Любовь. Научные байки дядюшки Серафима

Почему мы теряем голову от любви? И что заставляет нас испытывать нежность к партнеру? Об этом в честь Дня святого Валентина расскажет дядюшка Серафим.

Всем привет, меня зовут дядюшка Серафим, и в эфире мои научные байки. 14 февраля во всем мире отмечается День влюбленных, и я хочу признаться, что люблю вас всем сердцем, всей душой. Хм, а на самом ли деле всем сердцем и где вообще живет наша любовь? Благодаря ученым мы знаем на 100%, что она живет в мозге.

Любовь — это на самом деле привычка, которая формируется из сексуального желания, когда оно получает подкрепление. Здесь работает примерно тот же механизм, который действует при привыкании к наркотикам. Да-да.

Ученые из Университета Конкордия (Канада) выяснили, что любовь и желание порождаются отдельными, но взаимосвязанными областями головного мозга, в частности «островковой долей» и «полосатым телом» (стриатум).

Но вот что должно произойти, чтобы пожар любви охватил нас? Для ответа на этот вопрос давайте вернемся в 1960-е годы. К тому времени уже было известно, что мозг состоит из большого числа нейронов и что у каждой из клеток есть множество отростков, через которые они передают нервные импульсы в организме. Импульс проходит через отростки нейронов как электрический разряд, однако дело здесь не только в электричестве.

Между концами отростков есть зазор, и только тогда, когда в синапсе — месте, где встречаются концы отростков, — выделяются определенные химические вещества, два нейрона могут пропускать нервные импульсы. Эти вещества называются нейромедиаторами (нейротрансмиттерами). Они же передают нервные импульсы от нейронов к мышечной ткани.

Представьте: нервные клетки — вагоны поезда, тамбуры — это пространство «до и после» синаптической щели, а музыкальные группы, которые ходят из вагона в вагон и играют музыку разных стилей, — это нейромедиаторы. Вы наверняка слышали о них: серотонин, окситоцин, адреналин, дофамин, ацетилхолин, гамма-аминомасляная кислота и т.д. Сейчас их известно около тридцати.

Так «кака така любовь», если все дело в нейромедиаторах?

При влюбленности в крови повышается содержание дофамина — нейромедиатора и гормона цели, а также норадреналина, именно благодаря им у нас начинают «порхать бабочки в животе». Что касается отрицания негативных качеств партнера, а также ситуаций, когда практически все вокруг начинает напоминать о нем, связано с норадреналином, который продлевает память о ярких эмоциях.

Главный «виновник» любви — дофамин — дает полную концентрацию на предмете страсти. Влюбленные не замечают других людей рядом с собой и стремятся к обладанию своей целью, видя объект своей любви уникальным.

Романтическая любовь, которая характеризуется выбросом дофамина, в среднем длится от 18 месяцев до трех лет, как рассказывает Хелен Фишер, автор книги «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Что любопытно, в этот период снижается содержание серотонина, отвечающего за удовольствие. Поэтому любовь часто ассоциируется со страданием.

Когда наши отношения переходят в фазу взаимной любви и уверенности друг в друге, приходит очередь окситоцина и вазопрессина — они отвечают за нежность и привязанность, доверительные отношения. Окситоцин вырабатывается при близком контакте с человеком, при прикосновениях и поглаживаниях. Также известно, что под влиянием этого нейромедиатора и гормона люди более склонны проявлять альтруизм, сочувствие, великодушие. Эти вещества имеют отношение к производству потомства, к лактации, а также к формированию отношений матери и ребенка, но при этом они сокращают выработку веществ первой фазы отношений.

Но не всегда в любви все проходит гладко, и мы часто спрашиваем себя в отчаянии: как жить после расставания? Эндорфины — природные болеутоляющие — помогут склеить разбитое сердце. Они вырабатываются не только во время физической близости влюбленных, но и при прослушивании музыки, занятиях спортом: многим знакома «эйфория бегуна» — приятные ощущения, вызванные физическими нагрузками и движением. Но как быть с дофамином, который связан с преследованием цели? Его можно реализовать в спортивных соревнованиях, азартных играх, охоте и рыбалке, сборе грибов, а также «беге по карьерной лестнице». Спорт, охота, работа, шоколад и бананы — и нехватку любви вы восполните. Главное, помните: нарушение баланса нейромедиаторов в головном мозге считаются причиной ряда психических заболеваний.