Жара убивает и продолжит убивать

Согласно расчетам ученых, смертность, вызванная аномальной жарой, вырастет в некоторых регионах больше чем на 775%

Если люди не найдут эффективных способов защищаться от жары, смертность, связанная с ней, возрастет в разы — такой прогноз представила сегодня международная группа ученых, моделировавшая влияние изменения климата на смертность в некоторых регионах планеты. Исследователи отмечают, что, если человечество начнет следовать рекомендациям по предупреждению урона, наносимого жарой, как индивидуально, так и коллективно (вплоть до уровня госполитики в области здравоохранения), рост смертности можно будет замедлить, а где-то даже обратить вспять по сравнению с современными показателями.

Жара убивает каждый год, но иногда свирепствует особенно сильно. В 2003 году аномально жаркое лето в европейских странах погубило, по примерным оценкам, около 70 тысяч человек — как если бы погибло почти все население Андорры.

А жара летом 2010-го, наверняка памятная многим россиянам, и вовсе была самой экстремальной в Европе за последние 500 лет. Тогда на европейской части страны много недель подряд стояла изнурительная жара и не шел дождь, а смог пожаров заполнил города. По приблизительным оценкам, в то лето от заболеваний, связанных с экстремальными погодными условиями, умерло около 11 тысяч человек.

Схема: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Дальше будет хуже, показывает моделирование, результаты которого были опубликованы сегодня международной командой ученых в журнале PLoS Medicine. «В будущем периоды экстремальной жары будут более длительными, более интенсивными и более частыми», — приводит слова руководителя исследования, Яминга Гуо, пресс-релиз Университета Монаша (Мельбурн, Австралия).

Исследователи подсчитали, как будет меняться смертность населения при каждом из вероятных сценариев изменения концентрации парниковых газов и соответствующего ей уровня глобального потепления к 2100 году.

Из 20 стран, включенных в исследование (России в их числе не было), самый неблагоприятный прогноз у Филиппин, Бразилии и Колумбии: в этих странах смертность от жары к 2080 году может возрасти почти в девять раз.

Схема: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Кстати, ранее та же команда пришла к выводу, что к концу этого века 48% населения земного шара будет жить в зоне риска, связанного с аномально высокими температурами.

Как убивает жара

Высокие температуры — это не ураган и не землетрясение, мы не очень привыкли воспринимать жаркое лето как стихийное бедствие. Отчего же умирает так много людей?

Осенью 2017 года ученые из Гавайского университета описали целых 27 «смертельных сценариев» на основе того, какой орган тела страдает и каков механизм сбоя в его работе. Больше всего от жары страдают семь органов человеческого тела: мозг, сердце, кишечник, почки, печень, легкие и поджелудочная железа. Механизмов влияния высокой температуры воздуха на организм человека гавайские исследователи выделили пять.

Длительная жара, во-первых, приводит к непосредственному повреждению клеток, не приспособленных к подобным температурам.

Кроме того, при тепловом стрессе организм пытается более эффективно отдать излишнее тепло в окружающую среду, и кровь начинает двигаться ближе к поверхности кожи — именно поэтому краснеем, когда нам жарко. Но у этого механизма есть и побочный эффект: если жарко слишком долго, внутренние органы начинают страдать от недостатка крови, а значит, и кислорода, итог — самые разные сбои в работе, в том числе необратимые.

Третий механизм связан с первыми двумя: любое повреждение клеток может привести к воспалительному процессу и аутоиммунной реакции, то есть организм начинает уничтожать собственные клетки.

Наконец, проблем добавляют белки, регулирующие в нашем организме свертывание крови. При длительном воздействии жары они работают менее эффективно, что ведет к образованию тромбов в сосудах.

Но и это еще не все. Если человек при перегреве испытывает еще и физические нагрузки — например, занимается спортом или даже просто много ходит — из-за недостатка кислорода в мышечных тканях белок под названием миоглобин попадает в кровь, закупоривая почечные канальца и приводя к дисфункции органа.

Важный фактор — уровень влажности. Чем он выше, тем тяжелее переносится жаркая погода, поскольку во влажной среде пот не испаряется и тело оказывается в тепловой ловушке. Все это особенно опасно для людей, у которых уже есть какие-то хронические заболевания или чей организм ослаблен, например, перенесенной болезнью.

Кто виноват и что делать

Ученые уверены, что проблема смертности от жары должна оказаться с фокусе внимания властей, особенно в странах тропического и субтропического пояса.

В новом исследовании ученые описывают ряд мер, которые могли бы предотвратить хотя бы самые негативные сценарии будущего. Власти, призывают ученые, должны разработать стандарты, касающиеся оснащения домов системами регуляции температуры, обеспечения населения доступной питьевой водой, озеленения городов и так далее. Необходима, по их мнению, и широкая просветительская работа: большинство из нас даже не представляет вреда жаркой погоды для собственного здоровья. В некоторых регионах следование их рекомендациям, как утверждают исследователи, может обратить рост смертности вспять даже по сравнению с нынешними показателями.

Схема: Анатолий Лапушко / Chrdk.

«Чердак», со своей стороны, тоже призывает следовать простым правилам, чтобы не пострадать от жары:

• максимально сократите пребывание на улице при жаркой погоде, передвигайтесь по теневой стороне улиц;
  • пейте достаточно воды;
  • носите одежду из светлых натуральных тканей, защищайте голову от солнца;
  • при наличии хронических заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, примите меры по усиленной профилактике (не знаете какие — обратитесь к врачу для консультации).

Рачок не виноват

Российские исследователи опровергли гипотезу о том, что кораллы обрастают «опухолями» из-за бактерий, разносимых рачками-копеподами

Ученые, изучающие коралловые рифы, опровергли гипотезу о том, что полипы обрастают «опухолями» из-за патогенных бактерий, разносимых мелкими ракообразными. Открытие сделала международная группа с биологами из ведущих научных центров России, и оно позволит лучше спланировать дальнейшую борьбу за спасение уникальных экосистем.

Ранее ряд данных указывал, что некоторые мелкие рачки могут переносить бактерии, вызывающие появление на кораллах патологических наростов, галлов. «Это выступы, которые похожи на опухоли, но только не раковые — скорее их корректно сравнивать с нарывами, возникающими из-за паразитов, — пояснил „Чердаку“ Михаил Никитин, один из авторов исследования. — Роль и связанные с галлами риски пока не до конца ясны, хотя мы видели галлы и на кораллах, которые казались вполне здоровыми».

Галлы на листе клена. Фото: Jmeeter / wikimedia commons / CC BY-SA 3.0

Вопреки часто встречающемуся заблуждению, кораллы не растения: эти неподвижные образования на самом деле состоят из скелетов беспозвоночных животных класса Anthozoa, коралловых полипов. Отдельные полипы невелики, но их колонии могут формировать гигантские системы — вплоть до Большого барьерного рифа, который занимает площадь немногим менее 350 тысяч квадратных километров и простирается на две с половиной тысячи километров вдоль берега Австралии. В коралловых рифах обитает до четверти известных видов морских животных, однако сегодня им угрожает гибель из-за растущей температуры и повышающегося содержания углекислоты в воде. [ ... ]

Животворящие миры

Астробиологи придумали новый тест на пригодность мира к жизни, и кроме Земли его прошла как минимум еще одна планета

Если планета находится не слишком далеко и не слишком близко к своей звезде, то на ее поверхности может существовать жидкая вода. А значит, к ней лучше присмотреться внимательнее — вдруг она обитаема? Теперь астробиологи ввели еще одну шкалу, которая отражает пригодность планеты к формированию на ней жизни земного типа. И когда ученые совместили «линейки жизни», на их пересечении оказалась не только Земля.

Теперь мы точнее знаем, где нам стоит искать следы жизни. Углублению нашего понимания в этом вопросе очень способствует работа кембриджских астробиологов, опубликованная на днях в журнале Science Advances. Вооружившись современными представлениями об участии ультрафиолетового излучения в небиологическом синтезе предшественников рибонуклеотидов, сырья для молекул РНК, исследователи обозначили зону, в которой возможно зарождение РНК-мира для звезд разного спектрального класса. Вам все еще интересно и непонятно? Тогда давайте разбираться в подробностях.

Растворитель жизни

Жизнь — это хитро завязанная система самоподдерживающихся химических реакций, которые, как и положено большинству химических реакций, могут протекать с достаточной скоростью лишь в определенном растворителе. Единственный растворитель, подходящий для жизни земного типа, — это вода. Может, когда-нибудь мы и найдем где-нибудь на Титане сумасшедших существ, биохимия которых будет вариться в жидком метане, но пока что ничего подобного нам не повстречалось.

Жидкая вода может существовать лишь в определенном диапазоне температуры и давления. Судить о давлении на поверхности планеты с расстояния в пару-тройку десятков световых лет, мягко говоря, сложновато, а вот с температурой все не в пример проще — в большинстве случаев она определяется светимостью ближайшей к планете звезды и расстоянием до нее. Температура не должна быть слишком низкой, чтобы вода не замерзла, и слишком высокой — чтобы вода не выкипела. [ ... ]

Вначале были дыры

Что если первые черные дыры появились задолго не только до звезд, но даже первых атомов во Вселенной

Создание «классической» черной дыры требует огромной массы — эти объекты возникают при схлопывании массивных звезд. Но не исключено, считают некоторые астрофизики, что есть черные дыры, которые появились в самом начале Вселенной, задолго не только до звезд, но даже до первых атомов. Недавно в Физическом институте РАН выступал один из ведущих специалистов по этим древнейшим пожирателям материи, британец Бернард Карр, который рассказывал о том, как первичные черные дыры могут объяснить формирование галактик и темную материю.

Карр — астрофизик, написавший ряд ключевых работ по физике первичных черных дыр, Стивен Хокинг был его соавтором и наставником. Концепцию первичных черных дыр разрабатывали как британские, так и советские космологи — в своей лекции Бернард Карр отметил работы Игоря Новикова и Якова Зельдовича в одном ряду с публикациями Хокинга.

Дыры вместо материи

Черная дыра гипотетически может быть массой с астероид средней величины. Но в таком случае она слишком мала для сколько-нибудь заметного влияния на движение других небесных тел, если только не рассматривать маловероятный сценарий ее столкновения с планетой. Такую черную дыру нельзя увидеть, так как хокинговское излучение (оно тем слабее, чем больше масса) уже слишком мало, а масса еще недостаточна велика для активного поглощения вещества и появления яркого аккреционного диска. Невидимая, но имеющая массу первичная черная дыра является, таким образом, прекрасным кандидатом на роль темной материи — той самой, которую пока не удается поймать детекторами на Земле.

Черная дыра в системе Лебедь X-1, рисунок. Относительно этого объекта в 1974 году было заключено пари между Стивеном Хокингом и американским физиком Кипом Торном: Хокинг ставил на то, что в этой системе нет черной дыры. Свою неправоту ему пришлось признать в 1990-м (и купить коллеге годовую подписку на журнал Penthouse). Иллюстрация: NASA / CXC / M. Weiss