Уличная математика в Адыгее

Запись городского пространства математическими символами

В последний день весны 2018 года в столице Республики Адыгея городе Майкопе открылся первый в России математический музей под открытым небом — «Математический парк». Об этом — фоторепортаж «Чердака».

В церемонии открытия приняли участие вице-президент РАН академик Валерий Васильевич Козлов, некогда «узаконивший» в Математическом институте им. В.А. Стеклова Российской академии наук направление популяризации математики, и глава Республики Адыгея Мурат Каральбиевич Кумпилов, инициировавший идею создания парка. При их участии посадили первые деревца кленовой аллеи.

Музей математики под открытым небом «Математический парк» — вписанная в городское пространство коллекция арт-объектов, иллюстрирующих математические факты. Целью проекта является популяризация математики, пробуждение интереса и мотивации к занятиям этой наукой у детей и взрослых.

Экспонаты парка станут мощным средством привлечения внимания к математике. Поэтому рядом с каждым объектом расположена табличка, объясняющая его математическую составляющую. Заинтересовавшийся человек может тут же, отсканировав QR-код со своего мобильного телефона, попасть на страничку парка в Сети. На страничке каждого экспоната будет представлено уже более глубокое объяснение соответствующей тематики, даны ссылки для дальнейшего изучения.

Математический парк создан в городе Майкопе, в Республике Адыгея, на базе Республиканской естественно-математической школы (РЕМШ). На протяжении вот уже 20 лет она готовит лучших школьников из республики Адыгея до уровня призеров и победителей Всероссийской олимпиады по различным предметам. Около 50 выпускников ежегодно поступают в лучшие столичные вузы.

Давайте же совершим небольшую прогулку по математическому парку.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

01 Красные дорожки во дворике Республиканской естественно-математической школы иллюстрируют знаменитую задачу о семи Кёнигсбергских мостах.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

02 Лист Мёбиуса, являющийся логотипом РЕМШ, выполнен из доломита. На его односторонней поверхности выгравированы три изображения всемирно известных археологических находок, найденных в курганах Адыгеи: серебряный сосуд ритон, имеющий скульптурное окончание в виде крылатого коня Пегаса, золотая бляха-накладка в виде лежащего оленя, нащитная золотая бляха в виде пантеры. Указанные находки свидетельствуют о богатейшем историко-культурном наследии Адыгеи. Летящий олень, найденный в кургане в городе Майкопе, относится к древнейшей из известных культур, существовавших на территории современной России (конец IV — середина II тыс. до н. э). Эта культура получила название майкопской.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

03 Правильный додекаэдр — один из пяти правильных многогранников в трехмерном пространстве. Идея скульптуры принадлежит Асе Еутых, члену Союза художников России, народному художнику Республики Адыгея, а исполнение — Татьяне Вагановой, дизайнеру, члену Союза художников России.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

04 Классическая геометрическая интерпретация теоремы Пифагора с квадратами, построенными на сторонах, выбрана символом Математического парка. Несмотря на то что существует множество реализаций — с переливанием воды, пересыпанием песка, не квадратами, а любыми подобными фигурами, построенными на сторонах, — головоломка, простейшая минималистическая конструкция, смотрится завораживающе.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

05 Однополостный гиперболоид вращения — поверхность второго порядка, через каждую точку которой проходят две прямые. Это свойство было использовано известным русским инженером В.Г. Шуховым для постройки гиперболических башен. Всего их было построено более 200, одна из сохранившихся расположена в Краснодаре, в аэропорт которого прилетают гости Майкопа.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

06 Невозможный треугольник был придуман О. Реутерсвардом в 1934 году и стал широко известен после статьи Р. Пенроуза 1958 года. Идеи построения подобных объектов использовал М. Эшер в своих литографиях («Спускаясь и поднимаясь», «Водопад»).

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

07 Триангуляция. Цифровое представление поверхностей почти всегда строится на триангуляции (разрезании на треугольники).

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

08 Стена геометрии. Приведены чертежи из книги А.В. Акопяна «Геометрия в картинках» — сборника теорем классической геометрии, сформулированных в виде картинок. Они нарисованы таким образом, что соответствующие им утверждения можно восстановить без текста.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

09 Многогранник Силаши — единственный кроме тетраэдра известный многогранник, у которого любые две грани имеют общее ребро.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

10 Даже табличка на входе в помещения Кавказского математического центра несет в себе математическую составляющую. Центральная часть ее — скатерть Улама, графически представляющая появление простых чисел среди натуральных, записанных по спирали.

Цвет настроения

Что такое синестезия и как она возникает?

Чувствовать запах звука, видеть окрас слов. Нам кажется это невероятным, но такова обыденность для людей, наделенных способностью к синестезии. Тысячи человек живут с этой потрясающей особенностью, но ее нейробиологические основы до сих пор остаются предметом споров.

«

…моей матери все это показалось вполне естественным, когда мое свойство обнаружилось впервые: мне шел шестой или седьмой год, я строил замок из разноцветных азбучных кубиков — и вскользь заметил ей, что покрашены они неправильно. Мы тут же выяснили, что мои буквы не всегда того же цвета, что ее…

»

Эти автобиографические строки принадлежат Владимиру Набокову — одному из самых известных синестетов. Восприятие отдельных букв для него расширялось, затрагивая сразу несколько разных чувств. [ ... ]

«Мы даже не понимаем степени изученности наших близлежащих дальневосточных морей!»

Большой разговор с биологом Андреем Адриановым об изучении океана, конкуренции за морские ресурсы и о том, зачем нужны ученые

Российская академия наук разрабатывает новый крупный научный проект исследования и освоения глубоководных ресурсов дальневосточных морей — по замыслу создателей, он должен стать флагманом научных исследований на Дальнем Востоке. Корреспондент «Чердака» поговорила об этом проекте, о современных исследованиях в океане и о том, зачем нужны ученые, с вице-президентом Российской академии наук, научным руководителем Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения РАН Андреем Адриановым.

— Вы — инициатор этого проекта? Это ваша идея?

— Сложно сказать. Потому что многие высказываются в том плане, что мы еще очень мало знаем о Мировом океане, особенно о глубоководной его части. Сама-то эта идея — сделать такой крупный проект — возникла после того, как уже произошло некое обсуждение в профессиональном сообществе.

Когда мы говорим о каких-то мегапроектах, обычно имеем в виду проекты по физике, например крупные уникальные мегаустановки. Когда мы рассуждаем о таких очень крупных проектах, чаще всего это бывают некие физические начинания — мы говорим о мегаустановках и так далее. Ну, а здесь родилась такая идея — попробовать объединить усилия и технические возможности ученых разных специальностей, чтобы попытаться заглянуть в океанские глубины.

Понятно, что эта идея все равно на чем-то основана. Мы уже примерно понимаем, что нас ждет в этих океанских глубинах, это крайне интересно, и мы связываем с этим большие надежды. [ ... ]

Берегите свой огонь

Что если старость — это неуместно затянувшаяся молодость?

«Ищут давно, но не могут найти» — это про исследования старения. Отдельных факторов, ускоряющих угасание организма, обнаружено уже очень много. Хотелось бы выявить одну ключевую причину, которая движет этим сложным процессом, искоренить и обрести наконец вечную молодость. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в старом организме работают те же самые программы, что и в молодом, просто слишком долгая их работа приводит к губительным результатам. А значит, именно с вечной молодостью нам и предстоит бороться.

Кто первый начал

Любые размышления о старении неизбежно заканчиваются метафизическими спекуляциями. Какие бы его аспекты мы ни изучали, все равно хочется понять, зачем оно нужно или хотя бы — почему происходит.

Как ни удивительно, с первым вопросом разобраться проще. Можно представить себе старение как способ очистить популяцию от особей, вышедших из репродуктивного периода. Можно предположить, что быстрая смена поколений позволяет виду быстрее эволюционировать. Или просто заключить, что нет никаких биологических соображений, которые оправдывали бы вечную жизнь организмов.

Вопрос «почему» вызывает гораздо больше споров. В первую очередь потому, что мы знаем на него слишком много ответов. В старении обвиняют всех подряд — и свободные радикалы, и мутации, и неправильную работу генов, и избыточное метилирование ДНК, и миграцию ретротранспозонов, и истощение иммунной системы. И чем дальше, тем слабее надежда найти среди этих преступников зачинщика. В то же время кажется, что члены этой банды не могут действовать независимо, где-то должен существовать их вдохновитель. Иными словами, хочется отсечь лишние сущности и определить конкретную первопричину старения. [ ... ]