5 минут о магии и технологиях

Что ждет нас в будущем? Как сильно современные технологии похожи на магию? И чем может быть полезен волшебный клинок из Средиземья в повседневной жизни? О книге Дэвида Роуза «Будущее вещей» рассказывает Маша Осетрова.

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я расскажу вам о волшебных вещах нашего будущего.

Артур Кларк, автор знаменитого рассказа «Часовой», по мотивам которого Стенли Кубрик снял «Космическую одиссею 2001», однажды сказал: «Любая достаточно развитАя технология неотличима от магии». Слушая сказки и легенды, читая фантастические истории, мы с детства мечтаем заполучить в свое владение волшебную палочку, чудо-зеркальце или Экскалибур.

Взрослея, мы понимаем, что именно наука поможет нам создать вещи с необыкновенными свойствами. Но почему-то вместо волшебных палочек и ковров-самолетов развитие технологии предлагает нам все более загадочные коробочки с черными экранами и непонятными иконками.

Дэвид Роуз, преподаватель медиалаборатории Массачусетского технологического института, называет будущее, в котором все интерфейсы спрятаны под слоем стекла, «Миром терминалов». Ему представляется настоящим кошмаром сценарий развития, при котором все наши вещи, привычные и дорогие сердцу, поглотила тонкая черная стеклянная пластина.

В книге «Будущее вещей» Дэвид Роуз рассказывает о своем видении будущего, предлагая читателю взглянуть на реализацию новых идей с трех точек зрения: дизайна, технологий и бизнеса.

«Мир терминалов», с которым на сегодняшний день мы все близко знакомы, — лишь один из трех основных направлений развития технологии. Второй путь — «технопротезирование», разработка носимой электроники. Движение по этой траектории подразумевает, что технологии сконцентрированы на каждом отдельном индивидууме и превращают его в «сверхчеловека».

Третий вариант развития интерфейса — это придание ему человеческих черт. Компьютеры будут стараться расположить нас к себе и сформировать привязанность, имитируя то, что мы называем человеческими отношениями. В этом мире компьютерный интеллект будет воплощен в виде максимально независимых исполнителей.

В свою очередь Дэвид Роуз предлагает еще одно направление — создавать волшебные объекты, наделяя привычные нам предметы необыкновенными свойствами. А идеи для этого черпать из знакомых нам с детства сказок и легенд.

Один из перспективных в этом смысле объектов — короткий меч Жало, найденный Бильбо Бэггинсом в пещере троллей, который он затем подарил Фродо. Одно из магических свойств кинжала — способность оповещать своего хозяина о приближении орков или гоблинов.

И Фродо ценил свой клинок в первую очередь не за остроту или ухватистость рукояти, а за чувство безопасности и защиты, которые меч давал своему хозяину, воплощая древний инстинкт самосохранения. Это свойство Жала вдохновило Дэвида Роуза к созданию более повседневного, но от того не менее полезного предмета — зонтА Ambient umbrella.

Он обладает волшебной функцией напоминать о себе, когда вы готовитесь выйти на улицу. Беспроводной приемник в рукоятке зонта получает данные о погоде применительно к зоне действия вашего почтового индекса. Если в прогнозе дождь, верхушка рукояти начинает светиться мягким голубым цветом подобно Жалу.

Анализируя свойства волшебных предметов, которые раз за разом появляются в сказках и фантастических рассказах, можно определить шесть ключевых стремлений человека, воплощенных в магических объектах.

Это всеведение (в том числе способность предсказывать будущее), телепатия, неуязвимость, бессмертие, телепортация и, конечно, возможность самовыражения.

Волшебный объект должен уравновешивать в себе практичность и удовольствие пользования, реализуя по крайней мере одно, а лучше сразу несколько наших стремлений. Он не должен быть до скучного прикладным и не должен доставлять одно только удовольствие. По-настоящему состоятся в качестве товаров те волшебные объекты, которые продолжат наши традиции и исполнят давние мечты.

В своей книге Дэвид Роуз приводит реальные примеры волшебных объектов, которые легко впишутся в нашу жизнь. «Умный» пузырек для таблеток, напоминающий о необходимости принять лекарство. Ручка, способная оцифровывать записи в режиме реального времени. Или кошелек с доступом к вашему банковскому счету, который становится сложнее открыть, когда у вас заканчиваются деньги, вы злоупотребляете кредитом или совершаете импульсивную покупку.

На этом все, читайте умные книги, мечтайте и изобретайте, читайте портал «Чердак» и смотрите следующее видео, в котором я расскажу вам о том, как отличить науку от лженауки.

Vita ex machina № 6

Принтер для вирусов, радиоуправляемая стрекоза и другие новости бионики

В лабораториях бьются искусственные сердца, молекулярные компьютеры играют в крестики-нолики, а крошечные медицинские роботы учатся взаимодействовать между собой внутри наших тел. Люди всегда мечтали подражать природе, и теперь это получается у них все лучше. «Чердак» отбирает самые интересные бионические новости, чтобы вы не потерялись в этом новом, странном мире.

Американец Крэйг Вентер — фигура знаковая в мире биотехнологий. Он был одним из главных людей в гонке за расшифровку человеческого генома, он ищет минимальный набор генов, необходимых для жизни, и он же создает искусственную, синтетическую жизнь. Последние два направления тесно связаны между собой. Например, для одних экспериментов команда Вентера взяла бактерию Mycoplasma mycoides и последовательно удаляла из ее генома разные гены, чтобы проследить, какие из них критичны для поддержания жизни, а какие нет — так они получили набор из 473 генов.

Дальше ученые взяли этот минимальный геном, полностью синтезировали его «в пробирке» и внедрили в предварительно выскобленные, лишеные ДНК, живые бактерии Mycoplasma mycoides. В результате эти наполовину искусственные, наполовину природные микроорганизмы даже могли размножаться и получились вполне жизнеспособными. Такие конструкты Вентер и называет синтетической жизнью — может быть, немного громко, но, судя по тому, что его исследования отлично публикуются в лучших научных журналах, как минимум какой-то части научного сообщества такая смелость импонирует.

Впрочем, у Вентера есть и другие, еще более смелые проекты. В последнее время он любит рассказывать о «биологической телепортации» — следующем уровне истории с синтетической жизнью. По задумке Вентера, можно сделать принтер с чернилами из нуклеотидов и аминокислот, который будет получать данные о расшифрованных геномах и печатать по ним живые клетки и микроорганизмы. Этой идеей ученый заразил Илона Маска, и теперь они вместе мечтают о биологическом принтере на Марсе, чтобы распечатать бактерии для терраформирования климата красной планеты под привычные нам условия.

Недавно этот проект сделал первый шаг. В Nature Biotechnology вышла статья с принципиальной схемой биологического принтера и первыми результатами экспериментов: ученые распечатали молекулы ДНК, РНК и белков, вирусные частицы гриппа и венесуэльского энцефаломиелита лошадей, а также бактериофагов. Правда, никаких слов о биологической телепортации там нет, да и сам биологический принтер называется несколько скромней и технологичней — дигитально-биологическим конвертером. [ ... ]

5 минут о составе еды

Из чего состоит то, что мы едим? Как изучают настоящий состав продуктов? И что можем сделать мы с вами, чтобы обезопасить себя от подделок? Обо всем этом — в новом выпуске с Машей Осетровой.

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я расскажу вам о том, как узнать, что мы на самом деле едим.

«Ты — то, что ты ешь», — нередко можно услышать от знакомых, которые считают, что питаются лучше или правильнее тебя. Но насколько в действительности мы можем быть уверены в том, что лежит в нашей тарелке? Как выяснить истинный состав продуктов, которые попадают к нам на стол?

Конечно, если речь идет об огурцах или помидорах, выращенных заботливыми руками вашей бабушки, редко у кого возникает вопрос об их натуральности. Хотя и тут могут быть нюансы: кто знает, что могли подмешать в удобрение, продававшееся с этикеткой «100% органическое», или что ела корова, произведшая вроде как вполне натуральный навоз? [ ... ]

Идея кажется фантастической

Что физик и астроном думают об искусственном магнитном поле для Марса

Недавно на конференции Planetary Science Vision 2050 Workshop Джим Грин (Jim Green), директор подразделения NASA по изучению планет, выдвинул идею укрыть планету от солнечного ветра искусственным магнитным полем так, чтобы у нее снова появилась атмосфера. Однако пока эта идея остается неосуществимой.

Считается, что Марс, который сегодня представляет собой холодную, сухую планету с очень тонкой атмосферой, раньше был куда более комфортным для жизни местом. Но у планеты исчезло магнитное поле, которое защищало ее от солнечного ветра, из-за этого пропала атмосфера, вода осталась только под поверхностью в виде вечной мерзлоты и Марс превратился в безжизненную пустыню с шапками льда из углекислоты на полюсах.

Фантазия на тему, как Марс мог бы выглядеть в далеком прошлом