«Юнона» и Юпитер: первое свидание

Обработаны данные первого пролета «Юноны» над Юпитером

Проанализировав данные, собранные космическим аппаратом «Юнона» во время его первого пролета над Юпитером, исследователи выяснили, что сила магнитного поля Юпитера примерно в два раза больше, чем считалось ранее.

«Значение наблюдавшегося магнитного поля — 7,766 Гаусс — почти в два раза сильнее, чем ожидалось», — пишут в статье, опубликованной в журнале Science, Скотт Болтон (Scott Bolton) из Юго-Западного научно-исследовательского института (США) и его коллеги.

Космический аппарат «Юнона» был запущен к Юпитеру 5 августа 2011 года и долетел до своей цели в июле 2016 года. Основная задача «Юноны» — получить информацию о происхождении и эволюции Юпитера. Каждые 53 дня космический аппарат проходит над верхним слоем облаков в атмосфере планеты.

Облака на Юпитере, вероятнее всего, состоят из водяного и аммиачного льда. Иллюстрация: NASA / SWRI / MSSS / Gerald Eichstädt / Seán Doran

Исследователи представили анализ данных, собранных во время первого пролета «Юноны» над облаками Юпитера со включенным научным оборудованием. 27 августа 2016 года космический аппарат приблизился к облачному слою на 4,2 тысячи километров. Это позволило ученым также впервые получить снимки полюсов, на которых видны хаотически расположенные светлые овалы — циклоны. На севере они достигают 1,4 тысячи километров в диаметре, на юге — одной тысячи километров. Исследователи отмечают, что эта картина отличается от вида полюсов другого газового гиганта — Сатурна, на обоих полюсах которого есть два больших циклона, а на северном полюсе облака образуют вокруг циклона правильный шестиугольник.

Полюса Юпитера. Иллюстрация: J.E.P. Connerney et al., Science (2017)

Кроме того, научные приборы на борту аппарата замеряют тепловые потоки и содержание аммиака и воды в атмосфере планеты, изучают полярные сияния и картографируют магнитное поле Юпитера.

Ранее ученые предполагали, что аммиак будет распределен в атмосфере равномерно, однако данные «Юноны» неожиданно выявили явную структуру в распределении этого вещества (оранжевый цвет — аммиака много, голубой — мало). Иллюстрация: NASA / JPL-Caltech / SwRI

Радиосигнал, который космический аппарат передает на Землю, служит не только для связи, но и позволяет замерять вариации гравитационного поля Юпитера. В зависимости от них скорость аппарата немного меняется, что сказывается на длине радиоволны и при приеме сигнала на Земле позволяет вычислить гравитационные неоднородности. Данные о магнитном и гравитационном полях Юпитера позволят исследовать внутреннее строение, установить наличие у него ядра и его массу.

Полярное сияние на южном полюсе Юпитера, увиденное «Юноной». Видео: NASA / JPL-Caltech / SWRI

Сначала предполагалось, что «Юнона» за 106 дней дважды облетит Юпитер, а затем выйдет на более короткую 14-дневную орбиту, чтобы аппарат мог как можно чаще пролетать вблизи планеты. Но из-за проблем с двигателем, выявленных в феврале, было решено оставить космический аппарат на более долгой орбите, где он сделает всего 12 витков вместо предполагавшихся 37. К настоящему моменту «Юнона» пролетела мимо Юпитера уже пять раз.

Несмотря на меньшее число «свиданий», у более длинной орбиты есть свои преимущества: космический аппарат проводит меньше времени в радиационных поясах планеты, благодаря чему увеличивается его срок службы. Планируется, что «Юнона» проработает до июля 2018 года, после чего ее направят в атмосферу планеты, где она и сгорит — такая предосторожность нужна, чтобы не занести земные микроорганизмы на спутники Юпитера, особенно на Европу, где есть подповерхностный океан, в котором ученые надеются найти следы жизни. Однако исследователи могут подать заявку на продолжение научной программы «Юноны», и, возможно, срок ее жизни тоже будет продлен.

Анатомия каменных пришельцев

Спецпроект «Чердака» и «Красивой науки»

Как выглядят и чем отличаются друг от друга гости из различных частей Солнечной системы? Но не зеленые человечки, а настоящие, известные науке пришельцы из космоса. Те самые, которые мы называем «падающими звездами». Наш спецпроект с коллегами из «Красивой науки» посвящен именно им. Больше вы никогда не спутаете хондрит с ахондритом.

Услышать рев ракет

К 120-летию формулы Циолковского

1897 год. Куба борется за освобождение от Испании, Оскар Уайльд выходит из Редингской тюрьмы. В Италии основан футбольный клуб «Ювентус», а Феликс Хоффманн впервые синтезировал аспирин и героин. Тем временем в Калуге русский ученый-самоучка Константин Циолковский выводит формулу определения скорости летательного аппарата с ракетным двигателем, впоследствии получившую его имя.

Всю жизнь Циолковский провел в отрыве от мировой и российской науки. В третьем классе его исключили из школы — из-за частичной глухоты. Но он продолжил учиться самостоятельно по небольшой отцовской библиотеке. Поверив в способности сына, отец отправил его в Москву, поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана), но Константин предпочел заниматься самостоятельно.

Константин Циолковский с изготовленными им моделями цельнометаллического дирижабля, 1913 год. Фото: фотохроника ТАСС.

Большинство научных работ Константин Циолковский написал в Боровске и Калуге. Зачастую он повторно шел по уже пройденному другими учеными пути. Так, в 1881 году Циолковский пишет труд «Теория газов» и передает ее через знакомого в Русское физико-химическое общество, однако получает от Менделеева ответ, что данная теория уже была изобретена 25 лет назад.

От дирижабля до самолета [ ... ]

В РАН должен стоять дым коромыслом

Интервью с академиком Александром Сергеевым

Корреспонденты «Чердака» побеседовали с директором нижегородского Института прикладной физики РАН академиком Александром Сергеевым, выдвинутым кандидатом в президенты РАН, о том, что он любит, что считает необходимым и на что надеется.

— Александр Михайлович, почему вы решили принять участие в предвыборной гонке и кто вас поддержал?

— Если сказать честно, до середины апреля этого года у меня не было мысли баллотироваться на пост президента Академии наук, но эти события, которые произошли в марте, заставили меня взглянуть более озабоченно на то, что происходит.

Для меня очень дорого доверие моих коллег-физиков. Я считаю, что отделение физических наук РАН во многом основополагающее для Академии — и по науке, и по взаимоотношениям с промышленностью и оборонкой, и по демократическим принципам существования. Для меня очень дорого то, что физики оказали мне доверие. Благодаря их поддержке я принял такое решение.

— В чем заключается ваша предвыборная программа? [ ... ]