Обмазывая стены

Неандертальцев назвали первыми художниками Земли

Антропологам пришлось вновь пересмотреть свои взгляды на возможности Homo neanderthalensis. Ранее считалось, что искусство было недоступно неандертальцам в силу недостаточной развитости мозга.

Группа европейских археологов провела уран-ториевый анализ изображений из ряда пещер каменного века и пришла к выводу, что они оставлены неандертальцами. Это радикально меняет представления об этих родственниках людей, некогда скрещивавшихся с современными европейцами и азиатами.

До сих пор считалось, что они были неспособны создавать произведения изобразительного искусства. Ученые предполагали, что для этого необходимо пространственное мышление, плохо развитое у Homo neanderthalensis, но хорошо — у Homo sapiens. Оно требуется не только в рисовании, но и на войне и охоте. Поэтому его отсутствие считалось одной из ключевых причин вытеснения неандертальцев людьми современного типа. Новые данные полностью опровергают эту точку зрения и заставляют вновь поднять вопрос о том, как наш вид взял верх над коренным населением Евразии. Соответствующие статьи опубликованы в Science и Science Advances.

Ла-Пасьега, секция C. Рисунки, сделанные неандертальцами. Фото: P. Saura

Уран-ториевой датировке подвергся материал из 53 изображений в пещерах Ла-Пасьега, Мальтравьесо и Ардалес (Иберийский полуостров). С помощью этого метода сравнивается количество урана-234 и получающегося при его распаде тория-230 в карбонатных породах. По тому, сколько урана превратилось в торий, вычисляется время, на протяжении которого образец был изолирован от поступления урана-234 из окружающей среды. Благодаря тому, что торий-230 нерастворим в воде и не может быть случайно вынесен ею из образца породы, этот метод датировки считается весьма точным.

В отношении изученных изображений были получены датировки древностью до 66,7 тысячи лет. В этот момент на Иберийском полуострове Homo sapiens не было, как не было их и в Европе в целом. Зато там немало находок неандертальцев той поры. Это значит, что именно им и принадлежат эти изображения.

Авторы особо подчеркивают, что все рисунки сделаны красным пигментом и в глубине пещер, где никакого естественного освещения нет. То есть это результат заранее запланированного акта художественного творчества, для которого иберийские неандертальцы должны были заготовить факелы, краску, выделить время на рисование и так далее. Более того, они считают, что неандертальцы могли расписывать и свои тела — красная охра хорошо подходит для такого рода украшений, как известно из этнографических наблюдений.

В тех пещерах, что были заселены долговременно, как Ардалес, где следы неандертальцев встречаются с 65 до примерно 40 тысяч лет назад, символы и рисунки в сходной манере появляются практически все эти 25 тысяч лет. То есть занятие живописью не было для этого вида каким-то единичным актом. Они практиковали его систематически на протяжении очень длительного времени.

Сталагмит в пещере Ардалес, на котором видны следы красного пигмента, которым рисовали неандертальцы. Ученые утверждают, что на этом камне неандертальцы рисовали как минимум дважды: один раз ок. 65 000 лет назад, второй — ок. 45 000 лет назад. Фото: C.D. Standish

Исследователи даже предполагают, что художественное искусство неандертальцев могло возникнуть задолго до изученных ими иберийских изображений. Они считают, что художественная традиция может уходить корнями к возрасту находок из пещеры Брюникель во Франции. Как недавно обнаружила другая группа археологов, 177 тысяч лет назад неандертальцы установили там два сравнительно правильных круга из сталагмитов. Круги явно несут какую-то символическую нагрузку. Внутри одного из кругов есть другая группа сталагмитов, на которой найдена обгоревшая кость. Все это сильно напоминает алтарь для жертвоприношений. В принципе религиозная практика сама по себе требует символического мышления, а создание культовых сооружений сравнительно правильной формы — развитого пространственного мышления. От этого до художественного искусства — один шаг.

Следует отметить, что среди проанализированных изображений есть не только геометрические фигуры, но и упрощенные изображения животных. Это указывает на довольно высокий уровень абстрактного мышления. Ранее ряд исследователей выдвигал предположения, что неандертальцы не могли рисовать по причине недостаточного развития тех долей мозга, которые ученые, несколько упрощая, связывали с пространственным мышлением. Пространственное мышление необходимо не только для рисования, но и для успешного использования метательного оружия. К примеру, шимпанзе умеют метать камни, но процент попаданий у них близок к тому, что есть у маленьких детей современных людей, — как считается, именно из-за проблем с пространственным мышлением.

Авторы этой гипотезы настаивали на том, что изобразительное искусство, как и эффективное использование метательного оружия, было недоступно неандертальцам. По их мысли, Homo sapiens, вторгнувшись в Европу около 40 тысяч лет назад, вытеснили неандертальцев именно потому, что лучше охотились (метательное оружие поднимает эффективность охоты) и лучше воевали (считается, что между двумя видами могли быть прямые боевые столкновения).

Одна из стен в пещере Мальтравьесо, на которой можно разглядеть отпечатки рук. Одному из них как минимум 66 000 лет, и он должен принадлежать неадертальцу. Фото: H. Collado

Как мы видим, вопрос о том, умели ли неандертальцы рисовать, по сути сводится к вопросу о том, могли ли они конкурировать с Homo sapiens, и, следовательно, было ли вымирание первых неизбежно после появления вторых. Гипотеза «без рисунков нет метания, без метания нет победы» имела немало недостатков. Например, слоны умеют рисовать в реалистичной манере (причем впервые это было обнаружено на слонихе, которую никто такому рисованию не учил). Что же, получается, неандертальцы «тупее» четвероногих травоядных? И это при том, что именно неандертальцы начали первыми варить каши, усыпать могилы умерших цветами и, по всей видимости, проводить религиозные обряды?

Другой проблемой было то, что в 1990-х годах в Германии были найдены отличные метательные копья, сделанные еще Homo heidelbergensis, предками неандертальцев. Копья были настолько хороши, что их точные копии, сделанные в рамках исследования, современные спортсмены-копьеметатели оценили на «отлично». Невозможно изготовить отлично сбалансированные метательные копья, если не иметь понятия об эффективном метании. Было не вполне ясно, почему более примитивные гейдельбергцы могли успешно использовать метательное оружие, а их более развитые потомки неандертальцы — якобы нет.

Но при всех этих недостатках у гипотезы «рисование = успешное метание» у нее был и плюс, который сейчас, после открытия реальных художественных возможностей Homo neanderthalensis, утерян. Гипотеза объясняла вымирание неандертальцев в момент появления Homo sapiens. Без нее четкого понимания причин этого эпохального явления у нас нет. Между тем оно определило всю дальнейшую историю человечества.

Нельзя сказать, чтобы у антропологов не было других гипотез на эту тему. Скажем, известно, что 40 тысяч лет назад во время суперизвержения на Флегрейских полях (Италия) по биосфере Европы был нанесен мощный удар. Вплоть до Румынии почву покрыло метровым (местами и более) слоем пепла. В то же самое время следы неандертальцев из ряда районов Европы пропадают. Почти сразу после этого события по ней расселяются Homo sapiens. Конечно, возникает соблазн предположить, что из-за катастрофы на Флегрейских полях по численности неандертальцев был нанесен мощный удар, что и позволило людям занять их место.

Но и этот подход далек от идеала. Во-первых, явно не все неандертальцы были уничтожены супервулканом. Вам достаточно взглянуть в зеркало, чтобы это заметить: светлые оттенки вашей кожи достались именно от них. Судя по следам в ДНК европеоидов и монголоидов, первые европейцы Homo sapiens активно скрещивались с Homo neanderthalensis.

Во-вторых, к западу от Флегрейских полей мощного слоя пепла не было. В той же Испании или Азии неандертальцы задержались еще на тысячи лет, и их следы здесь пропадают только после появления людей. Оба эти факта означают, что нужны какие-то дополнительные причины, объясняющие вытеснение неандертальцев современными людьми.

Репортаж из крымских ям

Что археологи копают под трассой «Таврида»

Конец ноября даже на юге России — так себе время для экспедиций. Световой день короткий, дожди, холодно. Обычно полевой сезон у археологов заканчивается раньше, но в Крыму до сих пор работает новостроечная экспедиция Института археологии РАН. Корреспондент «Чердака» съездила в Керчь, чтобы узнать, как там работают археологи.

Спасательная экспедиция

Археологические экспедиции бывают академические, когда ученые годами, а то и десятилетиями вдумчиво и кропотливо работают на одном и том же раскопе, а бывают «скоростные» новостроечные экспедиции, или охранно-спасательные работы, когда ученым действительно приходится спасать памятники археологии из-под ковшей экскаваторов. Спасательные экспедиции проводят там, где вот-вот начнут строить линии газопровода, ГЭС, прокладывать трассы или железные дороги. И археологам приходится работать очень быстро. Вот и в Крыму так: чтобы провести раскопки на всем протяжении строящейся трассы «Таврида», а это 300 км, археологи начали работать в марте этого года. И до конца года должны свою работу закончить.

— Уникальность этой экспедиции в объемах. Такими объемами в Крыму никогда не копали, — рассказывает мне руководитель Крымской новостроечной экспедиции ИА РАН, доктор исторических наук Сергей Внуков, пока мы едем к первому пункту нашего путешествия. — Исследовалось и исследуется более 70 памятников. Площадь измеряется сотнями гектаров. Работало около 10 отрядов, до 700 человек в разгаре работ. Были привлечены не только московские исследователи, но и коллеги из Питера (Институт истории материальной культуры РАН), Новосибирского отделения РАН, Казани (Институт археологии АН РТ) и, естественно, местные специалисты — из Керченского музея, Института археологии Крыма, музея-заповедника «Неаполь Скифский». Аналогов этим работам в Крыму не было. Да и, в общем-то, на территории России экспедиций такого масштаба за последние лет 50, да вообще за всю историю, было немного.

Руководитель Крымской новостроечной археологической экспедиции ИА РАН, доктор исторических наук Сергей Внуков. Фото: Алиса Веселкова / chrdk

В Крым с кисточкой и лопатой, серия 1

Фоторепортаж нашего крымского спецкора

Работа археологов «в поле» состоит из двух частей: сначала вы осторожно копаете, потом везете то, что накопали, в полевую лабораторию (и об этом в следующей серии нашего фоторепортажа).
Лев из египетского фаянса, найденный на раскопе городища «11-й км» неподалеку от Керчи во время Крымской новостроечной экспедиции Института археологии РАН. Это штампованная вещь, такие статуэтки импортировали, что еще раз подтверждает, что торговые пути здесь были налажены