Физика. Итоги 2017 года

50-кубитные квантовые компьютеры, кристаллы во времени, маленький детектор элементарной частицы нейтрино и новости БАКа

Артем Коржиманов, старший научный сотрудник Института прикладной физики РАН и автор блога physh.ru, рассказывает о том, каких успехов добилась наука в его профессиональной области за последний год.

Открытая лаборатория: как это было

Репортаж с акции по проверке научной грамотности

10 февраля по всему миру прошла образовательно-просветительская акция по проверке научной грамотности «Открытая лабораторная». Событие направлено на поддержание интереса детей и взрослых к получению новых знаний и вовлечение их в увлекательный мир науки. Более 20 000 человек пришли на «Открытую лабораторную» проверить свои знания, более 15 000 человек приняли участие онлайн. Вот как это было.

Задания для лабораторной составляли ведущие российские ученые и научные журналисты. А символом лабы-2018 стал курозавр — динозавр и курица в одном лице. Почему такой странный символ, спросите вы? Потому что курица является прямым потомком динозавра. Этот интересный факт и многое другое можно узнать, приняв участие в «Открытой лабораторной».

И во сне не снилось

Разбираемся вместе с корреспондентом «Чердака» в исследованиях сна

Человек проводит во сне много времени. Но чем на самом деле занят наш организм, пока мы спим? Откуда взялись механизмы сна и бодрствования и зачем они нам нужны?

Сон интересовал, волновал и пугал человечество с древнейших времен. Тем удивительнее, что полноценная научная методика для исследования этого состояния появилась относительно недавно — всего лишь к середине ХХ века. Только в 1953 году было сделано важнейшее открытие в нейронауках.

Выяснилось, что сон — это не монотонное состояние, как можно было бы подумать. Это две разные фазы, которые чередуются друг с другом в то время, когда мы спим. Они отличаются друг от друга по множеству параметров. И они получили названия «быстрая фаза сна» и «медленная фаза сна».

Быстрая фаза характеризуется в том числе и тем, что наши глаза в это время быстро вращаются под закрытыми веками. Именно поэтому американские ученые чаще всего называют эту фазу REM sleep (англ. — rapid eye movement, быстрое движение глаз). Именно в честь этой фазы сна названа американская рок-группа REM. [ ... ]