В Крым с кисточкой и лопатой, серия 1

Фоторепортаж нашего крымского спецкора

Работа археологов «в поле» состоит из двух частей: сначала вы осторожно копаете, потом везете то, что накопали, в полевую лабораторию (и об этом в следующей серии нашего фоторепортажа).
Лев из египетского фаянса, найденный на раскопе городища «11-й км» неподалеку от Керчи во время Крымской новостроечной экспедиции Института археологии РАН. Это штампованная вещь, такие статуэтки импортировали, что еще раз подтверждает, что торговые пути здесь были налажены

Выложенная камнем яма, найденная при раскопках городища «11-й км» под Керчью. Ее диаметр около 3 м, а высота — 1,8 м. Ученые предполагают, что она служила зернохранилищем

Раскопки поселения Кош Кую, которое археологи называют «слоеным пирогом». Здесь находят артефакты бронзового века, Античности, Средневековья и Нового времени вплоть до начала XVIII века. В конце XVI века здесь обосновались люди, которые строили добротные каменные дома. При этом племена нагайцев, жившие по соседству, не владели такими знаниями. Ученым еще предстоит ответить на вопрос, что это была за народность, откуда они пришли и что вынудило их уйти в XVIII веке

Каменная вымостка, обнаруженная на раскопе Кош Кую

Фрагмент керамического сосуда, найденного в Кош Кую, который археологи еще не выкопали из земли

Один из работающих на раскопе поселения Кош Кую поисковиков с только что найденным жерновом

Антропоморфная фигура из камня на раскопе поселения Кош Кую. Здесь же работающий в раскопе археолог метлой вычищает «материк», или поверхность, где происходила жизнедеятельность поселения

Младший научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Зот показывает найденные на раскопках Кош Кую тесало и камень, при помощи которых в древности добывали огонь. Археологи сделали эту находку в могильнике рядом с поселением

Раскоп рядом с поселком Приморский. Там археологи работали на эллинистических усадьбах IV—III вв. до н.э.

Девушка-археолог работает на раскопе Луговое-2, очищая находку от грунта ножом

Захоронение бронзового века, обнаруженное в одном из раскопов

Археолог только что нашел фрагмент опиумной трубки на раскопе Луговое-1, а специальная археологическая собака ему помогала

Фрагмент опиумной трубки с раскопа Луговое-1

Полевые инструменты археолога

На раскопе обязательно есть человек, использующий металлоискатель

Фрагмент стеклянной вазочки, найденной при раскопках Лугового-1. Фото: Алиса Веселкова

Продолжение репортажа смотрите (и читайте) вот здесь — «серия 2».

Репортаж из крымских ям

Что археологи копают под трассой «Таврида»

Конец ноября даже на юге России — так себе время для экспедиций. Световой день короткий, дожди, холодно. Обычно полевой сезон у археологов заканчивается раньше, но в Крыму до сих пор работает новостроечная экспедиция Института археологии РАН. Корреспондент «Чердака» съездила в Керчь, чтобы узнать, как там работают археологи.

Спасательная экспедиция

Археологические экспедиции бывают академические, когда ученые годами, а то и десятилетиями вдумчиво и кропотливо работают на одном и том же раскопе, а бывают «скоростные» новостроечные экспедиции, или охранно-спасательные работы, когда ученым действительно приходится спасать памятники археологии из-под ковшей экскаваторов. Спасательные экспедиции проводят там, где вот-вот начнут строить линии газопровода, ГЭС, прокладывать трассы или железные дороги. И археологам приходится работать очень быстро. Вот и в Крыму так: чтобы провести раскопки на всем протяжении строящейся трассы «Таврида», а это 300 км, археологи начали работать в марте этого года. И до конца года должны свою работу закончить.

— Уникальность этой экспедиции в объемах. Такими объемами в Крыму никогда не копали, — рассказывает мне руководитель Крымской новостроечной экспедиции ИА РАН, доктор исторических наук Сергей Внуков, пока мы едем к первому пункту нашего путешествия. — Исследовалось и исследуется более 70 памятников. Площадь измеряется сотнями гектаров. Работало около 10 отрядов, до 700 человек в разгаре работ. Были привлечены не только московские исследователи, но и коллеги из Питера (Институт истории материальной культуры РАН), Новосибирского отделения РАН, Казани (Институт археологии АН РТ) и, естественно, местные специалисты — из Керченского музея, Института археологии Крыма, музея-заповедника «Неаполь Скифский». Аналогов этим работам в Крыму не было. Да и, в общем-то, на территории России экспедиций такого масштаба за последние лет 50, да вообще за всю историю, было немного.

Руководитель Крымской новостроечной археологической экспедиции ИА РАН, доктор исторических наук Сергей Внуков. Фото: Алиса Веселкова / chrdk

В Крым с кисточкой и лопатой, серия 2

Фоторепортаж нашего крымского спецкора

Работа археологов «в поле» состоит из двух частей: сначала вы осторожно копаете (об этом в первой серии нашего репортажа), потом везете то, что накопали, в полевую лабораторию (камералку).

Начало репортажа — в «первой серии».

Светильник II—I вв. до н.э., найденный на городище «11-й км»
Светильник III вв. до н.э., найденный на городище «11-й км»

Он же

Чаще всего фрагменты керамики, костей и камней — это массовые находки. В отличие от индивидуальных, такие артефакты встречаются часто. В камералке их уже рассортировали по разным ящикам

Клеточные трагедии

Часть IV: кем быть?

Внутренняя жизнь клетки насыщена событиями не меньше, чем человеческая. Она полна страстей и опасностей и так же неизбежно заканчивается смертью. Полина Лосева разбирается в том, какие сюжеты встречаются в судьбах клеток и как их развитие сказывается на нас с вами. Мы подошли к ключевому событию в жизни каждого, будь то клетка или человек, — к самоопределению и выбору жизненного пути.