Текст уведомления здесь

Не заметить слона

Так ли хорошо мы управляем своим вниманием, как нам кажется (подсказка: нет)

Нам часто кажется, что наша картинка объективна, мы привыкли доверять собственным глазам. И напрасно: они могут смотреть на гориллу и не видеть ее, они могут не отличить друг от друга двух разных людей и еще постоянно смотрят по сторонам в поисках удовольствий, денег и опасностей.
Добавить в закладки
Комментарии

У Хорхе Луиса Борхеса есть рассказ «Фунес, Помнящий», герой которого, Иренео Фунес, в результате травмы стал воспринимать и запоминать все, что видит, невероятно детально: «Мы, взглянув на стол, увидим три стакана с вином; Фунес же видел все усики, листики, виноградины, из которых сделано вино». Эта способность совсем не способствует его интеллектуальному развитию, напротив. «Думать — значит забыть различия, уметь обобщать, резюмировать. В чрезмерно насыщенном мире Фунеса не было ничего, кроме подробностей…» — пишет Борхес.

Невидимая горилла

Внимание обычного человека куда более избирательно. Это необходимо, чтобы из огромного потока информации, поступающего из внешнего мира, выбрать то, что нужно и важно на данный момент. Часть информации при этом неизбежно теряется, хотя мы этого и не осознаем. Это можно увидеть в известном эксперименте с гориллой. Участникам исследования показывали видео, где две команды — в белом и в черном — перекидывали два мяча. Задачей испытуемых было посчитать, сколько передач сделала команда в белом. В середине видео в кадре появлялся человек в костюме гориллы и проходил через всю сцену прямо среди играющих. Гориллу замечала около половины испытуемых — остальные были слишком сосредоточены на задании, которое требовало от них пристально следить за белыми объектами и не отвлекаться на черные.

Позже то же видео с гориллой ученые использовали в исследовании с приборами, которые регистрируют движения зрачков. Оказалось, что люди, которые не замечали гориллы, смотрели прямо на нее целую секунду и все равно ее не видели. При этом, как показало другое исследование, 90% людей совершенно уверены, что покажи им такое видео, они бы точно заметили гориллу.

Видео с гориллой неизменно веселит публику, но один из авторов эксперимента Дэниэль Симонс (Daniel Simons) считает, что в похожую ловушку внимания часто попадаются, например, автомобилисты. Водитель автомобиля собирается поворачивать, убеждается, что дорога свободна, начинает маневр, и тут в него внезапно врезается мотоцикл. Водителю кажется, что мотоцикл возник чуть ли не из воздуха, но на самом деле автомобилист его просто не заметил, потому что не ожидал увидеть, выглядывая другие машины.

Незаметные изменения

Другой пример того, как мы обманываемся насчет своей способности видеть, — слепота к изменениям. Для того чтобы узнать, что это такое, посмотрите следующее видео и попытайтесь определить, что меняется на фотографии.

Слепота к изменениям может мешать нам замечать вещи, которые, как и в случае с гориллой, кажется невозможным не заметить. В 1998 году Симонс и его коллега провели исследование в условиях, приближенных к реальным. Один из экспериментаторов подходил к людям на улице и спрашивал дорогу. Незнакомец пускался в объяснения, а в это время другие участники эксперимента проносили между ними дверь и первый экспериментатор менялся местами с одним из «рабочих». Половина людей не замечала, что они разговаривали с разными людьми.

Отвлекающие маневры

Эти и другие исследования показывают, что порой мы совершенно не замечаем того, что считаем очевидным. С другой стороны, наше внимание часто привлекают вещи, на которые нам, может, и не хотелось бы отвлекаться, но не получается.

«В современном мире очевидно, что наш контроль над собственным вниманием не так уж велик, чем, например, прекрасно умеют пользоваться рекламщики, которые размещают баннеры в интернете. В то же время большинство людей считает, что хотя временами они и отвлекаются, но в определенные моменты способны контролировать свое внимание», — рассказал Артем Белопольский из Свободного университета Амстердама (Нидерланды).

Есть вещи, на которые отвлекаются все без исключения: если в поле зрения что-нибудь загорается, мигает, выделяется по контрасту, мы скорее всего обратим на это внимание. Но этим дело не ограничивается.

Удовольствие

«Мы часто отвлекаемся на вещи, которые были важны для нас в прошлом. Поэтому всякого рода зависимости — от кофе, алкоголя или сигарет — влияют на внимание. Человек не может игнорировать предметы, которые ассоциируются с этой зависимостью, они отвлекают его от выполнения задачи, на которой он сосредоточен. У людей без зависимости такого эффекта нет», — объяснил Белопольский.

В своих экспериментах Белопольский и его коллеги показали, что нас также отвлекают объекты, которые ассоциируются с получением денег. Причем чем больше сумма, тем сильнее они привлекают внимание.

Прибор для регистрации движения зрачков. Фото: «Чердак»

Прибор для регистрации движения зрачков. Фото: «Чердак»

Страх

«Я также исследовал, как влияет на внимание страх. Для этого мы использовали слабые удары током — неопасные, но неприятные. В эксперименте мы приучали испытуемых ассоциировать определенные объекты с ударами тока. Потом они выполняли задания, и мы обнаружили, что вне зависимости от их цели внимание у них постоянно смещалось на объекты, которые были связаны с неприятными ощущениями», — рассказал ученый.

Похожим образом искажают внимание фобии. Например, если человек боится пауков, он быстро их замечает и сильно на них отвлекается, по сравнению с теми, у кого такой фобии нет.

Привычка

«Третья категория, которую я рассматривал, более широкая. Это объекты, с которыми мы хорошо знакомы. Например, если у вас есть машина, вы легко узнаете ее среди других автомобилей и вообще будете обращать больше внимания на машины той же марки и того же цвета. Так что наш прошлый опыт тоже имеет большое значение для извлечения зрительной информации», — заключил Белопольский.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы

Профессиональная деформация

Как работа и хобби меняют структуру головного мозга

Люди вечно спорят о том, что больше определяет наши мысли и поведение — врожденные способности и особенности или жизненный опыт и среда. К ответу помогают приблизиться исследования нейрофизиологов, изучающих работу мозга монахов, шахматистов, геймеров и других четко очерченных социальных групп.
Добавить в закладки
Комментарии
Алекс Хоннольд

может в одиночку и без страховки забраться на отвесную скалу высотой в несколько сотен или даже тысяч метров. Вспотевшие ладони, головокружение, сердце, бьющееся в ушах, — похоже, все это ему незнакомо. Тесты показывают, что Хоннольд

начисто лишен чувства страха

: его помещали в  [ ... ]

Читать полностью

Сердечные чувства

На что обращают внимание в своих возлюбленных жители разных стран

Прописная истина: в любви важны и голос, и запах, и, конечно, внешность партнера. Вооружившись опросами и статистикой, ученые из США, России, Португалии, Грузии и Франции попытались разобраться в этих словах подробнее и выяснить, на что больше всего обращают внимание жители разных стран в своих романтических отношениях.
Добавить в закладки
Комментарии

В исследовании, опубликованном в журнале Cross-Cultural Research, авторы хотели установить, насколько сильно факторы разной сенсорной модальности (визуальные, звуковые, тактильные, обонятельные) влияют на привлекательность партнера в романтических отношениях и как они взаимодействуют между собой. Для этого они опросили студентов в возрасте от 19 до 25 лет из четырех стран — России, Грузии, Португалии и Франции (786 женщин и 533 мужчины). Каждый из опрошенных либо состоял в гетеросексуальных романтических отношениях на момент исследования, либо был влюблен в недавнем прошлом.

Респонденты отвечали на три серии вопросов. В первой серии их просили оценить по шкале от 1 («абсолютно не согласен») до 5 («абсолютно согласен») разные утверждения, описывающие их физическую тягу к партнерам (примеры утверждений: «Мне часто хочется обнимать этого человека» или «Внешность этого человека вызывает у меня положительные эмоции»).

Во второй серии опрашиваемые опять же по пятибалльной шкале (от 1 — «неважно» до 5 — «наиболее важно») оценивали, насколько для них важны те или иные качества человека (например «цвет глаз», «форма носа» или «хороший запах»). И, наконец, в третьей серии были вопросы об образовании, семейном статусе и национальности респондента.

В результате самой важной деталью в партнере оказалась «улыбчивость» (средняя оценка — 3,82 и 3,74 у мужчин и женщин, соответственно), а дальше расположились «приятный смех» (3,78 и у мужчин и у женщин, соответственно), «одежда» (3,50 и 3,76 у мужчин и женщин, соответственно) и «привлекательные части тела» (3,94 и 3,50 у мужчин и женщин, соответственно). При этом в ключевых факторах были представлены и визуальная (улыбчивость, одежда, формы тела), и обонятельная (запах изо рта), и звуковая (смех) модальности. [ ... ]

Читать полностью

5 минут об авторитетах

Для чего Стэнли Милгрэм заставлял испытуемых бить других током? И как далеко способен зайти человек, подчиняясь чужой воле? Об этом смотрите в новом выпуске с Машей Осетровой.
Добавить в закладки
Комментарии

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я немного расскажу вам о подчинении авторитету.

Два наиболее значительных сюжета в западной культуре — низвержение Люцифера с небес и изгнание Адама и Евы из рая — объединяет одна и та же идея об ужасных последствиях неповиновения власти.

Это мифы, созданные людьми, причем, скорее всего, представителями власти. Эти и многие другие мифы в нашей культуре несут важную идею: подчиняйтесь власти или авторитету любой ценой. [ ... ]

Читать полностью