Откровения от Луки

Мультфильм «Чердака» про эволюцию клетки

От кого произошли живые организмы? Как зародилась жизнь на Земле и почему нашего последнего общего универсального предка зовут LUCA? Смотрим мультфильм «Чердака»!

Эхо воды

Радарные снимки обнаружили на Марсе подледниковое озеро

Подо льдами на Южном полюсе Марса обнаружено озеро. Причем не замерзшее, а из жидкой воды — подобно озерам под антарктическими ледниками на Земле. Открытие сделано при помощи радара MARSIS на борту европейского космического аппарата Mars Express. «Чердак» изучил обе научные статьи, вышедшие сегодня по этому поводу в Science, и поговорил с учеными, чтобы понять, насколько уверенно мы можем говорить о наличии воды и жизни на Красной планете.

Об обнаружении озера сообщила итальянская группа исследователей. Ученые проанализировали данные, собранные с мая 2012-го по декабрь 2015 года, — всего 29 радарных изображений, на которых видна характерная область протяженностью около 20 километров. Подобная картина на Земле наблюдается над подледниковами озерами в Антарктиде и Гренландии, включая озеро Восток под одноименной российской станцией в Антарктике.

Озеро Восток, снимок из космоса. Изображение: NASA / Goddard Space Flight Center Scientific Visualization Studio, Canadian Space Agency, RADARSAT International Inc.

Глубина, на которой находится марсианская вода, составляет около полутора километров (против трех с половиной у озера Восток). Поскольку на Марсе существенно холоднее, а слой льда тоньше, температура озера должна быть ниже температуры замерзания пресной воды, однако исследователи указывают, что при высокой концентрации солей в водоеме (что не маловероятно), жидкая форма воды может сохраняться и при такой температуре.

Карта Южного полушария Марса, на которую наложены данные съемки Planum Australe. Цвета соответствуют силе отраженного сигнала, где синим отмечены места, отражавшие сигнал сильнее всего, что позволило ученым предположить наличие воды в этих регионах. Изображение: USGS Astrogeology Science Center, Arizona State University, ESA, INAF. Графическая обработка Davide Coero Borga — Media INAF

Наночастицы и лечение сердечно-сосудистых заболеваний

Интервью с научным сотрудником лаборатории растворной химии передовых материалов и технологий

Сердечно-сосудистые заболевания — одна из лидирующих причин смерти. В лаборатории растворной химии передовых материалов и технологий Университета ИТМО применяют биоматериальный подход с использованием наночастиц для разработки более эффективных и действенных препаратов. Как это делают, какие наночастицы для этого нужны и какие получаются результаты, рассказывает научный сотрудник лаборатории Артур Прилепский.

Артур Прилепский, научный сотрудник лаборатории SCAMT (растворной химии передовых материалов и технологий), Университет ИТМО:

— Несмотря на то что наночастицы, в общем-то, уже известны достаточно давно (больше века прошло с тех пор, как их впервые синтезировали), до сих пор не существует большого количества препаратов. Их можно практически по пальцам двух рук пересчитать — препараты, которые основаны на наночастицах и дошли до какого-то практического применения.

Существует, на самом деле, очень большое количество проблем, с этим связанных, — и различные побочные эффекты, и те эффекты, которые считались положительными, могут приводить к негативным эффектам. В общем-то, наночастицы и лекарства на их основе сейчас стараются применять в совершенно разных областях. [ ... ]

Подспудный Вьетнам

Репортаж из экспедиции в Российско-Вьетнамский Тропический центр и национальный парк «Кат Тьен»

В представлении каждого человека тропический лес изобилует живыми существами: кажется, что здесь они должны быть везде — на земле, деревьях, в воздухе и воде. Поэтому, когда вы впервые попадаете в такое место, наступает разочарование, и кажется, что животных здесь не больше, чем в российских лесах. А что касается насекомых, то иногда создается впечатление, что их просто нет. Или, по крайней мере, что в наших лесах их в разы больше. Но это совсем не так.

Действительно, большая часть живых существ в тропиках сосредоточена в густых кронах деревьев, и многие не спускаются на землю никогда в своей жизни. Однако стоит остаться в этих экосистемах на больший срок и как следует погулять по лесу рано утром или после наступления темноты, и рано или поздно вы увидите куда больше, чем рассчитывали: взору наблюдателя откроется невероятно разнообразный мир уникальных существ.

Студентам биологического факультета МГУ повезло. Уже не первый год они проходят практику во Вьетнаме. Это стало возможным благодаря сотрудничеству университета и Совместного Российско-Вьетнамского Тропического научно-исследовательского и технологического центра, в котором работает школа молодых ученых Биологического факультета МГУ. Студенты знакомятся с разнообразием флоры и фауны муссонного равнинного тропического леса. Изучают экологию наземных тропических экосистем, осваиваются в современных методах биоанализа, узнают о специальных методах исследования биологии и экологии животных. В программу входят и методы охраны природы и организации заповедного дела в тропических лесах, а также международное сотрудничество по изучению и охране тропических экосистем.

Ну и, конечно, студенты на практике выполняют кратковременные самостоятельные полевые работы в условиях тропиков под руководством сотрудников Тропического центра.

Фото: Илья Гомыранов / Chrdk.