Постапокалиптические насекомые из раннего триаса

Дмитрий Щербаков (Палеонтологический институт) рассказал «Чердаку», кого нашли ученые в Оренбургской области и почему это важно

Летом 2018 года семеро российских палеонтологов нашли ископаемых насекомых, живших около 250 миллионов лет назад, сразу после самого массового вымирания в истории Земли, которое погубило 96% видов морской и 70% видов наземной фауны.

Насекомые, которых нашли ученые в Оренбургской области, жили в раннем триасе — отрезке времени, который начался после великого пермского вымирания и длился около пяти миллионов лет. Местонахождений насекомых того времени известно очень мало, и найденное учеными захоронение — самое богатое из раннетриасовых.

Дмитрий Щербаков, ведущий научный сотрудник лаборатории артропод Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН и руководитель экспедиции, организованной при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16−04−1498), рассказал корреспонденту «Чердака» о том, что именно нашли ученые и почему находка важна.

Крыло раннетриасового таракана. Фото: Дмитрий Щербаков / Chrdk.

[Ch.]: Какое научное значение может иметь эта находка?

[ДЩ]: У нас было белое пятно в палеонтологической летописи насекомых, хоть и 5 миллионов лет «всего», но все-таки целый отдел геохронологической шкалы, а триас делится на ранний, средний и поздний, вот это был ранний триас, очень плохо охарактеризованный по части насекомых. И теперь нам куда больше будет известно, это уже не белое пятно. Как раз Южный Урал, точнее Приуралье, очень богато местонахождениями позвоночных, двустворчатых моллюсков и прочего, что жило тогда, в интервале пермь — триас, а теперь и насекомые подтягиваются. Еще один штришок в общую картину изменения флоры и фауны на рубеже перми и триаса добавится этой находкой.

[Ch.]: В сообщении института было сказано, что состав фауны в местонахождении необычный.

[ДЩ]: Необычный состав относится к другой, к пермской. Здесь состав достаточно обычный, необычно то, что найдено очень много остатков для интервала, который очень бедно представлен был до этого в палеонтологической летописи и в России, и вообще в мире. Это краткий интервал, сразу после пермско-триасового вымирания, и поэтому там и самих захоронений мало, и в тех, которые есть, наперечет находки, а здесь мы сразу сотню с лишним крылышек и прочих останков нашли. Захоранивается, как правило, то, что покрепче, например надкрылья жуков, тараканов — то, что даже будучи оторвано и плывя по течению, имеет большой шанс уцелеть, не рассыпаться на кусочки, и потом в донных отложениях, в том иле, который миллионами лет потом превращается в слоистые породы, остаться в приличном виде, доступном для изучения.

[Ch.]: Сколько находок всего получилось?

[ДЩ]: Ну где-то там 120, может быть. Пересчитаем и скажем точно.

Отряд на раскопе: Анастасия Фелькер, Алексей Башкуев, Елена Лукашевич, Олеся Стрельникова, Мария Тарасенкова. Фото: Дмитрий Щербаков / Chrdk.

[Ch.]: А по видовому составу?

[ДЩ]: По видовому составу, я думаю, больше 30, по первому ощущению. Сперва-то оценивается по крупным группам. Тараканы есть, жуки, цикадки, прямокрылые, то есть кузнечики. В это время еще не было таких важных нынче групп, как двукрылые, то есть комаров и мух, не было бабочек, ну их и здесь нету. Есть группы, которые ничего не скажут обычному читателю, малоизвестные — например миомоптеры, вымерший отряд небольшой, с маложилковыми крыльями. Кроме насекомых мы нашли мечехвостов — современные живут только в море, а в прошлом они обитали и в континентальных водоемах. Собрали и растения.

[Ch.]: А были какие-то отряды, которые целиком исчезли на рубеже перми и триаса?

[ДЩ]: Да, были такие отряды, в частности палеодиктиоптеры, о которых вы, может быть, слышали. В перми еще встречались, а в мезозое и в наше время их нет. Крупные насекомые с сосущим хоботком — вот они вымерли и еще ряд групп.

[Ch.]: Какие условия были в месте раскопок в начале триаса?

[ДЩ]: Насекомые, те, которые захораниваются в осадочных породах, а не в янтарях, встречаются в различных отложениях, озерных или речных, — дельтах, старицах, я думаю, и тут тоже. Но, поскольку реки текут по самым разным ландшафтам, надо разбираться, что там было, где текла эта речка. Небольшое пятно сероцветных осадков с насекомыми и флорой затеряно среди красноцветов. Красный цвет пород считают признаком аридного климата. Похоже, что древняя речка, в окаменевшем иле которой дошли до нас триасовые насекомые, была оазисом среди голых холмов. Может быть, изучение собранных нами материалов добавит некоторые подробности.

[Ch.]: А какой климат был в этом месте в триасе?

[ДЩ]: В раннем триасе случились всяческие пертурбации климатические и в целом условия были менее благоприятны, чем перед этим, в поздней перми. Южное Приуралье в триасе находилось у моря, на окраине океана Палео-Тетис, тем не менее для этой территории реконструируют довольно теплый и засушливый климат и ландшафты со скудной растительностью.

[Ch.]: Вы поехали специально искать насекомых?

[ДЩ]: Да, мы объехали больше 20 местонахождений, некоторые местонахождения пермских насекомых были уже известны, одно было среднетриасовое местонахождение, плюс были точки, где были найдены, например, только ископаемые растения, но был смысл поискать там и насекомых. Поскольку все вместе захоранивается, но только в слоях разного характера: листья мелкие, раковинки и крылышки — в тонких осадках, а крупные стволы, кости позвоночных, всяких ящеров — в грубых, в песчаниках, которые по сути — окаменевший песок. Поэтому там, где раковинки и листья, есть шанс найти насекомых. Вот так мы и обследовали пермские и триасовые точки и в нескольких впервые нашли насекомых. И именно новая раннетриасовая точка наиболее интересная, потому что сразу больше сотни экземпляров, большое разнообразие, и интервал очень важный.

Пермские обнажения около поселка Броды. Фото: Дмитрий Щербаков / Chrdk.

[Ch.]: А как-то можно охарактеризовать, как вымирание повлияло на насекомых?

[ДЩ]: Можно сказать, что вместе с доминантами, высокоспециализированными группами прошлой биоты, такими как кордаиты — были такие голосеменные растения, вымерли и те группы, которые были специализированы и питались кордаитами или просто обитали в кордаитовых лесах. Высокоспециализированные имели больше шансов вымереть, малоспециализированные имели больший шанс уцелеть. А потом, когда вся эта заварушка, вся эта климатическая перестройка немного устаканилась, стало опять полегче дышать на Земле, малоспециализированные стали опять порождать более высокоспециализированные, но уже новые группы. После кризиса на расчищенное место пришли новые доминанты. Например, те же самые двукрылые — комары и мухи — и перепончатокрылые — пилильщики, потом наездники, осы, пчелы, муравьи. То есть кризис, расчистив место от старых групп, дал возможность возникнуть новым. Двукрылые появляются в начале среднего триаса, первые находки сделаны во Франции, в Вогезах. Мы хотели и надеялись найти, но не нашли пока. Если будем дальше искать, может быть, и нам повезет. Перепончатокрылые появляются еще позже, на 10—15 миллионов лет, первые находки — в Австралии и в Фергане.

[Ch.]: Какие группы насекомых из доживших до сегодняшнего времени есть в раннем триасе?

[ДЩ]: Жуки, цикадки, тараканы, стрекозы, поденки, кузнечики, то есть прямокрылые. Есть еще такая группа — гриллоблаттидовые, тараканосверчки по-русски, которая нынче представлена в реликтовом виде от Сибири через Дальний Восток до Канады. Тогда, в перми и мезозое, их было большое разнообразие, и притом крылатых, а сейчас — жалкие остатки, и все бескрылые.

[Ch.]: Они все нашлись в этом местонахождении?

[ДЩ]: Нет, в этом местонахождении поденок пока нет. Поденки найдены в самом конце перми и самом начале среднего триаса, значит, найдутся и в раннем триасе.

[Ch.]: Можно сказать, что в раннем триасе и в этом местонахождении тоже те группы, которые были менее специализированные?

[ДЩ]: На уровне отрядов это слишком смелое заявление, поскольку в любом отряде происходили какие-то вымирания, но вообще, да, это такое общее правило, что менее специализированные как раз и уцелеют. В этом кризисе, как и во многих других. Пермо-триасовый был для насекомых самым значительным, он гораздо больше на них сказался, чем кризис на рубеже мела и палеогена, то есть мезозоя и кайнозоя.

[Ch.]: А какие самые общепринятые теории о причинах пермо-триасового вымирания?

[ДЩ]: Самая популярная — что произошли очень мощные излияния вулканических пород в Сибири, сибирские траппы, и сопровождалось это выбросами вулканических газов в атмосферу, что разрушало озоновый экран, закисляло океаны и привело к кратковременному похолоданию за счет экранирования солнечной радиации (вулканическая зима). Потом пошел тренд в сторону потепления, и несколько миллионов лет в низких широтах было слишком жарко. Есть гипотеза, что излияние траппов было спровоцировано ударом огромного метеорита по противоположному боку Земли — подо льдами Антарктиды обнаружен ударный кратер 480 км в диаметре, намного больший, чем тот, с которым связывают вымирание в конце мела.

[Ch.]: Сколько примерно времени уйдет на обработку находок?

[ДЩ]: Обработка материалов по ископаемым насекомым — дело кропотливое. Разбросать материал по группам и сделать какие-то предварительные выводы можно быстро, а описать новые виды и найти для них место в системе — для этого могут потребоваться годы. Ведь разнообразие насекомых в мезозое было огромным, как и сейчас.

Гугеноты на галерах

Как выглядела и когда произошла первая гуманитарная интервенция в истории

Само понятие и правовые основы гуманитарной интервенции продолжают быть предметом дискуссий, но кроме них исследователей также интересует и историческая сторона вопроса. О том, куда сдвигают новые данные «день рождения» первой гуманитарной интервенции, рассказывает научный журналист Артем Космарский.

Гуманитарная интервенция — вмешательство в дела другого государства для предотвращения массовых убийств, геноцида, нарушения прав человека — стала популярным инструментом международных отношений с конца XIX века. Юристы и дипломаты так и не пришли к единому мнению, ограничивается ли гуманитарная интервенция только использованием вооруженных сил, или это понятие включает все возможные, в том числе мирные средства воздействия. Так или иначе, применение этого орудия всегда вызывало подозрения — в самом ли деле решение о гуманитарной интервенции вызвано искренней заботой об общечеловеческих ценностях и желанием спасти людей от смерти?

Наиболее известные сегодня примеры гуманитарной интервенции — бомбежки Югославии силами НАТО в 1999 году и вмешательство международной коалиции в гражданскую войну в Ливии. Как гуманитарную интервенцию можно классифицировать и российскую операцию по «принуждению к миру» Грузии в 2008 году, и бомбардировку Сирии силами Франции, США и Великобритании в апреле этого года.

Но как родилась сама идея того, что возможно вмешиваться в дела суверенного государства (и даже вводить туда войска) для защиты его же граждан от некоторой универсальной несправедливости? Обычно историки связывают первые гуманитарные интервенции со «внешнеевропейской» политикой XIX века. «Зверства» властей Османской империи при подавлении мятежей христианских меньшинств становились поводом для вмешательства европейских держав, начиная с войны греков за независимость в 1820-е годы. Дальше, в 1860-е годы, даже безо всяких государственных репрессий, при внутреннем конфликте между христианами и друзами в Ливане, Франция, Британия и Россия заставили ливанского султана впустить многотысячный европейский корпус в страну для наведения порядка.

Теперь же историк Кэтрин Арнольд из Мемфисского университета (США) отодвинула «день рождения» гуманитарной интервенции. Ее исследование опубликовано в последнем номере журнала The English Historical Review, старейшем историческом журнале англоязычного мира. Опираясь на многочисленные памфлеты, письма и трактаты, Арнольд доказывает, что возможность влиять на внутреннюю политику других государств, исходя из общечеловеческих ценностей, была впервые продемонстрирована в конце XVII века. [ ... ]

Мамонту некуда возвращаться

Палеонтолог Евгений Мащенко — о мамонтах и перспективах их воссоздания

В конце августа вновь заговорили о воссоздании мамонтов и о том, чтобы заселить их в плейстоценовый парк на территории Якутии. Корреспондент «Чердака» расспросила старшего научного сотрудника Лаборатории млекопитающих Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Евгения Мащенко о перспективах воссоздания мамонта, его образе жизни, среде обитания и о том, что в этом году нашли палеонтологи и археологи, отправившись в экспедицию на Новосибирские острова. .

— В конце августа этого года генетик Джордж Черч посетил Якутию и заявил, что на основе выделенной ДНК мамонта собирается создать его гибрид со слоном. Идея создания такого гибрида имеет шанс на успех?

— Господин Черч старается работать с ядерной ДНК, которая все-таки сохраняется в цитоплазме, если сама цитоплазма сохраняется в клетке. Его основная идея — вмонтировать в ДНК современного слона такие кусочки ядерной ДНК. Почему он думает, что эта ДНК будет работать и производить репликацию, я не знаю. Пока еще наши возможности генной инженерии находятся не на том уровне, чтобы заставить такую комбинированную модель работать.

Основная функция ДНК — это считывание определенной информации, которая закодирована, и синтез белка через эту информацию. Если молекула повреждена, вдоль всей цепочки ДНК проходят специальные белки, которые ремонтируют ее, убирают ненужные участки, делают другие или сшивают, если они разорваны. Почему господин Черч думает, что, если даже молекула будет живой и начнет работать, эти белки не будут реагировать на чужую, совершенно постороннюю ДНК, я не знаю.

— Тогда стоит ли вообще проводить эти работы? [ ... ]

Узнать, почему окружающий мир вообще существует

Как и зачем в подмосковном лесу физики будут создавать материю времен Большого взрыва

Корреспондент «Чердака» съездил в Дубну и побывал в Лаборатории физики высоких энергий Объединенного института ядерных исследований, чтобы выяснить, как идут дела на стройке коллайдера NICA и что именно физики хотят узнать о мироздании с его помощью.

Добраться до Дубны проще всего на электричках, которые ходят несколько раз в сутки. И это совсем не похоже на путешествие в лабораторный комплекс, где собираются воссоздать первые мгновения после Большого взрыва. Вагон заполнен преимущественно дачницами, а после Дмитрова дорога становится одноколейной и к окнам поезда вплотную подбираются придорожные кусты.

Вокзал на станции Большая Волга увенчан огромной надписью «Наукоград Дубна», но общее впечатление скорее как от вполне обычного российского города на приличном отдалении от мегаполиса. Пустой зал ожидания (чего тут ждать, если электричка через два часа?), площадь с тремя автобусами, супермаркет. Чуть поодаль — кирпичные многоэтажки, жилые кварталы города.

Специфика места начинает ощущаться в автобусе. На карте маршрутов остановка с тривиальным названием «Кладбище» соседствует с куда менее распространенным «Тензором», а далее идут улицы, названные в честь разных ученых: вот улица Сахарова, вот улица Жолио-Кюри, дальше идут Флеров, Курчатов, Вавилов…