Спасибо, что вы с нами!

Уличная математика в Адыгее

Запись городского пространства математическими символами

В последний день весны 2018 года в столице Республики Адыгея городе Майкопе открылся первый в России математический музей под открытым небом — «Математический парк». Об этом — фоторепортаж «Чердака».

В церемонии открытия приняли участие вице-президент РАН академик Валерий Васильевич Козлов, некогда «узаконивший» в Математическом институте им. В.А. Стеклова Российской академии наук направление популяризации математики, и глава Республики Адыгея Мурат Каральбиевич Кумпилов, инициировавший идею создания парка. При их участии посадили первые деревца кленовой аллеи.

Музей математики под открытым небом «Математический парк» — вписанная в городское пространство коллекция арт-объектов, иллюстрирующих математические факты. Целью проекта является популяризация математики, пробуждение интереса и мотивации к занятиям этой наукой у детей и взрослых.

Экспонаты парка станут мощным средством привлечения внимания к математике. Поэтому рядом с каждым объектом расположена табличка, объясняющая его математическую составляющую. Заинтересовавшийся человек может тут же, отсканировав QR-код со своего мобильного телефона, попасть на страничку парка в Сети. На страничке каждого экспоната будет представлено уже более глубокое объяснение соответствующей тематики, даны ссылки для дальнейшего изучения.

Математический парк создан в городе Майкопе, в Республике Адыгея, на базе Республиканской естественно-математической школы (РЕМШ). На протяжении вот уже 20 лет она готовит лучших школьников из республики Адыгея до уровня призеров и победителей Всероссийской олимпиады по различным предметам. Около 50 выпускников ежегодно поступают в лучшие столичные вузы.

Давайте же совершим небольшую прогулку по математическому парку.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

01 Красные дорожки во дворике Республиканской естественно-математической школы иллюстрируют знаменитую задачу о семи Кёнигсбергских мостах.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

02 Лист Мёбиуса, являющийся логотипом РЕМШ, выполнен из доломита. На его односторонней поверхности выгравированы три изображения всемирно известных археологических находок, найденных в курганах Адыгеи: серебряный сосуд ритон, имеющий скульптурное окончание в виде крылатого коня Пегаса, золотая бляха-накладка в виде лежащего оленя, нащитная золотая бляха в виде пантеры. Указанные находки свидетельствуют о богатейшем историко-культурном наследии Адыгеи. Летящий олень, найденный в кургане в городе Майкопе, относится к древнейшей из известных культур, существовавших на территории современной России (конец IV — середина II тыс. до н. э). Эта культура получила название майкопской.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

03 Правильный додекаэдр — один из пяти правильных многогранников в трехмерном пространстве. Идея скульптуры принадлежит Асе Еутых, члену Союза художников России, народному художнику Республики Адыгея, а исполнение — Татьяне Вагановой, дизайнеру, члену Союза художников России.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

04 Классическая геометрическая интерпретация теоремы Пифагора с квадратами, построенными на сторонах, выбрана символом Математического парка. Несмотря на то что существует множество реализаций — с переливанием воды, пересыпанием песка, не квадратами, а любыми подобными фигурами, построенными на сторонах, — головоломка, простейшая минималистическая конструкция, смотрится завораживающе.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

05 Однополостный гиперболоид вращения — поверхность второго порядка, через каждую точку которой проходят две прямые. Это свойство было использовано известным русским инженером В.Г. Шуховым для постройки гиперболических башен. Всего их было построено более 200, одна из сохранившихся расположена в Краснодаре, в аэропорт которого прилетают гости Майкопа.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

06 Невозможный треугольник был придуман О. Реутерсвардом в 1934 году и стал широко известен после статьи Р. Пенроуза 1958 года. Идеи построения подобных объектов использовал М. Эшер в своих литографиях («Спускаясь и поднимаясь», «Водопад»).

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

07 Триангуляция. Цифровое представление поверхностей почти всегда строится на триангуляции (разрезании на треугольники).

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

08 Стена геометрии. Приведены чертежи из книги А.В. Акопяна «Геометрия в картинках» — сборника теорем классической геометрии, сформулированных в виде картинок. Они нарисованы таким образом, что соответствующие им утверждения можно восстановить без текста.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

09 Многогранник Силаши — единственный кроме тетраэдра известный многогранник, у которого любые две грани имеют общее ребро.

Математический парк, Майкоп. Фото: Николай Андреев / Chrdk.

10 Даже табличка на входе в помещения Кавказского математического центра несет в себе математическую составляющую. Центральная часть ее — скатерть Улама, графически представляющая появление простых чисел среди натуральных, записанных по спирали.

Расскажите что вы думаете и мы подберем подходящие материалы