такой пример. Римляне, столетиями державшие в своей власти почти весь цивилизованный мир, боялись плавать в открытом море. Гораций выразил ужас своего народа перед самой идеей мореплавания в знаменитых стихах:

«Знать, из дуба, из меди грудь [ ... ]

Читать полностью