Текст уведомления здесь

Играть или не играть?

Сообщения о вреде компьютерных игр оказались ошибочны

Ряд новостных изданий написал о том, что ученые якобы доказали вред от компьютерных игр. В сообщении фигурировали некие британские ученые, рекомендовавшие ограничить время игры одним часом в день. Однако когда «Чердак» заглянул в оригинальное исследование, то там оказалось нечто иное.
Добавить в закладки
Комментарии
Первоисточником является статья Эндрю Пржибульски (Andrew Przybylski) из Оксфордского института интернет-исследований в журнале Pediatrics. Психолог специализируется на видеоиграх (как консольных, так и компьютерных) с 2006 года, и в своем новом исследовании он решил выяснить, как проводимое за играми время коррелирует с удовлетворенностью жизнью и с социализацией игроков.

Ученый воспользовался данными общенационального опроса Understanding Society Household Longitudinal Study, в ходе которого были опрошены 2436 мальчиков и 2463 девочки в возрасте от 10 до 15 лет. Респондентов отбирали по всей стране и из разных социальных групп, поэтому такой опрос может считаться достаточно надежным источником информации.

Скриншот Яндекс-новостей. Не «ученые», а один психолог, не «убеждены», а предполагают, не причинно-следственная связь, а указывающая на нее корреляция, не «негативно», а по-разному. За вычетом этих неточностей все верно


Анализ собранных данных показал, что те, кто посвящает играм около часа в день, чувствуют себя немного лучше тех, кто вовсе не играет. У таких игроков несколько выше удовлетворенность жизнью, и результаты опроса позволяют сделать вывод о чуть более развитом альтруизме. Эффект невелик, но достоверен, с точки зрения статистики.

У тех, кто выделяет играм от одного до трех часов в сутки, никаких отличий от лишенных игр детей найти не удалось вовсе. Отличия в данных были столь невелики, что с равной вероятностью могли оказаться случайностью, поэтому Эндрю Пржибульски в своей работе охарактеризовал их как «нулевой результат».

Заядлые игроки, проводящие за консолью или клавиатурой компьютера свыше трех часов ежедневно, продемонстрировали меньший уровень удовлетворения своей жизнью, оказались более асоциальны, и включенный в опрос тест SDQ (отметим, что он есть и на русском языке, это достаточно распространенный среди психологов инструмент) выявил большее количество психологических проблем.

На этом месте следует вспомнить, что автор исследования искал в первую очередь корреляции, то есть согласованное изменение двух факторов. Ему удалось показать, что умеренные игроки обычно более довольны, чем лишенные игр, а заядлые, напротив, будут более несчастны. Однако по какой причине одни счастливы, а другие недовольны и есть ли тут причинно-следственная связь с затратами времени на видеоигры, — предмет для дополнительного анализа.

В Minecraft (издатель: Mojang) весь мир состоит из кубиков, которые можно использовать для создания различных объектов: от хижины и кирки до замка и (при использовании дополнений к игре) ядерного реактора. Скриншот: Kenming Wang / Flickr


Такой анализ исследователь проводит в разделе «Обсуждение» своей статьи. Он пишет о том, что компьютерные или консольные игры отчасти взяли на себя функции традиционных игр докомпьютерной эпохи, со всеми их плюсами и минусами. Ребенок, который проводит время перед экраном за игрой в Minecraft, подобен его родителям, которые играли с металлическим конструктором, а игра в Civilization может быть аналогом солдатиков, с которыми играл еще прадедушка. Дети, имеющие доступ к интересной игре, в среднем чувствуют себя чуть лучше тех, кому эта игра не досталась, — этот вывод понятен и неспециалистам.

Недавно выпущенный компанией Paradox Interactive градостроительный симулятор Cities: Skyline дает возможность ознакомиться с азами городского планирования. Игроку предлагается развить собственный город


Те, кто играет почти все свое свободное время, лишаются при этом других форм досуга. Заядлые игроки меньше общаются со сверстниками и менее активны физически — вероятно, аналогичный эффект раньше испытывали любители книг (вспомните стереотипный образ «очкарика» с книгой). Впрочем, как подчеркивает исследователь, «в сравнении с достоверно выявленными и надежно подтвержденными факторами благополучия ребенка, такими как атмосфера в семье, социальная динамика в школе и материальный достаток, предполагаемый в данной работе эффект от видеоигр, во вред они или во благо, не имеет большого практического значения».

Иными словами, ученый, посвятивший около десяти лет изучению игр и их влияния на детей и подростков, вовсе не «доказал их вред». Более того, из его работы скорее следуют выводы о благотворном эффекте от умеренной игры (до часа в день), отсутствии всякого эффекта при игре до трех часов в сутки и небольшом вреде от выделения всего свободного времени на игру.
Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы