Рачок не виноват

Российские исследователи опровергли гипотезу о том, что кораллы обрастают «опухолями» из-за бактерий, разносимых рачками-копеподами

Ученые, изучающие коралловые рифы, опровергли гипотезу о том, что полипы обрастают «опухолями» из-за патогенных бактерий, разносимых мелкими ракообразными. Открытие сделала международная группа с биологами из ведущих научных центров России, и оно позволит лучше спланировать дальнейшую борьбу за спасение уникальных экосистем.

Ранее ряд данных указывал, что некоторые мелкие рачки могут переносить бактерии, вызывающие появление на кораллах патологических наростов, галлов. «Это выступы, которые похожи на опухоли, но только не раковые — скорее их корректно сравнивать с нарывами, возникающими из-за паразитов, — пояснил „Чердаку“ Михаил Никитин, один из авторов исследования. — Роль и связанные с галлами риски пока не до конца ясны, хотя мы видели галлы и на кораллах, которые казались вполне здоровыми».

Галлы на листе клена. Фото: Jmeeter / wikimedia commons / CC BY-SA 3.0

Вопреки часто встречающемуся заблуждению, кораллы не растения: эти неподвижные образования на самом деле состоят из скелетов беспозвоночных животных класса Anthozoa, коралловых полипов. Отдельные полипы невелики, но их колонии могут формировать гигантские системы — вплоть до Большого барьерного рифа, который занимает площадь немногим менее 350 тысяч квадратных километров и простирается на две с половиной тысячи километров вдоль берега Австралии. В коралловых рифах обитает до четверти известных видов морских животных, однако сегодня им угрожает гибель из-за растущей температуры и повышающегося содержания углекислоты в воде.

Гибель кораллов может иметь крайне неприятные последствия: это и угроза рыбной ловле, и разрушение рифов, защищающих прибрежные полосы.

Активное изучение кораллов позволит найти способы спасти их от глобального потепления. Ранее Михаил Никитин уже рассказывал «Чердаку» о том, что уже к 2050 году большая часть кораллов может погибнуть и традиционные меры по охране редких видов здесь уже бессильны. Даже если закрыть доступ людей ко всем рифам и полностью прекратить выбросы углекислого газа, полипы все равно обречены; для их восстановления потребуется активно заселять вымирающие рифы новыми особями. И не простыми, а специально адаптированными, включая модифицированные методами генной инженерии.

Чтобы предотвратить катастрофу, биологи ведут активную работу по изучению этих экосистем, пытаясь разобраться в связях между составляющими их организмами. Рачки-копеподы, имеющие длину около миллиметра, бактерии и сами кораллы активно взаимодействуют друг с другом, однако детали этого взаимодействия до сих пор неясны. Более того, описываемые в новой публикации на страницах Scientific Reports кораллы вида Gorgonia ventalina и Stylophora pistillata лишь недавно стали рассматривать не сами по себе, а вместе с рачками Sphaerippe и Spaniomolgus. Ученые предполагали, что эти животные переносят микроорганизмы, вызывающие у кораллов формирование наростов, напоминающих опухоли: внутри галла копеподам было бы проще найти еду и убежище, поэтому со временем подобный союз «копеподы + возбудитель галл» должен был закрепиться за счет естественного отбора.

[a] Карибский коралл «морской веер» Gorgonia ventalina (Alcyonacea) с розовыми галлами [b, отмечено стрелками], вызванными копеподами рода Sphaerippe; [c] женская особь копеподы рода Sphaerippe, вид снизу, изображение со сканирующего электронного микроскопа. [d] модельный вид красноморского рифообразующего коралла Stylophora pistillata с изменениями отростков [e, отмечено стрелками], вызванных копеподами рода Spaniomolgus. [f] женская особь копеподы рода Spaniomolgus, вид снизу-сбоку, изображение со сканирующего электронного микроскопа. Фото: В.Н. Иваненко / МГУ

Для проверки этой гипотезы, а также для расширения познаний о коралловых экосистемах в целом специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Института генетики РАН, Института проблем передачи информации им А.А. Харкевича РАН, Сколковского института науки и технологий, Высшей школы экономики, Центра по исследованию Красного моря Научно-технологического университета имени короля Абдаллы (Саудовская Аравия) и Центра биоразнообразия Naturalis (Лейден) провели метагеномное секвенирование кораллов и копепод и проанализировали бактериальные РНК из собранных образцов.

Результатом стала «перепись» всех бактерий — как из здоровой системы «коралл + копеподы», так и из системы «копеподы и коралловый галл». Во всех пробах — и вопреки ожиданиям — микробиомы галлов были аналогичны микробиомам здоровых кораллов, хотя и с несколько иной структурой. На основании этого исследователи заключили, что говорить о том, будто галлы у кораллов растут из-за заражения рачками, некорректно.

«Результаты исследования, на мой взгляд, показали актуальность дальнейших работ по изучению микробного состава других симбиотических комплексов беспозвоночных, включающих массовых микроскопических ракообразных, большинство из которых, как ни удивительно, — новые виды. Будет интересно посмотреть микробный состав симбиотических комплексов разных беспозвоночных, проявляющих разный характер и силу симбиотических отношений. Приобретенный нами опыт будет полезен при планировании дальнейших исследований», — комментирует результаты работы Вячеслав Иваненко, ведущий научный сотрудник лаборатории морфологии, экологии и систематики беспозвоночных биологического факультета МГУ.

Комментируя исследования «Чердаку», Никитин обратил внимание на то, что некоторые, по всей видимости безвредные, бактерии копеподами все-таки в коралл заносятся. «Это доказывает принципиальную возможность переноса бактерий внутри коралловых рифов, а это важно для понимания того, как могут распространяться различные болезни полипов», — сказал исследователь.

Жара убивает и продолжит убивать

Согласно расчетам ученых, смертность, вызванная аномальной жарой, вырастет в некоторых регионах больше чем на 775%

Если люди не найдут эффективных способов защищаться от жары, смертность, связанная с ней, возрастет в разы — такой прогноз представила сегодня международная группа ученых, моделировавшая влияние изменения климата на смертность в некоторых регионах планеты. Исследователи отмечают, что, если человечество начнет следовать рекомендациям по предупреждению урона, наносимого жарой, как индивидуально, так и коллективно (вплоть до уровня госполитики в области здравоохранения), рост смертности можно будет замедлить, а где-то даже обратить вспять по сравнению с современными показателями.

Жара убивает каждый год, но иногда свирепствует особенно сильно. В 2003 году аномально жаркое лето в европейских странах погубило, по примерным оценкам, около 70 тысяч человек — как если бы погибло почти все население Андорры.

А жара летом 2010-го, наверняка памятная многим россиянам, и вовсе была самой экстремальной в Европе за последние 500 лет. Тогда на европейской части страны много недель подряд стояла изнурительная жара и не шел дождь, а смог пожаров заполнил города. По приблизительным оценкам, в то лето от заболеваний, связанных с экстремальными погодными условиями, умерло около 11 тысяч человек.

Схема: Анатолий Лапушко / Chrdk.

Дальше будет хуже, показывает моделирование, результаты которого были опубликованы сегодня международной командой ученых в журнале PLoS Medicine. «В будущем периоды экстремальной жары будут более длительными, более интенсивными и более частыми», — приводит слова руководителя исследования, Яминга Гуо, пресс-релиз Университета Монаша (Мельбурн, Австралия). [ ... ]

Животворящие миры

Астробиологи придумали новый тест на пригодность мира к жизни, и кроме Земли его прошла как минимум еще одна планета

Если планета находится не слишком далеко и не слишком близко к своей звезде, то на ее поверхности может существовать жидкая вода. А значит, к ней лучше присмотреться внимательнее — вдруг она обитаема? Теперь астробиологи ввели еще одну шкалу, которая отражает пригодность планеты к формированию на ней жизни земного типа. И когда ученые совместили «линейки жизни», на их пересечении оказалась не только Земля.

Теперь мы точнее знаем, где нам стоит искать следы жизни. Углублению нашего понимания в этом вопросе очень способствует работа кембриджских астробиологов, опубликованная на днях в журнале Science Advances. Вооружившись современными представлениями об участии ультрафиолетового излучения в небиологическом синтезе предшественников рибонуклеотидов, сырья для молекул РНК, исследователи обозначили зону, в которой возможно зарождение РНК-мира для звезд разного спектрального класса. Вам все еще интересно и непонятно? Тогда давайте разбираться в подробностях.

Растворитель жизни

Жизнь — это хитро завязанная система самоподдерживающихся химических реакций, которые, как и положено большинству химических реакций, могут протекать с достаточной скоростью лишь в определенном растворителе. Единственный растворитель, подходящий для жизни земного типа, — это вода. Может, когда-нибудь мы и найдем где-нибудь на Титане сумасшедших существ, биохимия которых будет вариться в жидком метане, но пока что ничего подобного нам не повстречалось.

Жидкая вода может существовать лишь в определенном диапазоне температуры и давления. Судить о давлении на поверхности планеты с расстояния в пару-тройку десятков световых лет, мягко говоря, сложновато, а вот с температурой все не в пример проще — в большинстве случаев она определяется светимостью ближайшей к планете звезды и расстоянием до нее. Температура не должна быть слишком низкой, чтобы вода не замерзла, и слишком высокой — чтобы вода не выкипела. [ ... ]

Вначале были дыры

Что если первые черные дыры появились задолго не только до звезд, но даже первых атомов во Вселенной

Создание «классической» черной дыры требует огромной массы — эти объекты возникают при схлопывании массивных звезд. Но не исключено, считают некоторые астрофизики, что есть черные дыры, которые появились в самом начале Вселенной, задолго не только до звезд, но даже до первых атомов. Недавно в Физическом институте РАН выступал один из ведущих специалистов по этим древнейшим пожирателям материи, британец Бернард Карр, который рассказывал о том, как первичные черные дыры могут объяснить формирование галактик и темную материю.

Карр — астрофизик, написавший ряд ключевых работ по физике первичных черных дыр, Стивен Хокинг был его соавтором и наставником. Концепцию первичных черных дыр разрабатывали как британские, так и советские космологи — в своей лекции Бернард Карр отметил работы Игоря Новикова и Якова Зельдовича в одном ряду с публикациями Хокинга.

Дыры вместо материи

Черная дыра гипотетически может быть массой с астероид средней величины. Но в таком случае она слишком мала для сколько-нибудь заметного влияния на движение других небесных тел, если только не рассматривать маловероятный сценарий ее столкновения с планетой. Такую черную дыру нельзя увидеть, так как хокинговское излучение (оно тем слабее, чем больше масса) уже слишком мало, а масса еще недостаточна велика для активного поглощения вещества и появления яркого аккреционного диска. Невидимая, но имеющая массу первичная черная дыра является, таким образом, прекрасным кандидатом на роль темной материи — той самой, которую пока не удается поймать детекторами на Земле.

Черная дыра в системе Лебедь X-1, рисунок. Относительно этого объекта в 1974 году было заключено пари между Стивеном Хокингом и американским физиком Кипом Торном: Хокинг ставил на то, что в этой системе нет черной дыры. Свою неправоту ему пришлось признать в 1990-м (и купить коллеге годовую подписку на журнал Penthouse). Иллюстрация: NASA / CXC / M. Weiss