Знай наших! Об устойчивости к антибиотикам

Вот уже 75 лет антибиотики помогают человеку в войне с бактериями, но те и не думают сдаваться. Более того, бактерии так быстро вырабатывают устойчивость к антибиотикам, что людям приходится применять против них все новые и новые средства. Почему так происходит, где рождаются самые опасные бактерии и как устойчивость к антибиотикам распространена по миру? Смотрите в новом выпуске «Знай наших».

Всем привет! С вами Анна Шустикова и рубрика о российской науке «Знай наших».

В 1941 году в мире произошло событие, во многом изменившее ход жизни миллионов: человека впервые вылечили с помощью пенициллина. С этого началась триумфальная эра антибиотиков. Казалось, что бактерии, в прошлом уносившие множество жизней, наконец-то были побеждены. Однако с течением времени бактерии научились выживать под натиском пенициллина, а затем и других антибиотиков. Почему так происходит и каков масштаб катастрофы — в этом мы постараемся разобраться сегодня.

В отличие от человека бактерии живут совсем недолго и очень быстро размножаются. И у этого есть свои плюсы: поколения сменяются быстро, а значит, и эволюция идет быстрее. То есть у бактерий куда быстрее, чем у человека, может появиться полезная мутация. Например, та, которая сделает бактерию невосприимчивой к антибиотику. Причем бактерии в отличие от нас могут передать эту полезную мутацию не только своим потомкам. Совершенно разные бактерии, просто оказавшиеся поблизости друг от друга, например в кишечнике человека, могут обменяться участками ДНК. В частности, отвечающими за устойчивость к антибиотику.

Именно поэтому врачам важно всегда иметь наготове новые антибиотики, устойчивость к которым — или, как ее еще называют, резистентность — не успела закрепиться среди бактерий. Однако придумывать новые антибиотики сложно, дорого и к тому же не очень-то выгодно, ведь очень быстро бактерии выработают устойчивость к новому препарату. Поэтому за последние пятьдесят лет новых вариантов было предложено не так уж и много, и особенно плохо дела обстоят в борьбе с так называемыми грамотрицательными бактериями. Их клеточная мембрана покрыта дополнительным липидным слоем, и поэтому, прежде чем попасть в клетку и начать там свою разрушительную деятельность, антибиотик должен пройти через узкие канальцы в липидном слое. Если же вещество будет для клетки незнакомое, то канальцы закроются, а специальные внутриклеточные насосы откачают то, что все-таки успело попасть внутрь клетки.

До недавнего времени для борьбы с грамотрицательными бактериями у человека оставалась горстка весьма опасных препаратов. Они дают массу осложнений и поэтому в медицинской практике используются лишь в крайних случаях. Но и к некоторым из них бактерии уже успели выработать резистентность. Как так?

А все дело в том, что антибиотики, в том числе и некоторые из тех, отложенных на черный день для лечения человека, применяются в сельском хозяйстве. Причем дают их не только больным коровам и свиньям, нет, их примешивают к корму вполне себе здоровых животных. Ведь благодаря небольшим ежедневным дозам антибиотиков животные быстрее прибавляют в весе. Только вот незадача: такая диета помогает бактериям вырабатывать устойчивость к этим препаратам.

Впрочем, разумеется, устойчивые к антибиотикам бактерии появляются не только на фермах. Более того, самые страшные бактерии, способные выжить под натиском разных типов антибиотиков, рождаются не там, а в больницах, и особенно — в реанимационных отделениях. Несмотря на дезинфекцию, какие-то бактерии все-таки остаются на поверхностях, аппаратах ИВЛ, халатах. А затем эти выжившие проходят проверку антибиотиками самого широкого спектра, ведь именно такие дают пациентам реанимаций. Пройти через это и остаться в живых могут только те немногие, у кого есть мутации, делающие их невосприимчивыми к действию всех этих лекарств. Таким образом на свет появляются «супербактерии», которым ни один из известных на сегодняшний день антибиотиков нипочем. И от таких уже сегодня погибают люди.

Однако есть и хорошие новости. Ведь совсем недавно ученые из Иллинойского университета впервые за многие годы предложили новое вещество для борьбы с такими супербактериями. Оно эффективно как раз против грамотрицательных бактерий (напомню, это те, у которых клетка защищена специальной липидной мембраной) и является антибиотиком широкого спектра. Кроме того, ученым удалось не просто получить одно работающее соединение, но и сформулировать, какая структура должна быть у эффективного антибиотика. Так что можно надеяться, что в скором времени появится новая линия антибиотиков, способных справиться даже с самыми страшными грамотрицательными супербактериями.

На этом, разумеется, война бактерий и человека не закончится, и поэтому хорошо бы знать, какими силами обладает противник, а именно: как устойчивость к антибиотикам распространена по миру. И вот недавно российские ученые из Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины, МФТИ и Лаборатории данных создали онлайн карту ResistoMap. Там вы можете выбрать тип антибиотиков и узнать, как обстоят дела с устойчивостью к ним в той или иной стране. Она основана на данных 12 исследований кишечной микробиоты по 15 странам.

Там можно обнаружить некоторые интересные закономерности, которые, кстати, подтверждаются и другими исследованиями. Например, в Европе наибольшая устойчивость к антибиотикам наблюдается в микробиоте французов. Это ученые связывают с тем, что во Франции антибиотики назначаются часто, да и купить их без рецепта не так уж и трудно. А самую низкую резистентность можно встретить у индейских племен из Венесуэлы, все еще живущих по старинному укладу и оттого совсем не сталкивающихся с современными методами лечения, а значит, и с антибиотиками.

Так что помните: не стоит употреблять антибиотики просто так, без рецепта врача. Кроме того, если вы уже начали прием, то ни в коем случае не бросайте его на середине — так бактерии не умрут, а вот шансы выработать устойчивость у них повысятся.

У меня же на этом все. Будьте здоровы, читайте новости науки на нашем сайте, и — до встречи!

В РАН должен стоять дым коромыслом

Интервью с академиком Александром Сергеевым

Корреспонденты «Чердака» побеседовали с директором нижегородского Института прикладной физики РАН академиком Александром Сергеевым, выдвинутым кандидатом в президенты РАН, о том, что он любит, что считает необходимым и на что надеется.

— Александр Михайлович, почему вы решили принять участие в предвыборной гонке и кто вас поддержал?

— Если сказать честно, до середины апреля этого года у меня не было мысли баллотироваться на пост президента Академии наук, но эти события, которые произошли в марте, заставили меня взглянуть более озабоченно на то, что происходит.

Для меня очень дорого доверие моих коллег-физиков. Я считаю, что отделение физических наук РАН во многом основополагающее для Академии — и по науке, и по взаимоотношениям с промышленностью и оборонкой, и по демократическим принципам существования. Для меня очень дорого то, что физики оказали мне доверие. Благодаря их поддержке я принял такое решение.

— В чем заключается ваша предвыборная программа? [ ... ]

РАН не должна быть обращена внутрь себя

Интервью с академиком Алексеем Хохловым

Проректор МГУ, доктор физико-математических наук, специалист в области физики полимеров, академик Алексей Хохлов рассказал «Чердаку» о том, что не так в Российской академии наук, почему в институтах переводят сотрудников на долю ставки, а также как это исправить.

— Алексей Ремович, почему вы решили выдвинуться кандидатом на пост президента РАН?

— В последние годы помимо основной работы в МГУ я возглавлял Совет по науке при Министерстве образования и науки РФ. Этот совет занимал активную позицию по многим вопросам научной жизни в России (все принятые нами с 2013 года документы можно посмотреть на сайте sovet-po-nauke.ru). Кроме того, я вхожу в Совет по науке и образованию при Президенте РФ, Президиум РАН, Научно-координационный совет федерального агентства научных организаций (ФАНО). Старался участвовать в работе всех этих органов неформально, активно вносил свои предложения. За счет этого накопились и определенное понимание ситуации, и определенный опыт.

После того, что произошло на общем собрании Российской академии наук в марте, я почувствовал, что этот опыт может быть востребован на посту президента РАН. Для начала я опубликовал концепцию своей возможной программы — в начале мая вышла статья в «Троицком варианте». Она была достаточно позитивно воспринята моими коллегами. С учетом этого я окончательно решил выдвинуть свою кандидатуру, причем не через отделения, а путем сбора подписей. Это связано с тем, что после неудачи мартовского собрания РАН именно я предложил президиуму Академии наук ввести норму, согласно которой выдвижение кандидата в президенты РАН осуществляется путем сбора подписей. И президиум со мной согласился, правда, оставил выдвижение от бюро отделений. Я предлагал это вообще убрать.

Примечание «Чердака»: бюро отделения РАН — орган управления отделением, состоящий из членов Академии наук под председательством академика-секретаря. Согласно положению о выборах, действовавшему в марте 2017 года, и профильные, и региональные отделения РАН могли выдвинуть по одному претенденту на пост президента РАН. Кандидатура определялась по итогам голосования на заседаниях бюро отделений или президиумов региональных отделений. [ ... ]

«Юнона» и Юпитер: первое свидание

Обработаны данные первого пролета «Юноны» над Юпитером

Проанализировав данные, собранные космическим аппаратом «Юнона» во время его первого пролета над Юпитером, исследователи выяснили, что сила магнитного поля Юпитера примерно в два раза больше, чем считалось ранее.

«Значение наблюдавшегося магнитного поля — 7,766 Гаусс — почти в два раза сильнее, чем ожидалось», — пишут в статье, опубликованной в журнале Science, Скотт Болтон (Scott Bolton) из Юго-Западного научно-исследовательского института (США) и его коллеги.

Космический аппарат «Юнона» был запущен к Юпитеру 5 августа 2011 года и долетел до своей цели в июле 2016 года. Основная задача «Юноны» — получить информацию о происхождении и эволюции Юпитера. Каждые 53 дня космический аппарат проходит над верхним слоем облаков в атмосфере планеты.

Облака на Юпитере, вероятнее всего, состоят из водяного и аммиачного льда. Иллюстрация: NASA / SWRI / MSSS / Gerald Eichstädt / Seán Doran