Семь планет и одно солнце

Астрономы нашли семь экзопланет, похожих на Землю, у одной звезды

Исследователи обнаружили звезду с семью планетами, размером и массой схожими с Землей. Три из них находятся в так называемой зоне обитаемости звезды. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Звезда TRAPPIST-1, ультра-холодный карлик, находится в 39 световых годах от нас. Размером она похожа на Юпитер, ее масса составляет 8% солнечной. TRAPPIST-1 — очень спокойная звезда, на которой редко бывают вспышки.

Метод, которым были найдены планеты у звезды TRAPPIST-1, называется транзитным: когда планета проходит между телескопом и звездой, она частично заслоняет звезду, и по мерцанию ее света можно обнаружить планету. В данном случае Микаэль Жийон (Michael Gillon) из Института технологий и астрофизических исследований Льежского университета в Бельгии и его коллеги использовали для наблюдений несколько телескопов на Земле и в космосе. В 2016 году они нашли у TRAPPIST-1 три планеты, теперь, продолжив свои наблюдения, они обнаружили еще четыре.

График изменения яркости звезды, перед которой проходит планета

Планеты находятся очень близко к звезде: самая близкая к ней планета обращается вокруг звезды всего за 1,5 дня, самая далекая — за 13. Неизвестным остается только период обращения вокруг звезды седьмой планеты, поскольку ее прохождение по диску звезды исследователи наблюдали только один раз.

Схема расположения планет в системе TRAPPIST-1. Иллюстрация: IoA/Amanda Smith

Шесть из этих планет, по всей видимости, относятся к земному типу: у них есть твердая поверхность, в отличие от газовых гигантов, таких как Нептун, Уран, Сатурн и Юпитер. Некоторые планеты чуть меньше, другие чуть больше Земли — примерно на 10—20%.

Температура на всех семи планетах может быть подходящей для существования жидкой воды на поверхности. Однако, по расчетам ученых, наиболее комфортными условиями обладают лишь три из них.

На трех самых близких к звезде планетах, вероятно, слишком жарко для существования жизни, на самой далекой — слишком холодно. Поэтому с точки зрения поисков жизни наиболее интересны оставшиеся три планеты между ними.

Характеристики планет системы TRAPPIST-1 (изображения условны) в сравнении с планетами Солнечной системы. Иллюстрация: NASA/JPL-Caltech, перевод — «Чердак»

Дальнейшие наблюдения будут нужны для того, чтобы убедиться, что планеты действительно относятся к земному типу, и выяснить, есть ли на них атмосфера, и если да, то каков ее состав. Для этого ученые уже используют телескоп «Хаббл» и надеются также задействовать такие инструменты, как космический телескоп Джеймса Уэбба, который планируется запустить в 2018 году, и наземный телескоп European Extremely Large Telescope, который планируется открыть в 2024 году.

В настоящее время ученым известны уже более трех тысяч экзопланет в 577 планетных системах, однако количество систем с пятью и более планетами очень мало. Например, TRAPPIST-1 — это всего вторая известная звезда с семью планетами, а звезд с восемью планетами, как в Солнечной системе, до сих пор вовсе не находили.

Возникает вопрос: неужели мы живем в каких-то уникальных условиях? «Я полагаю, что окончательные выводы об уникальности нашей Солнечной системы пока еще рано делать. Человечество открывает только такие экзопланеты, которые могут быть обнаружены с помощью существующих методов. Каждый из методов обнаружения экзопланет имеет свою чувствительность, и полная картина пока не видна», — считает соавтор работы Артем Бурданов.

Большинство известных нам экзопланет были открыты телескопом «Кеплер», в задачи которого изначально не входил поиск экзопланет у таких звезд, как TRAPPIST-1. Однако именно этот тип звезд наиболее распространен в наше Галактике, так что, возможно, землеподобных планет и планетных систем, похожих на Солнечную, в Галактике намного больше, чем кажется.

Знай наших! О матерях и детенышах

Ученые выяснили, что детеныши разных видов млекопитающих предпочитают подходить к матери с одной и той же стороны. С какой? Как это связано со строением мозга? Об этом смотрите в новом выпуске «Знай наших».

Всем привет! С вами Анна Шустикова и рубрика о российской науке «Знай наших».

Если у вас есть дети, то прежде, чем смотреть это видео, предлагаю провести небольшой эксперимент или хотя бы вспомнить, с какой стороны от вас предпочитает ходить ваш ребенок. И, соответственно, с какой стороны вы сами предпочитаете держать его, особенно, если ситуация немного выходит из-под контроля.

Своими наблюдениями вы можете поделиться в комментариях, а мы постараемся разобраться, как отвечает на эти вопросы современная наука. Согласно результатам исследований, матери предпочитают держать детей, особенно совсем еще крохотных, несколько недель назад появившихся на свет, слева от себя. Причем, подобные предпочтения наблюдаются не только у человека, но и у других высших приматов. И связывают это ученые прежде всего с особенностями строения мозга, а именно с небезызвестной межполушарной асимметрией. [ ... ]

5 минут о тревожности

Что такое тревожность? Что ее порождает? И как часто люди страдают тревожностью сегодня? О книге Скотта Стоссела «Век тревожности» рассказывает Маша Осетрова.

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я немного расскажу вам о тревожности.

Философ XIX века Сёрен Кьеркегор видел в способности испытывать тревогу и страх перед будущим одну из ключевых особенностей, отличающих человека от животного, и основу цивилизации. По его словам, человек способен испытывать страх потому, что он есть синтез животного и ангела. И чем глубже человек пребывает в страхе, тем более он велик.

По данным Национального института психического здоровья, почти каждый седьмой житель США страдает каким-либо психическим расстройством, и, по-видимому, ситуация в других странах сходная. Наверняка многие из этих людей не вполне согласились бы с датским философом и с радостью отказались бы от своего величия ради избавления от фобий и тревожности. [ ... ]

Соблюдайте полярность

Семь причин, почему смена магнитных полюсов Земли — идеальный сценарий конца света

Есть такая старая народная забава — придумывать сценарии конца света. Это волнует нервы, будоражит и скрашивает серые будни. Расслабляет и успокаивает, потому что отвлекает от реальных опасностей вроде глобального потепления, устойчивых к антибиотикам микробов или ядерного оружия. «Чердак» попробует закончить эту игру: мы подобрали идеальный козырь, с которым все дальнейшие эсхатологические рассуждения бессмысленны. Это переполюсовка Земли. От нее все люди должны умереть медленно, странно и, главное, внезапно.

Причины магнитной инверсии не ясны

Необходимый признак толкового конца света — это его необъяснимость. Очень важно, чтобы какое-нибудь галактическое выравнивание, невероятная солнечная буря или даже потоп не следовали напрямую из скучных уравнений и теорий, а проистекали из каких-то зыбких иррациональных причин. С магнитной инверсией, во время которой северный магнитный полюс нашей планеты станет южным, а южный — наоборот, северным, все именно так.

Магнитное поле Земли появилось не сразу с рождением планеты, а несколько позже — примерно 4,2 миллиарда лет назад, и до сих пор никто не может стопроцентно объяснить ни почему это произошло именно тогда, ни почему это произошло вообще.

Более того, сами теории геомагнетизма последнее время постоянно подвергаются «переполюсовке».