Спасибо, что вы с нами!

Гнездование хищных птиц

Как связаны количество мусора в гнезде и статус птицы

Орнитолог Биологического музея им. Тимирязева Ольга Калашникова рассказывает об особенностях гнездования хищных птиц и о том, как они определяют более сильных особей. Оказывается, большие хищные птицы обожают класть в свои гнезда мусор антропогенного происхождения — это повышает их статус среди сородичей. Но подброшенный исследователями мусор честно выкидывают.

Ольга КАЛАШНИКОВА, орнитолог, научный сотрудник Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева:

Я изучаю птиц, а именно — дневных хищных птиц. Это орлы, сокола, ястреба и прочие. То место, куда я еду — заповедник в Липецкой области, называется «Галочья гора». Этот заповедник маленький, кластерный, состоит из отдельных небольших участков. Поэтому время на экспедицию я трачу достаточно небольшое — две недели.

Как же мы изучаем хищных птиц? На самом деле, поскольку заповедник маленький, то для нашего изучения не требуется прямо нескольких полевых сезонов; достаточно одного. Хотя мой напарник, например, регулярно выезжает в зимний период искать гнёзда. Все хищные гнёзда, которые находятся в результате его поездок, мы потом летом перепроверяем и смотрим: поселилась в этом году хищная птица или нет? Как же узнать? Например, жилые гнёзда канюка узнаются очень легко: в них зелёные веточки, в гнезде пух — если уже птенцы, и под гнездом очень много белого помёта. Значит, гнездо в этом году жилое! А гнездо коршуна совсем уникально. Дело в том, что коршун, в отличие от канюка, никаких веточек в гнездо не кладёт. И кажется, что оно совершенно безжизненное. Но если рядом с гнездом валяются пакеты, сигаретные пачки, пластиковые бутылки и какие-то тряпки — то 100%, гнездо занято чёрным коршуном. Именно он обожает класть в гнёзда всяческий человеческий мусор, причём, как правило, белого цвета.

Зачем? Совсем недавно испанские биологи выяснили, что на самом деле такие вещи коршун кладёт в своё гнездо не просто так. Это означает статус птицы. Чем выше её возраст (и, соответственно, статус), тем больше мусора. Иногда не рядом с гнездом, а в самом гнезде можно найти огромное количество всех этих пластиковых пакетов, бутылок и прочего мусора. Интересно, что когда проводили опыты и в гнездо с низкоранговым самцом клали как можно больше мусора, что делал самец? Лишний мусор он выкидывал. Всё по-честному! Если количество вот этого гнездового материала, пакетов не соответствует статусу, то тогда никаких понтов, как у человека. Этот мусор выкидывается.

Интересная особенность Липецкой области заключается в том, что, например, сокола (а именно, пустельга и чеглок) гнездятся исключительно в гнёздах врановых, которые строят эти гнёзда на ЛЭП (на столбах линии электропередач). Зачем? Мы предполагаем, чтобы не было разорительной деятельности куницы. Т. е. хищных млекопитающих, которые просто физически не смогут залезть по столбу. Вот такая удивительная особенность!

Расскажите что вы думаете и мы подберем подходящие материалы