Почему не может появиться вирус, который убьет всех людей

Кто из современных горожан видел тех птичек, за которыми наблюдал Дарвин? Даже так: кто помнит, что теория эволюции, вообще-то, не про происхождение человека? Вероятно, такие люди в меньшинстве, а для большинства изучаемые в школе законы природы остаются чем-то, что существует лишь в учебниках и списках вопросов для выпускного экзамена.

Сегодня мы поговорим о теории эволюции в совсем другом ключе. А именно — рассмотрим апокалиптический сценарий гибели человечества от супервируса, который совмещает стопроцентную смертность со способностью распространяться так же, как грипп или простуда. Может ли вообще появиться подобная зараза?

Супервирус должен иметь как высокую заразность (контагиозность, если использовать медицинский термин; мы далее отойдем от строгости в пользу понятности), так и высокую опасность для заболевших. И то и другое — качества, приобретаемые в ходе эволюции, и потому логично использовать именно положения теории эволюции вкупе с некоторыми другими биологическими соображениями.

Смертельно, заразно, умещается в ДНК — выберите два из трех.

Заразность вируса можно рассматривать как некую способность персонажа в компьютерной игре, и для получения этой способности нужно потратить определенное количество внутриигровых очков. Чтобы проникать внутрь клеток, вирусу нужны специальные белки, эти белки требуется закодировать в генах, а генов у вируса не может быть слишком много. Кроме того, сложно сделать белок, который одновременно помогает пробраться в клетку и при этом не выдает себя лимфоцитам. Это все равно, как если бы взломщик сейфов пытался создать карманный сварочный аппарат для прожигания дверей толщиной в десять сантиметров. Либо устройство неэффективно, либо с ним сложно незаметно пробраться к сейфу.

Вирус, который умеет передаваться с кашлем и при этом поражает жертв со стопроцентной эффективностью, окажется слишком долгим в производстве клеткой или слишком неустойчивым к мутациям. Возможно, что его будет слишком легко победить иммунной системе: аденовирусы, к примеру, в большинстве случаев вызывают простуду или кишечное расстройство. Аденовирусы убивают много людей в абсолютном выражении за счет массовости, но, если вы заразились, риск окажется сравнительно невелик.

Абсолютно смертельное бешенство можно получить только при укусе больного животного, да и то не со стопроцентной вероятностью. Геморрагическая лихорадка Эбола передается лишь с выделениями зараженного человека или животного, и ей нельзя заразиться, просто находясь рядом с больным. Гепатит и СПИД также не распространяются воздушно-капельным путем, да и назвать их скоротечными болезнями сложно: они приводят к смерти далеко не сразу.

Важное замечание

Лекарств от бешенства не существует. Шансы выжить после проявления симптомов стремятся к нулю - врачам известны лишь единичные случаи выздоровления. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что конкретно эта собака была здоровой. Ежи, лисы, кошки тоже потенциальные разносчики болезни. От бешенства спасает только вакцинация в первые дни после укуса.

Схожих с толпой радикалов найдут и уничтожат

Супервирусом можно было бы назвать натуральную оспу, которая передавалась воздушно-капельным путем и смертность от которой достигала иногда 70%, однако у этого вируса оказалось другое слабое место. Вирус оспы существовал в двух вариантах, один из которых приводил к возникновению болезни в более мягкой форме. Иммунная система, обучившаяся уничтожать «мягкую» оспу, расправлялась и с возбудителем тяжелой формы. Люди заметили это еще в античную эпоху и использовали для профилактики болезни. Когда же врачи нашли практически безвредный для человека, но способный обучить иммунитет штамм коровьей оспы, с оспой натуральной было покончено.

С точки зрения теории эволюции, наличие безвредных или малоопасных аналогов смертоносного вируса легко объяснить. За эволюцией вирусов не стоит цель убить всех потенциальных жертв, эволюция направлена на максимальное увеличение численности вирусных частиц в природе. А для этой цели как раз хороши максимально безобидные или хотя бы совместимые с жизнью на протяжении долгого срока вирусы. Штаммы коровьей и «мягкой натуральной» оспы оказались вполне успешны в увеличении своей численности.

Иммунная система может столкнуться со всеми видами вирусов. И чем вирус распространенней, тем больше вероятность получить соответствующий опыт организму . И если супервирус произошел как раз от чего-то распространенного, то высока вероятность его встречи с уже обученными лимфоцитами. Чтобы его не узнали, вирус должен довольно сильно мутировать.

Мутация - это снова риск потери других качеств. Если вернуться к аналогии с карманным оборудованием для взлома сейфов, жулику необходимо не просто собрать компактную сварочную аппаратуру, но еще и замаскировать ее, скажем, под авторучку. Поскольку прошлые варианты - с маскировкой автогена под зажигалку - уже давно известны охране банка.

Азы теории эволюции

• У эволюции нет конечной цели, но каждый организм стремится увеличить число своих потомков или копий.
  • Изменения в облике организмов и их функции происходят за счет случайных мутаций.
  • Мутации по большей части нейтральны, то есть безвредны и бесполезны.
  • Если мутация полезна, то ее носители получают некоторое преимущество и могут в итоге вытеснить всех прочих.
  • Мутация может проявлять себя как положительным, так и отрицательным образом одновременно.

Разумеется, это сжатое и не выходящее за рамки школьного курса изложение. За бортом мы намеренно оставили совместную эволюцию разных видов, наследование приобретенных признаков, появление жизни как таковой и многое другое - все-таки это слишком обширная тема.

Чужой и бесполезный.

Ряд фантастических рассказов основан на заражении землян инопланетными вирусами с очень высокой летальностью и заразностью. Однако с научной позиции это очень сомнительное допущение. Получается, что никогда не бывавший на Земле вирус не только научился выживать в наших телах, но еще и поразительным образом получил те свойства, которые, как мы видели, весьма сложно приобрести даже за всю историю человечества.

Клетки инопланетных организмов явно должны сильно отличаться от наших, так что для их заражения нужны принципиально иные белки. Вирусу с другой планеты нужно как-то хранить свою генетическую информацию (данные о том, как собирать свои частицы), и далеко не факт, что наша РНК/ДНК с нашей системой кодирования окажется совместима с чужим вирусом. Вирус из иной звездной системы, который кодирует белки так же, как вирус гриппа, это все равно как бортовой компьютер Чужих с интерфейсом на русском языке!