Текст уведомления здесь

Гравитация как искусство

Политех позволит всем ощутить, каково это — быть в невесомости

Мексиканские художники провели несколько секунд в невесомости и попытались выразить свои впечатления в работах, которые представили на выставке под названием «Причины гравитации» в Политехническом музее на ВДНХ. «Чердак» рассмотрел экспонаты и ощутил всю мощь гравитации на себе.
Добавить в закладки
Комментарии
Посетителей на выставке довольно много. Они задумчиво разглядывают инсталляции, по нескольку минут задерживаясь у каждой работы, — еще бы, далеко не каждый может попасть на суборбиту, а невесомость хотели бы испытать многие.

Гравитация — одна из важнейших сил во Вселенной, и каждый человек, ходящий по Земле, находится под ее влиянием. Но что чувствуют люди, когда лишаются притяжения?

Некоторые из работ, представленных на выставке. На фоне — те самые песочные часы, останавливающие время

Идея создания экспозиции принадлежит группе мексиканских художников, специализирующихся на научном искусстве (science art). Несколько лет они размышляли о легкости полета и тяжести неминуемого падения, о том, что такое невесомость и что такое гравитация.

Художники просили разные страны оказать им помощь в организации суборбитального полета, но адекватного диалога так и не получалось. Два года назад мексиканцы решили попытать счастья в России, и — о чудо! — Федеральное космическое агентство согласилось посодействовать укреплению связей между наукой и искусством и дало добро на эксперимент. На борту легендарного самолета ИЛ-76 МДК девять художников и один ученый испытали на себе действие невесомости.

ИЛ-76 МДК был переоборудован из военного транспортника ИЛ-76 МД специально для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости (микрогравитации). У «космического» самолета усилено крыло и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системах для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях кратковременной невесомости. Стены и потолок кабины отделаны мягким материалом, а на полу закреплены спортивные маты. Первый полет на таком борту был осуществлен в 1988 году. Сегодня в мире существует только три подобных самолета, и все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский». Кратковременная невесомость наступает во время перехода с горизонтального полета на восходящий участок кривой и движении самолета через ее вершину. Таким образом создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 25 секунд за один раз.

Четверть минуты в невесомости и несколько лет размышлений мексиканских авторов легли в основу цикла художественных работ.

Геологический образец, взятый из недр планеты, дает понимание об истории формирования структур Земли под действием гравитации


Сам полет художников транслируется на всю стену в холле здания Политеха. Вот они уверенно стоят на полу самолета, а в следующее мгновение уже парят в воздухе.

По правде говоря, экспозицию нельзя назвать богатой, но каждый из экспонатов заслуживает внимания. К примеру, взгляд сразу же задерживается на видеоинсталляции, где изображены книги, лежащие на самых обычных весах. Среди них — Библия, Конституция, труды Карла Маркса, Ницше и другие фундаментальные работы. Книги как бы парят в невесомости, но иногда все-таки приобретают вес и плавно опускаются на весы. Стрелки крутятся — показывают массу фолиантов. В какой-то момент все книги оказываются в невесомости и стрелки весов замирают. Что это означает? Наглядная иллюстрация того, что все идеи равны и любая имеет право на существование? Возможно. Но возможно, авторы хотели сказать и еще что-то — каждый видит в инсталляции свое.

Еще одна работа — видео замерших в невесомости песочных часов. Это исследование пространства и времени. Автор — идейный вдохновитель всего проекта, мексиканка Але де ла Пуэнте. Улыбающаяся сквозь очки и закутанная во все черное художница рассказала «Чердаку» о концепции выставки.

Идейный вдохновитель проекта — Але да ла Пуэнта


«На самом деле проект — это отражение силы, определяющей нашу жизнь на Земле. Гравитация — это то, что мы испытываем каждый день. Наше тело и все наши ощущения зависимы от нее. Идея проекта состояла в том, чтобы сформировать наглядное отображение этого явления через художественную призму», — объясняет Але. Художница считает, что гравитация влияет на время, и ее творческие искания заключались в том, чтобы попробовать остановить его бег посредством невесомости.

«Время всегда убегает куда-то. Когда мы измеряем его на Земле, все понятно. Но когда мы измеряем время в невесомости при помощи песочных часов, все меняется, — размышляет мексиканка. — Время как будто останавливается. В невесомости, если не смотреть на стрелочные часы, совсем непонятно, сколько проходит времени. Все, что я хотела сделать, это остановить время, а когда оно остановится, попробовать уловить его динамическую позу — момент, когда оно не перетекает из прошлого в будущее, но продолжает двигаться».

В ее работе время действительно замирает где-то между прошлым и будущим. Песок плавает в половинках стеклянного сосуда, так и не просачиваясь сквозь узенькое горлышко.

На выставке представлено еще с десяток визуальных экспериментов с невесомостью, например освобождение молекул, своеобразные иллюзии и даже стихи.

В День Космонавтики, 12-го апреля, зрители смогут лично познакомиться с художниками. Вход на выставку в этот день будет свободным. Более того, для гостей подготовят терменвокс-концерт (терменвокс — электромузыкальное устройство, основным элементом которого является генератор, создающий высокочастотные колебания с фиксированной частотой 90 Гц; инструмент придумал в 1919 году русский изобретатель Лев Термен), на котором будут исполнены импровизированные композиции о космосе. А уже через два дня в образовательном центре Музея современного искусства «Гараж» заработает мастерская авторов выставки под названием «Гравитация ON/OFF», куда все еще можно записаться на сайте Политеха.
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы