Ученые обнаружили следы охоты человека на мамонтов в Сибири возрастом 45 тыс. лет

Ученые обнаружили на костях мамонта, найденного более чем в 600 км севернее Полярного круга, отметины, оставленные человеческими орудиями. Возраст находки оценили в 45 тысяч лет. Рассказал о результатах исследования и предоставил фотографии старший научный сотрудник отдела палеолита Института материальной культуры РАН Владимир Питулько.
picture0
Старший научный сотрудник отдела палеолита Института материальной культуры РАН Владимир Питулько. Фото: Елена Павлова
picture1
Процесс выкапывания мамонта Жени. Фото: Алексей Тихонов
picture2
Отметина на ребре мамонта. Фото: Павел Иванов
picture3
Исследование костей, найденных на реке Яне. Фото: Елена Павлова
picture4
Алексей Тихонов и Владимир Питулько обсуждают отметины на костях мамонта в Зоологическом музее
picture5
Раскопки вблизи станции Сопочная Карга. Фото: С.В. Горбунов

Особенности плейстоценовой охоты

Люди жили в Арктике уже 45 тысяч лет назад

Ученые обнаружили на костях мамонта Жени (Сопкаргинского мамонта), найденного более чем в 600 км к северу от Полярного круга, отметины, явно оставленные человеческими орудиями. Возраст находки они оценили в 45 тысяч лет, хотя ранее считалось, что люди появились в Арктике лишь 30—35 тысяч лет назад.

Как этот мамонт был найден, что именно с ним произошло и в каких условиях жили люди 45 тысяч лет назад в Арктике,

рассказал

— Как погиб этот мамонт? [ ... ]

«Дом» из костей мамонта, Венеры палеолита и поколение Y

Что происходит в знаменитой петровской Кунсткамере сегодня

О научных исследованиях XXI века, которые ведутся в Кунсткамере — первом музее России, основанном еще Петром I, «Чердаку» рассказал Юрий Кириллович Чистов, доктор исторических наук, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН в Санкт-Петербурге.
— Что сегодня исследуют в Кунсткамере?

— Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это одновременно научно-исследовательский институт и музей. В сфере наших научных интересов — культурная, социальная и физическая антропология, а также археология. Кроме того, поскольку у нашего музея долгая история (он был основан Петром Великим более 300 лет назад), есть еще научное направление «История Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века».

Большой академический Готторпский глобус, хранящийся в Кунсткамере. Фото: Музей антропологии и этнографии

Если говорить о научной части, то у нас 15 научных отделов, один из них — это редакция нашего журнала «Антропологический форум», а в остальных идут исследования. Есть отделы археологии и физической антропологии, но большая часть отделов — этнографические. Они разделяются по региональному принципу, например отделы этнографии народов Америки, Африки, Австралии, Океании и Индонезии, Южной и Юго-Восточной Азии, Сибири, Центральной Азии и др. [ ... ]

Старт миссии «Экзомарс-2016»

14 марта в 12:31 по московскому времени с космодрома Байконур стартовала совместная миссия «Роскосмоса» и Европейского космического агентства «Экзомарс». Отделение космического аппарата произойдет через 10 часов 56 минут после запуска. Аппарат начнет путешествие к Марсу. Предполагаемое место посадки спускаемого модуля — плато Меридиан.