Инопланетян сегодня не будет

Сигнал с потенциально обитаемой планеты оказался ошибкой

Многочисленные сообщения о якобы зарегистрированном учеными сигнале с потенциально обитаемой планеты Глизе581d обусловлены ошибкой перевода. В оригинале речь шла лишь о том, что астрономы получили новые данные в пользу существования этого небесного тела — открытие Глизе581d ранее ставили под вопрос.
В выходные, с седьмого по девятое марта, многие русскоязычные СМИ написали про сигнал с планеты Глизе581d. Яндекс проиндексировал более 120 новостных сообщений, большая часть которых прямо говорила о возможном контакте с другой цивилизацией. Смущало, правда, отсутствие этого сюжета на первых полосах самых крупных и авторитетных изданий, хотя такая новость, будь она правдой, сразу бы вытеснила с заглавной страницы все политические и экономические сюжеты.

Скриншот Яндекс-Новостей, поиск по сюжету о сигнале с потенциально обитаемой планеты. Антенны радиотелескопов и изображения инопланетян как бы намекают, что астрономы получили послание от чужой цивилизации

В самом низу внушительного списка была скромная ссылка на статью в британской The Independent. В ней сенсация разбивалась уже заголовком One of the most Earth-like planets in our galaxy Gliese 581d 'really does exist,' astronomers say. Что в переводе на русский значит: «Астрономы сказали, что одна из наиболее схожих с Землей планет, Глизе581d, «действительно существует». В сообщении говорится не о сигнале от чужой цивилизации, а лишь о том, что двое астрономов из Великобритании представили на страницах журнала Science статью, которая продолжает спор на тему существования Глизе581d.

Глизе581 — это звезда, которая числится под номером 581 в каталоге ближайших звезд немецкого астронома Вильгемом Глизе. У этой звезды с 2005 по 2010 год нашли шесть планет, из которых две — d и g — попадали в так называемую «зону обитаемости»: на них должно было быть не слишком холодно и не слишком жарко. Однако позже ученые усомнились в существовании планеты d, причем среди скептиков был Роман Балуев, сотрудник Пулковской обсерватории РАН. Его анализ использованных астрономами данных опроверг существование Глизе581d.

Новая публикация британских астрономов — это не открытие, а технический комментарий (именно так в журнале Science называется раздел для обсуждений сложных наблюдений или экспериментов). Возможно, они действительно правы, а их оппоненты заблуждаются, однако спор на тему существования Глизе581d идет не первый год. И предмет спора ученых — это действительно сигнал, только вовсе не от инопланетян, а от детектора в телескопе: астрономы определяют существование планеты не по фотоснимкам, а по колебаниям яркости и спектру светила (смотрите также нашу инфографику с подробным описанием методов). Газетная шумиха, вероятно, возникла тогда, когда этот чисто технический термин превратился в радиосигнал, а уж его-то журналисты немедленно ассоциировали с разумной жизнью.