Люди, звери, вулканы. Часть 1

Фоторепортаж об удивительной природе и обитателях далекого края

Научные эксперименты проводятся не только в лаборатории. Естественные науки невозможны без полевых исследований и экспедиций. Несколько раз в год ученые из самых разных российских университетов: зоологи, биологи, геологи, экологи — собираются вместе, чтобы получить данные для своих научных работ. Этим летом такую научную экспедицию организовала команда Russian Travel Geek.
Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.
Фото: Александр Сидонцев / Chrdk.

Камчатка — регион обитания одного из самых малоизученных видов лисиц — лисы-огнёвки (Vulpes vulpes kamtshadensis). На сегодняшний день их популяция составляет 5−6 тысяч особей и, благодаря обширным площадям особо охраняемых природных территорий, продолжает увеличиваться. Лисы всеядны, но большую часть их рациона составляют грызуны (евражки и мыши-полевки), хотя при удаче лисички не прочь полакомиться и рыбой (тихоокеанским лососем), а также белыми куропатками и зайцами-беляками.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Энтомологический мир Саян до сих пор скрывает много загадок. Например, некоторые из чешуекрылых (бабочек) живут на больших высотах в крайне труднодоступных отрогах горной системы и попадаются на глаза скорее по случайности и только скалолазам. Именно поэтому энтомологические экспедиции в эти места имеют особую ценность.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Байкало-Ленский заповедник — территория самой большой внутриконтинентальной популяции бурого медведя. Исследование его маркерных троп и описание особых отметок на деревьях (задиры, почесы, закусы) очень важны для изучения путей миграции и популяционной динамики бурого хозяина тайги.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Авачинская сопка до недавнего времени относилась к числу наиболее активных вулканов на Камчатке. Всего несколько десятков тысяч лет тому назад ее правильный конус был в полтора раза выше нынешнего размера, но гигантские взрывы снесли его верхнюю часть и образовали кальдеру диаметром почти 4 км.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Долины извержений, поначалу раскаленные и безжизненные, подвергаясь эрозионным процессам, со временем обретают слой богатых жизненно необходимыми микро- и макроэлементами почв, на которых вновь начинает развиваться растительная жизнь. Среди пионерных видов может быть, например, Polemonium boreale Adams — крайне стойкое многолетнее травянистое растение, выдерживающее заморозки до -40 градусов Цельсия.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Полуостров Камчатка, лежащий близ зоны схождения гигантских литосферных плит и являющийся одним из звеньев тихоокеанского вулканического кольца, представляет собой огромный естественный «музей» вулканологии. В роли «экспонатов» здесь выступают действующие и потухшие вулканы и разного рода сопутствующие образования: гейзеры, фумаролы, горячие источники и грязевые котлы.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Камчатка — край вулканов. Здесь их насчитывается более 300, 30 из них считаются действующими. Курило-Камчатская островная дуга — единственное в России место, где процессы активного вулканизма продолжаются до сих пор.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Каньон, прорезанный в вулканических породах рекой, вытекающей из кратера Мутновской сопки. Из-за большого содержания кислот в водных потоках окружающие горные породы окрашены в причудливые желто-коричневые цвета.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Евгений Егорейченков / Chrdk.

Медведи Камчатки — самый крупный подвид бурого медведя в мире и одни из самых больших наземных хищников. Средний вес медведя колеблется от 150 до 200 килограммов, а максимальный доходит до 600 килограммов, но такие особи встречаются крайне редко. Основу рациона всеядного медведя на Камчатке составляют не мясо и коренья, а рыба. Именно благодаря лососям, которые богаты большими запасами жира, животное хорошо переносит бесконечную камчатскую зиму. Хотя не откажется медведь и от ягод, и от спелых орехов кедрового стланника.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Налычевская система термальных вод существует более 25 тысяч лет и объединяет более сотни выходов вод, различных по химическому составу и температуре. Одно из самых колоритных термопроявлений долины — грифон Иванова. Его воды характеризуются высоким содержанием таких веществ, как мышьяк, бор, барий, литий, хлор, и иными редкоземельными элементами, а берега сформированы бурыми травертиновыми отложениями.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Исследование экстремофильной жизни камчатских термальных источников — одно из перспективных направлений современной науки. Именно изучение видов, живущих в условиях, когда белки привычных нам организмов должны давно утратить свои функции, позволяет ученым изучить не только «границы жизни» на еще молодой Земле (возраст предковых форм цианобактерий более 3,6 миллиардов лет), но и возможности жизни на других планетах.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Евражки, они же берингийские суслики, встречаются по всей камчатской тундре. Их близкого родственника, длиннохвостого суслика, можно встретить и на луговых просторах вблизи Байкала. Суслики живут колониями по 5—50 особей и роют для своих поселений сложные системы нор и ходов, которые иногда занимают площади до нескольких гектаров.

Фото: Владимир Лукьянов / Chrdk.

Красная книга Камчатки впервые была опубликована в 2007 году. Чтобы это стало возможным, более 70 ученых-географов и биологов Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН при участии коллег из других научных учреждений работали несколько лет. В результате получилось два тома, первый из которых посвящен исчезающим и находящимся в зоне риска животным, второй — растениям, грибам и микроорганизмам. Работы по актуализации и выпуску Красной книги продолжаются и сегодня.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Глубоководное озеро Кожгумк в кратере стратовулкана Хангар — одна из самых труднодоступных точек Центральной Камчатки. На склонах этого вулкана можно обнаружить мощные естественные выходы обсидиана, а воды самого кратерного озера рассекают два вулканических острова.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Марко Рюдисюли / Chrdk.

Ключевская сопка — самый высокий действующий вулкан Камчатки, а также всего Евразийского материка. Не переставая клубятся над его вершиной сероватые клубы паров и газов. Парение то ослабевает, то усиливается. Иногда бывают слышны взрывы и над вершиной вспыхивает красноватое зарево. Такое обычное для него состояние может длиться годами, но раз в пять-шесть лет вулкан вступает в более активную фазу своей деятельности.

См. вторую часть фоторепортажа из научных экспедиций вот здесь