Древнее магнитное поле и последние данные «Мессенджера»

Возраст магнитного поля Меркурия составляет почти 4 миллиарда лет

Ученые проанализировали данные, собранные космическим аппаратом «Мессенджер» в последние месяцы его работы на орбите Меркурия. Постепенное снижение орбиты аппарата позволило специалистам изучить магнитное поле планеты и вычислить его возраст. По их оценкам, поле возникло почти 4 миллиарда лет назад, вскоре после образования Меркурия.
«Суть работы в том, что магнитное поле у Меркурия есть уже очень давно. Раньше ученые не имели понятия о том, когда оно возникло. Теперь данные аппарата «Мессенджер» позволили выяснить, что оно появилось не позднее, чем 3,7 — 3,9 миллиарда лет назад», — рассказал «Чердаку» один из авторов статьи Николай Цыганенко, доцент кафедры физики Земли физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Первые три года «Мессенджер» обращался вокруг планеты, подходя к ней в самой низкой точке орбиты на 200 километров, затем эту высоту снизили примерно до 100 километров, а в последние месяцы его существования — до 30—40 километров. «Это позволило детально измерить магнитное поле и выяснить, что существует древняя остаточная намагниченность коры планеты. Полученный результат означает, что в период формирования этой поверхности — по данным планетохимии Меркурия и статистики кратеров на его поверхности, это происходило около четырех миллиардов лет назад, — магнитное поле планеты уже существовало и оставило свой «отпечаток» в застывающей магме в виде остаточного поля», — рассказал ученый.

Магнитное поле возникает из-за того, что радиоактивный распад и связанное с ним выделение тепла, в сочетании с суточным вращением планеты, вызывают в ее ядре перемешивание вещества (конвекцию). Благодаря высокой электропроводности ядра, состоящего из расплавленного железа, в нем возбуждаются электрические токи, которые порождают магнитное поле. Поле, в свою очередь, усиливает и поддерживает возникшие токи. В Солнечной системе собственные магнитные поля есть у большинства планет. Лишены их только Марс и Венера, и ученые до сих пор точно не знают почему. Возможно, ядра этих планет уже остыли и в них нет расплавленной части.

Магнитное поле Меркурия сравнительно невелико, во много раз слабее земного. Магнитное поле Земли защищает нашу планету от солнечного ветра — потока заряженных частиц, истекающих из Солнца, отклоняя их на расстоянии около 60 тысяч километров от планеты. Для Меркурия это расстояние составляет всего около 1100 километров. Поэтому при сильных вспышках на Солнце и связанных с ними выбросах вещества солнечный ветер может достигать его поверхности. Еще одна особенность магнитного поля Меркурия — центр его симметрии заметно смещен к южному полюсу планеты, отметил Цыганенко.

Основная работа по изучению остаточного поля коры планеты была выполнена Кэтрин Джонсон (Catherine Johnson) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада). «Моя роль — в сотрудничестве с Хайе Кортом (Haje Korth) из лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса в Лореле (США) — состояла в построении математической модели магнитного поля Меркурия по данным измерений на аппарате «Мессенджер», — пояснил Цыганенко. — Модель позволила выделить из измерений вклад собственного поля Меркурия, «очистив» его от возмущающих эффектов солнечного ветра».

«Мессенджер» отправился к Меркурию в 2004 году, вышел на орбиту планеты в 2011 году и работал на ней, пока не закончилось топливо для маневров. Аппарат размером около трех метров разбился о поверхность Меркурия 30 апреля на скорости около 14 тысяч километров в час и, по расчетам, оставил на поверхности планеты воронку диаметром 15—20 метров.

Работа с результатами исследования опубликована в журнале Science.