Люди, звери, вулканы. Часть 1

Фоторепортаж об удивительной природе и обитателях далекого края

Научные эксперименты проводятся не только в лаборатории. Естественные науки невозможны без полевых исследований и экспедиций. Несколько раз в год ученые из самых разных российских университетов: зоологи, биологи, геологи, экологи — собираются вместе, чтобы получить данные для своих научных работ. Этим летом такую научную экспедицию организовала команда Russian Travel Geek.
Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.
Фото: Александр Сидонцев / Chrdk.

Камчатка — регион обитания одного из самых малоизученных видов лисиц — лисы-огнёвки (Vulpes vulpes kamtshadensis). На сегодняшний день их популяция составляет 5−6 тысяч особей и, благодаря обширным площадям особо охраняемых природных территорий, продолжает увеличиваться. Лисы всеядны, но большую часть их рациона составляют грызуны (евражки и мыши-полевки), хотя при удаче лисички не прочь полакомиться и рыбой (тихоокеанским лососем), а также белыми куропатками и зайцами-беляками.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Энтомологический мир Саян до сих пор скрывает много загадок. Например, некоторые из чешуекрылых (бабочек) живут на больших высотах в крайне труднодоступных отрогах горной системы и попадаются на глаза скорее по случайности и только скалолазам. Именно поэтому энтомологические экспедиции в эти места имеют особую ценность.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Байкало-Ленский заповедник — территория самой большой внутриконтинентальной популяции бурого медведя. Исследование его маркерных троп и описание особых отметок на деревьях (задиры, почесы, закусы) очень важны для изучения путей миграции и популяционной динамики бурого хозяина тайги.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Авачинская сопка до недавнего времени относилась к числу наиболее активных вулканов на Камчатке. Всего несколько десятков тысяч лет тому назад ее правильный конус был в полтора раза выше нынешнего размера, но гигантские взрывы снесли его верхнюю часть и образовали кальдеру диаметром почти 4 км.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Долины извержений, поначалу раскаленные и безжизненные, подвергаясь эрозионным процессам, со временем обретают слой богатых жизненно необходимыми микро- и макроэлементами почв, на которых вновь начинает развиваться растительная жизнь. Среди пионерных видов может быть, например, Polemonium boreale Adams — крайне стойкое многолетнее травянистое растение, выдерживающее заморозки до -40 градусов Цельсия.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Полуостров Камчатка, лежащий близ зоны схождения гигантских литосферных плит и являющийся одним из звеньев тихоокеанского вулканического кольца, представляет собой огромный естественный «музей» вулканологии. В роли «экспонатов» здесь выступают действующие и потухшие вулканы и разного рода сопутствующие образования: гейзеры, фумаролы, горячие источники и грязевые котлы.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Камчатка — край вулканов. Здесь их насчитывается более 300, 30 из них считаются действующими. Курило-Камчатская островная дуга — единственное в России место, где процессы активного вулканизма продолжаются до сих пор.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Каньон, прорезанный в вулканических породах рекой, вытекающей из кратера Мутновской сопки. Из-за большого содержания кислот в водных потоках окружающие горные породы окрашены в причудливые желто-коричневые цвета.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Евгений Егорейченков / Chrdk.

Медведи Камчатки — самый крупный подвид бурого медведя в мире и одни из самых больших наземных хищников. Средний вес медведя колеблется от 150 до 200 килограммов, а максимальный доходит до 600 килограммов, но такие особи встречаются крайне редко. Основу рациона всеядного медведя на Камчатке составляют не мясо и коренья, а рыба. Именно благодаря лососям, которые богаты большими запасами жира, животное хорошо переносит бесконечную камчатскую зиму. Хотя не откажется медведь и от ягод, и от спелых орехов кедрового стланника.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Налычевская система термальных вод существует более 25 тысяч лет и объединяет более сотни выходов вод, различных по химическому составу и температуре. Одно из самых колоритных термопроявлений долины — грифон Иванова. Его воды характеризуются высоким содержанием таких веществ, как мышьяк, бор, барий, литий, хлор, и иными редкоземельными элементами, а берега сформированы бурыми травертиновыми отложениями.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Исследование экстремофильной жизни камчатских термальных источников — одно из перспективных направлений современной науки. Именно изучение видов, живущих в условиях, когда белки привычных нам организмов должны давно утратить свои функции, позволяет ученым изучить не только «границы жизни» на еще молодой Земле (возраст предковых форм цианобактерий более 3,6 миллиардов лет), но и возможности жизни на других планетах.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Евражки, они же берингийские суслики, встречаются по всей камчатской тундре. Их близкого родственника, длиннохвостого суслика, можно встретить и на луговых просторах вблизи Байкала. Суслики живут колониями по 5—50 особей и роют для своих поселений сложные системы нор и ходов, которые иногда занимают площади до нескольких гектаров.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Красная книга Камчатки впервые была опубликована в 2007 году. Чтобы это стало возможным, более 70 ученых-географов и биологов Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН при участии коллег из других научных учреждений работали несколько лет. В результате получилось два тома, первый из которых посвящен исчезающим и находящимся в зоне риска животным, второй — растениям, грибам и микроорганизмам. Работы по актуализации и выпуску Красной книги продолжаются и сегодня.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Глубоководное озеро Кожгумк в кратере стратовулкана Хангар — одна из самых труднодоступных точек Центральной Камчатки. На склонах этого вулкана можно обнаружить мощные естественные выходы обсидиана, а воды самого кратерного озера рассекают два вулканических острова.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Марко Рюдисюли / Chrdk.

Ключевская сопка — самый высокий действующий вулкан Камчатки, а также всего Евразийского материка. Не переставая клубятся над его вершиной сероватые клубы паров и газов. Парение то ослабевает, то усиливается. Иногда бывают слышны взрывы и над вершиной вспыхивает красноватое зарево. Такое обычное для него состояние может длиться годами, но раз в пять-шесть лет вулкан вступает в более активную фазу своей деятельности.

См. вторую часть фоторепортажа из научных экспедиций вот здесь

Сатурн пожирающий

Зонд «Кассини» перед своей гибелью передал на Землю новые данные о бурных отношениях Сатурна со своими кольцами

Несколько научных групп, работавших с данными, собранными зондом «Кассини» перед его гибелью в 2017 году, опубликовали серию новых работ. Согласно им, Сатурн может пожирать до тонны пыли из собственных колец каждую секунду — и это в принципе позволяет понять, когда на самом деле образовались и кольца, и ряд спутников планеты-гиганта. Среди последних — и Энцелад, считающийся потенциально пригодным для простейших форм жизни.

Отличие Сатурна от остальных планет Солнечной системы видно сразу: его кольца несопоставимо больше, чем кольца любой другой планеты нашей системы. Это очень необычно по целому ряду причин.

Во-первых, почти все имеющиеся теоретические модели эволюции Солнечной системы предсказывают, что кольца у ее планет должны были образоваться с самого начала. Понятно, что ближе Юпитера у планет кольца типа сатурнианских не выживут: Солнце греет слишком хорошо, поэтому лед испаряется. Кольца у Земли или Марса если и были когда-то, то быстро исчезли. Непонятно другое: почему таких же впечатляющих колец нет у Юпитера, гравитация которого много сильнее, чем у Сатурна, или у Урана с Нептуном, которые куда дальше от Солнца, что, по идее, хорошо для сохранности колец.

Во-вторых, совершенно непонятно, почему кольца Сатурна так блестят. В Солнечной системе не так мало комет, которые покрыты льдом. Но на всех них этот лед довольно темный. Даже если в составе кометы мало пыли, солнечные лучи ее периодически нагревают и лед вокруг пылинок испаряется. Остается грязный комок снега и льда, напоминающий остатки снега на городских улицах весной. А вот водный лед в кольцах Сатурна в основном яркий, блестящий. Ни один расчет не показывает, что он мог бы сохранить этот блеск за 4,5 миллиарда лет, прошедших со времен возникновения нашей системы.

Озабоченные всеми этими вопросами, авторы новой статьи в Science еще пару лет назад задумали очень необычный ход — проверить, с какой скоростью Сатурн пожирает свои кольца. В ходе финальных витков вокруг планеты «Кассини» проскользнул в 3 тысячах километров над верхним слоем облаков Сатурна и в 320 километрах от видимого края кольца D, самого близкого к планете. Аппарат сделал там 22 витка и, используя свой анализатор космической пыли, смог замерить количество заряженных частиц пыли, падающих в атмосферу планеты-гиганта, а также типичные направления, с которых они приходят. Всего удалось захватить 2700 частиц такой пыли, причем большинство из них падало на экватор планеты практически вертикально. [ ... ]

Люди, звери, вулканы. Часть 2

Продолжение фотоистории об удивительной природе и обитателях далекого края

Научные эксперименты проводятся не только в лаборатории. Естественные науки невозможны без полевых исследований и экспедиций. Несколько раз в год ученые из самых разных российских университетов: зоологи, биологи, геологи, экологи собираются вместе, чтобы получить данные для своих научных работ. Этим летом такую научную экспедицию организовала команда Russian Travel Geek.
Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Александр Сидонцев / Chrdk.

Термальные источники распространены вдоль всех границ стыков литосферных плит. Именно в этих районах магматические интрузии ближе всего поднимаются к поверхности и нагревают артезианские и грунтовые воды до высоких и сверхвысоких температур. А те, в свою очередь, пробивают себе дорогу сквозь земные недра, растворяя на своём пути прилегающие породы, и выходят на поверхность в виде горячих ключей и парогазовых струй. Минеральный состав подобных источников крайне разнообразен и может многое рассказать о геологическом составе своего региона.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Евгений Егорейченков / Chrdk.

Евражки (беригийские суслилки) всеядны и легко привыкают к присутствию человека. Это зачастую их и губит. Несознательные туристы ради фотографий подкармливают их мучными изделиями. Евражки прячут хлеб и печенье в своих норах, оставляя запасы до зимних голодных времён. И спустя небольшое время обнаруживают, что «подарки людей» начали плесневеть и гнить и испортили все запасы злаков, накопленные за короткое лето. Хотите порадовать маленького пушистого зверя — используйте цельные злаки, семена и орехи. [ ... ]

Выживут только приспособленцы

Мультфильм «Чердака» про эволюцию

Давайте проследим путь эволюции, начиная с нашего последнего общего универсального предка LUCA. Как разные живые организмы адаптировались к новым условиям на протяжении миллионов лет, какие катастрофы поджидали их на этом нелегком пути? Смотрим новый мультфильм «Чердака»!