«Юнона» и Юпитер: первое свидание

Обработаны данные первого пролета «Юноны» над Юпитером

Проанализировав данные, собранные космическим аппаратом «Юнона» во время его первого пролета над Юпитером, исследователи выяснили, что сила магнитного поля Юпитера примерно в два раза больше, чем считалось ранее.

«Значение наблюдавшегося магнитного поля — 7,766 Гаусс — почти в два раза сильнее, чем ожидалось», — пишут в статье, опубликованной в журнале Science, Скотт Болтон (Scott Bolton) из Юго-Западного научно-исследовательского института (США) и его коллеги.

Космический аппарат «Юнона» был запущен к Юпитеру 5 августа 2011 года и долетел до своей цели в июле 2016 года. Основная задача «Юноны» — получить информацию о происхождении и эволюции Юпитера. Каждые 53 дня космический аппарат проходит над верхним слоем облаков в атмосфере планеты.

Облака на Юпитере, вероятнее всего, состоят из водяного и аммиачного льда. Иллюстрация: NASA / SWRI / MSSS / Gerald Eichstädt / Seán Doran

Исследователи представили анализ данных, собранных во время первого пролета «Юноны» над облаками Юпитера со включенным научным оборудованием. 27 августа 2016 года космический аппарат приблизился к облачному слою на 4,2 тысячи километров. Это позволило ученым также впервые получить снимки полюсов, на которых видны хаотически расположенные светлые овалы — циклоны. На севере они достигают 1,4 тысячи километров в диаметре, на юге — одной тысячи километров. Исследователи отмечают, что эта картина отличается от вида полюсов другого газового гиганта — Сатурна, на обоих полюсах которого есть два больших циклона, а на северном полюсе облака образуют вокруг циклона правильный шестиугольник.

Полюса Юпитера. Иллюстрация: J.E.P. Connerney et al., Science (2017)

Кроме того, научные приборы на борту аппарата замеряют тепловые потоки и содержание аммиака и воды в атмосфере планеты, изучают полярные сияния и картографируют магнитное поле Юпитера.

Ранее ученые предполагали, что аммиак будет распределен в атмосфере равномерно, однако данные «Юноны» неожиданно выявили явную структуру в распределении этого вещества (оранжевый цвет — аммиака много, голубой — мало). Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech / SwRI

Радиосигнал, который космический аппарат передает на Землю, служит не только для связи, но и позволяет замерять вариации гравитационного поля Юпитера. В зависимости от них скорость аппарата немного меняется, что сказывается на длине радиоволны и при приеме сигнала на Земле позволяет вычислить гравитационные неоднородности. Данные о магнитном и гравитационном полях Юпитера позволят исследовать внутреннее строение, установить наличие у него ядра и его массу.

Полярное сияние на южном полюсе Юпитера, увиденное «Юноной». Видео: NASA / JPL-Caltech / SWRI

Сначала предполагалось, что «Юнона» за 106 дней дважды облетит Юпитер, а затем выйдет на более короткую 14-дневную орбиту, чтобы аппарат мог как можно чаще пролетать вблизи планеты. Но из-за проблем с двигателем, выявленных в феврале, было решено оставить космический аппарат на более долгой орбите, где он сделает всего 12 витков вместо предполагавшихся 37. К настоящему моменту «Юнона» пролетела мимо Юпитера уже пять раз.

Несмотря на меньшее число «свиданий», у более длинной орбиты есть свои преимущества: космический аппарат проводит меньше времени в радиационных поясах планеты, благодаря чему увеличивается его срок службы. Планируется, что «Юнона» проработает до июля 2018 года, после чего ее направят в атмосферу планеты, где она и сгорит — такая предосторожность нужна, чтобы не занести земные микроорганизмы на спутники Юпитера, особенно на Европу, где есть подповерхностный океан, в котором ученые надеются найти следы жизни. Однако исследователи могут подать заявку на продолжение научной программы «Юноны», и, возможно, срок ее жизни тоже будет продлен.

Анатомия каменных пришельцев

Спецпроект «Чердака» и «Красивой науки»

Как выглядят и чем отличаются друг от друга гости из различных частей Солнечной системы? Но не зеленые человечки, а настоящие, известные науке пришельцы из космоса. Те самые, которые мы называем «падающими звездами». Наш спецпроект с коллегами из «Красивой науки» посвящен именно им. Больше вы никогда не спутаете хондрит с ахондритом.

Как ищут экзопланеты, пригодные для жизни

Сначала ищем все экзопланеты, которые можем (лайфхак: транзитный метод позволяет находить планеты тысячами). Выбираем из них те, что покомфортнее (не слишком близко к звезде, не слишком далеко, чтобы было не холодно и не жарко), смотрим, насколько планета вообще похожа не Землю, например, есть ли у нее твердая поверхность. И в результате получаем всего несколько десятков планет, до которых мы никогда не доберемся и с которых нам вряд ли пришлют привет.

Инфографика: поиск потенциально жизнепригодных экзопланет

Элегия к далеким мирам

Экзопланеты были открыты четверть века назад, а инопланетян все не видно

Первые экзопланеты были открыты 25 лет назад, и с тех пор ученые находят все новые и новые. Правда, в противоположность красивым картинкам в новостях и упоминаниям о «зоне жизни» планеты эти по большей части никто никогда не видел, да и жизнь на них не торопится находиться, и уж тем более — выходить с нами на связь. Увы.

В 1992 году у пульсара PSR 1257+12 польский астроном Александр Вольщан и его коллега из Канады Дейл Фрейл открыли две экзопланеты. Поначалу их открытие встретили довольно сдержанно, например The New York Times выпустила об этом заметку под совсем не сенсационным заголовком: «Свидетельства в пользу планеты у взорвавшейся звезды крепнут».

Это неудивительно, ведь экзопланеты находили и раньше. Например, в 1989 году были обнаружены планеты Гамма Цефея A b и HD 114 762 b, а в 1991 ученые нашли у пульсара PSR B1829−10 планету с массой в 10 раз больше земной. Правда, открытие первых двух планет долгое время пребывало в статусе неподтвержденного, а последнее открытие и вовсе оказалось ошибкой в вычислениях. Однако в 1994 году Вольщан подтвердил свои результаты и официально стал первооткрывателем экзопланет.

Как открывают экзопланеты