Зачем университету пауки

И какое отношение пауки имеют к информационным технологиям, механике и оптике

В питерском Университете ИТМО (информационные технологии, механика и оптика) есть инсектарий, где находятся более шестидесяти пауков. Как и зачем там содержат членистоногих, что делают с паутиной и где используют этот природный прочный материал, рассказывает Александра Парамонова из лаборатории растворной химии передовых материалов и технологий.

Александра ПАРАМОНОВА, магистрант лаборатории SCAMT (растворная химия передовых материалов и технологий) Университета ИТМО:

— Здесь, в ИТМО, нам удалось создать инсектарий. Здесь находится более шестидесяти пауков двух видов. Соответственно, мы работаем с паутиной и занимаемся тем, что производим гибридные материалы на основе органических склеропротеинов и неорганических наночастиц.

Благодаря тому, что паутина является самым необычным материалом в мире — это природный и самый прочный материал, который по своим качествам превосходит все искусственные аналоги, — очень интересно именно работать и улучшать его свойства, придавать некие дополнительные возможности и функции данному материалу и далее использовать его в биомедицине либо еще где угодно. В качестве защитного материала, оптических источников, функций проводимости и т.д.

Инсектариум создавался с той целью, чтобы пауки содержались в условиях, максимально приближенных к их естественной среде обитания, а также у нас, как у ученых, имелась бы возможность — мы могли бы работать с этими животными и с паутиной. Поэтому мы и создали такие условия. Это контейнер. В нем находится субстрат, поддерживаются определенные влажность и температура, которые необходимы конкретному виду (показатели отслеживаются). Также мы стремимся получить «чистую» паутину, поэтому придумываем разного рода домики для пауков.

Ядовиты абсолютно все пауки. Соответственно, когда вы хотите потрогать паука руками, вам нужно помнить, что он может выпустить в воздух ворсинки, которые будут даже не видны человеческому глазу, однако может остаться раздражение на коже. Но ничего такого в нашей лаборатории не случалось!

Также для пауков, чтобы они не умирали, обязательно необходим живой корм. С ним мы тоже планируем работать. Уже на данном этапе мы научились разводить им «еду» самостоятельно. Я считаю, это большой плюс. Но конкретно у нас сейчас в лаборатории сверчки. Это наиболее питательная пища для пауков, но и наиболее сложный для разведения источник пропитания. Но у нас все получилось!

Животворящие миры

Астробиологи придумали новый тест на пригодность мира к жизни, и кроме Земли его прошла как минимум еще одна планета

Если планета находится не слишком далеко и не слишком близко к своей звезде, то на ее поверхности может существовать жидкая вода. А значит, к ней лучше присмотреться внимательнее — вдруг она обитаема? Теперь астробиологи ввели еще одну шкалу, которая отражает пригодность планеты к формированию на ней жизни земного типа. И когда ученые совместили «линейки жизни», на их пересечении оказалась не только Земля.

Теперь мы точнее знаем, где нам стоит искать следы жизни. Углублению нашего понимания в этом вопросе очень способствует работа кембриджских астробиологов, опубликованная на днях в журнале Science Advances. Вооружившись современными представлениями об участии ультрафиолетового излучения в небиологическом синтезе предшественников рибонуклеотидов, сырья для молекул РНК, исследователи обозначили зону, в которой возможно зарождение РНК-мира для звезд разного спектрального класса. Вам все еще интересно и непонятно? Тогда давайте разбираться в подробностях.

Растворитель жизни

Жизнь — это хитро завязанная система самоподдерживающихся химических реакций, которые, как и положено большинству химических реакций, могут протекать с достаточной скоростью лишь в определенном растворителе. Единственный растворитель, подходящий для жизни земного типа, — это вода. Может, когда-нибудь мы и найдем где-нибудь на Титане сумасшедших существ, биохимия которых будет вариться в жидком метане, но пока что ничего подобного нам не повстречалось.

Жидкая вода может существовать лишь в определенном диапазоне температуры и давления. Судить о давлении на поверхности планеты с расстояния в пару-тройку десятков световых лет, мягко говоря, сложновато, а вот с температурой все не в пример проще — в большинстве случаев она определяется светимостью ближайшей к планете звезды и расстоянием до нее. Температура не должна быть слишком низкой, чтобы вода не замерзла, и слишком высокой — чтобы вода не выкипела. [ ... ]

Камни, из которых мы продолжаем высекать древнюю историю

Вчера вышла научная статья с новыми данными о Стоунхендже. Что вообще в последние годы мы узнали о памятнике, который изучаем не первый век?

Два кольца камней, две внутренние каменные «подковы», два земляных вала и ров — известный памятник неолита и культурный символ Великобритании выглядит незатейливо, и, казалось бы, за последние сотни лет его изучили вдоль и поперек. Но недавно ученые опять выяснили нечто новое о британском кольце дольменов — откуда пришли люди, погребенные в этом месте. «Чердак» разобрался, что еще удалось выяснить о Стоунхендже за последнее десятилетие.

Стоунхендж — комплекс камней-мегалитов, находящийся в графстве Уилтшир недалеко от города Солсбери и примерно в 130 километрах к юго-западу от Лондона. Его построили примерно за 3000 лет до нашей эры, а затем еще 1300 лет достраивали, добавляя новые камни. Количество догадок о том, кто и зачем построил Стоунхендж, огромно: его считали храмом друидов, крепостью, гигантским календарем или ритуальным погребальным комплексом, древней обсерваторией или просто бесполезной грудой камней, которую римляне заставляли собирать древних бриттов, чтобы погасить их пыл к восстаниям. Но древние мегалиты молчат, и ученым приходится каждый раз придумывать новые ухищрения, чтобы выбить из них очередную частицу информации.

Камень с горы

Например, новые данные о комплексе под Солсбери стали известные в прошлом месяце. Одна из загадок Стоунхенджа — происхождение части его камней. Внешнее кольцо памятника образуют трилитоны — композиции из трех 30-тонных песчаниковых плит, сложенных в виде буквы «П». Предположительно, их добыли в 30 километрах от Стоунхенджа. Внутренние круг и «подкова» сложены из так называемых bluestones — голубых камней. Еще в 1920-х британский геолог Герберт Генри Томас, сопоставив скальные обломки, предположил, что голубые камни добыты в горах Преселли на западе Уэльса — примерно в 260 километрах от Стоунхенджа.

Долгое время его гипотеза считалась основной. В 10-х годах нашего века ученые начали исследовать памятник с помощью новейших методов оптической микроскопии и рентгеновской флуоресцентной спектрометрии, и вот оно, заветное открытие: на самом деле происхождение камней чуть севернее, чем думал Томас. Их родина — скальные образованиях Крейг-Рос-и-Фелин и Карн Годог в тех же горах Преселли. Не сенсация, конечно, но в археологии любое уточнение и прояснение данных — благо. [ ... ]

Жара убивает и продолжит убивать

Согласно расчетам ученых, смертность, вызванная аномальной жарой, вырастет в некоторых регионах больше чем на 775%

Если люди не найдут эффективных способов защищаться от жары, смертность, связанная с ней, возрастет в разы — такой прогноз представила сегодня международная группа ученых, моделировавшая влияние изменения климата на смертность в некоторых регионах планеты. Исследователи отмечают, что, если человечество начнет следовать рекомендациям по предупреждению урона, наносимого жарой, как индивидуально, так и коллективно (вплоть до уровня госполитики в области здравоохранения), рост смертности можно будет замедлить, а где-то даже обратить вспять по сравнению с современными показателями.

Жара убивает каждый год, но иногда свирепствует особенно сильно. В 2003 году аномально жаркое лето в европейских странах погубило, по примерным оценкам, около 70 тысяч человек — как если бы погибло почти все население Андорры.

А жара летом 2010-го, наверняка памятная многим россиянам, и вовсе была самой экстремальной в Европе за последние 500 лет. Тогда на европейской части страны много недель подряд стояла изнурительная жара и не шел дождь, а смог пожаров заполнил города. По приблизительным оценкам, в то лето от заболеваний, связанных с экстремальными погодными условиями, умерло около 11 тысяч человек.

Схема: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Дальше будет хуже, показывает моделирование, результаты которого были опубликованы сегодня международной командой ученых в журнале PLoS Medicine. «В будущем периоды экстремальной жары будут более длительными, более интенсивными и более частыми», — приводит слова руководителя исследования, Яминга Гуо, пресс-релиз Университета Монаша (Мельбурн, Австралия). [ ... ]