Уличная математика в Адыгее

Запись городского пространства математическими символами

В последний день весны 2018 года в столице Республики Адыгея городе Майкопе открылся первый в России математический музей под открытым небом — «Математический парк». Об этом — фоторепортаж «Чердака».

В церемонии открытия приняли участие вице-президент РАН академик Валерий Васильевич Козлов, некогда «узаконивший» в Математическом институте им. В.А. Стеклова Российской академии наук направление популяризации математики, и глава Республики Адыгея Мурат Каральбиевич Кумпилов, инициировавший идею создания парка. При их участии посадили первые деревца кленовой аллеи.

Музей математики под открытым небом «Математический парк» — вписанная в городское пространство коллекция арт-объектов, иллюстрирующих математические факты. Целью проекта является популяризация математики, пробуждение интереса и мотивации к занятиям этой наукой у детей и взрослых.

Экспонаты парка станут мощным средством привлечения внимания к математике. Поэтому рядом с каждым объектом расположена табличка, объясняющая его математическую составляющую. Заинтересовавшийся человек может тут же, отсканировав QR-код со своего мобильного телефона, попасть на страничку парка в Сети. На страничке каждого экспоната будет представлено уже более глубокое объяснение соответствующей тематики, даны ссылки для дальнейшего изучения.

Математический парк создан в городе Майкопе, в Республике Адыгея, на базе Республиканской естественно-математической школы (РЕМШ). На протяжении вот уже 20 лет она готовит лучших школьников из республики Адыгея до уровня призеров и победителей Всероссийской олимпиады по различным предметам. Около 50 выпускников ежегодно поступают в лучшие столичные вузы.

Давайте же совершим небольшую прогулку по математическому парку.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

01 Красные дорожки во дворике Республиканской естественно-математической школы иллюстрируют знаменитую задачу о семи Кёнигсбергских мостах.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

02 Лист Мёбиуса, являющийся логотипом РЕМШ, выполнен из доломита. На его односторонней поверхности выгравированы три изображения всемирно известных археологических находок, найденных в курганах Адыгеи: серебряный сосуд ритон, имеющий скульптурное окончание в виде крылатого коня Пегаса, золотая бляха-накладка в виде лежащего оленя, нащитная золотая бляха в виде пантеры. Указанные находки свидетельствуют о богатейшем историко-культурном наследии Адыгеи. Летящий олень, найденный в кургане в городе Майкопе, относится к древнейшей из известных культур, существовавших на территории современной России (конец IV — середина II тыс. до н. э). Эта культура получила название майкопской.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

03 Правильный додекаэдр — один из пяти правильных многогранников в трехмерном пространстве. Идея скульптуры принадлежит Асе Еутых, члену Союза художников России, народному художнику Республики Адыгея, а исполнение — Татьяне Вагановой, дизайнеру, члену Союза художников России.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

04 Классическая геометрическая интерпретация теоремы Пифагора с квадратами, построенными на сторонах, выбрана символом Математического парка. Несмотря на то что существует множество реализаций — с переливанием воды, пересыпанием песка, не квадратами, а любыми подобными фигурами, построенными на сторонах, — головоломка, простейшая минималистическая конструкция, смотрится завораживающе.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

05 Однополостный гиперболоид вращения — поверхность второго порядка, через каждую точку которой проходят две прямые. Это свойство было использовано известным русским инженером В.Г. Шуховым для постройки гиперболических башен. Всего их было построено более 200, одна из сохранившихся расположена в Краснодаре, в аэропорт которого прилетают гости Майкопа.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

06 Невозможный треугольник был придуман О. Реутерсвардом в 1934 году и стал широко известен после статьи Р. Пенроуза 1958 года. Идеи построения подобных объектов использовал М. Эшер в своих литографиях («Спускаясь и поднимаясь», «Водопад»).

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

07 Триангуляция. Цифровое представление поверхностей почти всегда строится на триангуляции (разрезании на треугольники).

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

08 Стена геометрии. Приведены чертежи из книги А.В. Акопяна «Геометрия в картинках» — сборника теорем классической геометрии, сформулированных в виде картинок. Они нарисованы таким образом, что соответствующие им утверждения можно восстановить без текста.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

09 Многогранник Силаши — единственный кроме тетраэдра известный многогранник, у которого любые две грани имеют общее ребро.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

10 Даже табличка на входе в помещения Кавказского математического центра несет в себе математическую составляющую. Центральная часть ее — скатерть Улама, графически представляющая появление простых чисел среди натуральных, записанных по спирали.

Сделано в Красноярске

Фоторепортаж об актуальных разработках и технологиях научных институтов

«Чердак» побывал в научно-исследовательских институтах и лабораториях Красноярска и узнал, какие разработки ведутся в области физики магнитных явлений, радиоспектроскопии, клеточно-молекулярной физиологии и лесных экосистем, какое оборудование используется для исследований и для чего оно нужно.

Первая площадка — лаборатория клеточно-молекулярной физиологии и патологии Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН, основным направлением научной деятельности которого является изучение эпидемиологии, особенностей патогенеза и течения наиболее распространенных заболеваний среди населения Сибири и Севера.

Фото: Chrdk.

В лаборатории внимание сразу привлекает проточный цитометр FC-500, предназначенный для проведения цитометрического анализа клеток и определения экспрессии различных внутриклеточных маркеров и рецепторов на поверхности клеток. Сотрудники лаборатории показали на приборе, как проходит исследование фенотипа лимфоцитов крови человека. А заведующий лабораторией рассказал, что в институте уже разработаны методы для определения апоптоза, некроза, пролиферативной активности и степени дифференцировки клеток.

Фото: Chrdk.

Подспудный Вьетнам

Репортаж из экспедиции в Российско-Вьетнамский Тропический центр и национальный парк «Кат Тьен»

В представлении каждого человека тропический лес изобилует живыми существами: кажется, что здесь они должны быть везде — на земле, деревьях, в воздухе и воде. Поэтому, когда вы впервые попадаете в такое место, наступает разочарование, и кажется, что животных здесь не больше, чем в российских лесах. А что касается насекомых, то иногда создается впечатление, что их просто нет. Или, по крайней мере, что в наших лесах их в разы больше. Но это совсем не так.

Действительно, большая часть живых существ в тропиках сосредоточена в густых кронах деревьев, и многие не спускаются на землю никогда в своей жизни. Однако стоит остаться в этих экосистемах на больший срок и как следует погулять по лесу рано утром или после наступления темноты, и рано или поздно вы увидите куда больше, чем рассчитывали: взору наблюдателя откроется невероятно разнообразный мир уникальных существ.

Студентам биологического факультета МГУ повезло. Уже не первый год они проходят практику во Вьетнаме. Это стало возможным благодаря сотрудничеству университета и Совместного Российско-Вьетнамского Тропического научно-исследовательского и технологического центра, в котором работает школа молодых ученых Биологического факультета МГУ. Студенты знакомятся с разнообразием флоры и фауны муссонного равнинного тропического леса. Изучают экологию наземных тропических экосистем, осваиваются в современных методах биоанализа, узнают о специальных методах исследования биологии и экологии животных. В программу входят и методы охраны природы и организации заповедного дела в тропических лесах, а также международное сотрудничество по изучению и охране тропических экосистем.

Ну и, конечно, студенты на практике выполняют кратковременные самостоятельные полевые работы в условиях тропиков под руководством сотрудников Тропического центра.

Фото: Илья Гомыранов / Chrdk.