Лосось и ДДТ

Как тихоокеанские лососи накапливают пестициды

По данным ВЦИОМ, каждый второй житель России покупает горбушу. О том, какие части этой популярной рыбы можно употреблять в пищу, рассказал «Чердаку» старший преподаватель Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета Василий Цыганков.

Тихоокеанские лососи, или на латыни

Oncorhynchus

, — это род, в который входят такие виды, как горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча и сима. Рождаясь в пресной воде, они уходят в океан: одни виды на год, другие — на 7—9 лет. Пути миграции тихоокеанского лосося до сих пор мало изучены, но рыболовы встречают его от Японских островов на юге до Северного Ледовитого океана на севере. В океане рыбы отъедаются, накапливая резервы нейтральных липидов, или жиров, которые пригодятся им и как запас энергии, и для продуцирования половых клеток во время нереста. Но вместе с ним в организме рыбы накапливаются и загрязняющие вещества — липофильные поллютанты.

Лосось, идущий на нерест
Лосось, идущий на нерест. Фото: Feng Yu / ФОТОДОМ / Shutterstock

Группа российских ученых под руководством доктора биологических наук Ольги Лукьяновой изучила, сколько хлорорганических пестицидов (ХОП) оседает в разных органах тихоокеанских лососей.

Привет из тропиков

Хлорорганические пестициды — стойкие токсичные вещества антропогенного происхождения.

«Самыми опасные из них — и по распространению, и по воздействию на живые организмы — метаболиты дихлордифенилтрихлорэтана (ДДТ) и изомеры гексахлорциклогексана (ГХЦГ). Оба вещества особенно широко использовались в 1950—1970-х годах. Эти поллютанты (загрязняющие вещества —

прим. ред.

) запрещены к использованию в большинстве стран. Однако ХОП продолжают использовать для борьбы с переносчиками малярии. Применяют пестициды в основном в Индии и Китае, но оценить фактические объемы невозможно», — пояснил Цыганков.

Хлорорганические пестициды — летучие соединения: испаряясь в тропических широтах, они осаждаются в полярных. Таким образом пестициды загрязняют даже отдаленные территории, поясняет ученый.

Схема глобального переноса стойких органических загрязняющих веществ
Схема глобального переноса стойких органических загрязняющих веществ. Изображение: Василий Цыганков

«Эти токсиканты, имея высокое сродство к липидам, то есть липофильность, а также низкую скорость распада и выведения, могут накапливаться в жировых тканях рыб, птиц, морских млекопитающих, в частности человека, и вовлекаться в различные биологические процессы, вследствие чего наблюдаются изменения иммунологического статуса, мутагенные и тератогенные аномалии (нарушение эмбрионального развития под влиянием физических, химических или биологических факторов —

прим. ред.

)», — сказал Цыганков.

Съедобное-несъедобное

Российские ученые искали хлорорганические пестициды в образцах органов четырех видов тихоокеанского лосося. У горбуши и кеты ученые изучили мышцы (филе), печень, молоки, икру и всю тушку. У чавычи и нерки — мышцы и печень. Содержание хлорорганических пестицидов

определяли на газовом хроматографе

с детектором электронного захвата.

«Хлорорганические пестициды — α-, β-, γ-ГХЦГ и дихлордифенилдихлорэтилен — обнаружены в большинстве исследованных проб.В мышцах рыб отмечено наименьшее содержание, в печени больше, еще больше в тушке, затем следует икра, а максимальное значение зафиксировано в гонадах самцов», — сказал Цыганков.

Общее содержание загрязнителей в различных органах отличалось очень сильно: от 35,4 до 7103 нг/г липидов. Самыми безопасными, содержащими наименьшее количество этих вредных веществ, оказались мышцы горбуши.

Взрослый самец горбуши
Взрослый самец горбуши. Изображение: The Fishes of Alaska (1907) / Wikipedia

Больше всего пестицидов содержала печень нерки (7103 нг/г), в ней также зафиксировано максимальное количество ГХЦГ (6453 нг/г). Наивысшее содержание ДДТ обнаружено также в печени, но на этот раз чавычи (3022 нг/г).

Взрослый самец чавычи
Взрослый самец чавычи. Изображение: The Fishes of Alaska (1907) / Wikipedia

Сравнение содержания пестицидов в филе и печени всех четырех видов рыб показало, что доля этих веществ в горбуше и кете примерно одинакова, но в то же время существенно ниже, чем в органах чавычи и тем более нерки.

Взрослый самец нерки
Взрослый самец нерки. Изображение: The Fishes of Alaska (1907) / Wikipedia

В тушке кеты накапливается значительно больше хлорорганических пестицидов, чем в тушке горбуши. По мнению авторов исследования, причина в том, что кета более жирная и, в отличие от горбуши, проводит в море не один год, а 2—5 лет, получая больше вредных веществ. Нерка и чавыча тоже крупные рыбы, а поскольку продолжительность их жизни может составлять 7—9 лет, их организмы накапливают еще больше пестицидов.

Самец кеты, идущий на нерест
Самец кеты, идущий на нерест. Изображение: The Fishes of Alaska (1907) / Wikipedia

«Мышцы, или филе, рыб чаще всего употребляют в пищу и используют в пищевой промышленности. Сумма концентраций ХОП в мышцах горбуши, кеты, чавычи и нерки не превышает санитарно-эпидемиологические нормы Российской Федерации», — сказал Цыганков.

«В целом употребление в пищу дальневосточных лососевых не представляет опасности для здоровья населения», — подытожил ученый.

Исследование проведено под руководством доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника

ТИНРО-Центра

, профессора кафедры экологии Школы естественных наук ДВФУ Ольги Лукьяновой и

опубликовано

в журнале

Chemosphere

.

Алиса Веселкова

Нейроэкономика: как мозг принимает решения

Нейроэкономика — это новая научная область, изучающая, как мозг принимает решения. Можно ли сделать человека более рискованным, определенным образом стимулируя мозг? Об исследованиях на людях и капуцинах рассказывает Василий Ключарев. Встреча организована Просветительским фондом "Эволюция"

Наносэндвичи — основа будущей электроники

Что придет на смену кремниевой электронике? О синтезе материалов для новых эффективных элементов компьютера, наносэндвичах и способах их приготовления на Science Slam в Ставрополе рассказывает Амбарцумов Михаил.

Никита Седуш: экологичные полимеры

О пути в науку, своей лаборатории и научных целях рассказывает инженер-исследователь лаборатории полимерных материалов Курчатовского комплекса НБИКС-технологий Никита Седуш. За выпуск благодарим НИЦ «Курчатовский институт».