Древние окаменелости в метро

Московский метрополитен — настоящий парк юрского периода. В колоннах вестибюлей, если внимательно их рассматривать, можно увидеть окаменелые останки древних организмов, живших в морях много миллионов лет назад. О том, как разглядеть древние окаменелости в метро и где их искать, рассказывает Жанна Антипушина, старший научный сотрудник Государственного биологического музея им. Тимирязева.

Жанна АНТИПУШИНА, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева:

В нашем музее представлены все основные направления биологии. И конечно, научная работа у нас тоже ведётся по самым разным направлениям. Палеонтология является одним из самых приоритетных направлений. История прошлого нашей Земли интересует наших посетителей и людей, далёких от науки.

На самом деле, наука гораздо ближе к нам, чем кажется. Каждый из нас наверняка хотел бы прокатиться на машине времени, оказаться в далёком прошлом и своими глазами увидеть древних обитателей нашей планеты. И каждый раз, когда москвичи спускаются в метро, они на такой машине времени переносятся на много-много миллионов лет назад — например, в юрский период. «Причём здесь московское метро и юрский период?» - спросите вы. А мы провели специальные исследования! На самом деле, многие станции Московского метрополитена облицованы мрамором и мраморизованными известняками из самых разных месторождений. Мрамор образуется из раковин древних морских обитателей, живших много миллионов лет назад. Условия менялись, моря высыхали, остатки морских обитателей превращались в известняк, а затем под действием температуры, давления и многих других факторов он превращался в мрамор. В настоящем мраморе остатки древних животных практически невидны и неразличимы — ведь они перетёрты и спрессованы в единую однородную массу. Но если процесс превращения известняка в мрамор остановится на промежуточной стадии, то появляется очень интересный материал. Его называют мраморизованным известняком или «ложным мрамором». Это уже не известняк — он гораздо более прочный, хорошо режется, — но ещё и не мрамор. В такой промежуточной форме сохраняются отдельные раковины древних морских животных.

Поскольку материал для облицовки станций Московского метрополитена шлифуют, полируют, разрезают, то внутри таких плит вы можете увидеть остатки раковин древних морских животных. И получается, что древние палеонтологические объекты, как в музее, находятся прямо рядом с вами. Конечно, эти окаменелости, остатки морских обитателей выглядят уже совсем не так, как их живые представители. Наш музей поможет вам опознать ваши находки и сравнить вид окаменелостей с реальным видом этих животных. С сайта нашего музея можно скачать путеводители по нескольким станциям московского метро. Здесь есть план станций, на котором отмечены конкретные участки стен и колонн с окаменелостями — куда надо смотреть, чтобы обнаружить находку!

Биологический музей имени Тимирязева выпустил путеводитель по окаменелостям московского метро. Он поможет опознать находки, подскажет, где и на каких станциях вас ждут коралловые рифы, вымершие головоногие моллюски — аммониты и белемниты, различные другие моллюски (брюхоногие и двустворчатые), и многие-многие другие. Путеводитель расскажет вам о том, как они выглядели, чем питались, когда жили, живут ли и сейчас — или уже вымерли.

Найти окаменелости можно не только в метро или музее, но даже просто гуляя в парке Подмосковья или Москвы. Дело в том, что в самом конце юрского периода, 175 миллионов лет назад вся территория Москвы и Подмосковья была покрыта морем. И мы с вами находимся на дне высохшего моря. Жили здесь самые разные морские обитатели: аммониты, белемниты и пр. Вот их раковины и можно найти в оврагах московских парков (например, Фили-Кунцевского лесопарка).

Раковины-белемниты ещё называют «чёртов палец». Раньше на Руси думали, что это окаменевшие пальцы чёрта, связывали их с нечистой силой — или что это окаменевшие молнии, которые ударили в землю и превратились в камень. На самом же деле это привет из далёкого прошлого. Эти раковины принадлежат головоногому моллюску. Белемниты могли быть самых разных размеров, самых разных очертаний.

Если вам повезёт, то вы обнаружите спирально завитые раковины аммонитов. Названы они так по имени древнеегипетского бога Амона, которого изображали с бараньими рогами или с бараньей головой. Действительно, раковина аммонита напоминает бараний рог. Моллюск жил в самой большой, «жилой» камере. Все остальные камеры были заполнены либо газом, либо жидкостью, и служили для изменения плавучести — для того, чтобы моллюск мог всплывать или опускаться на дно. По такому же принципу работает раковина ныне живущего представителя головоногих моллюсков, наутилуса. Тело животного также располагается в самой большой «жилой» камере. Все остальные камеры заполнены либо газом, либо жидкостью. Их соотношение также позволяет менять плавучесть. Если моллюску нужно опуститься на дно, стать тяжелее, то камеры заполняются жидкостью. А если же наоборот, нужно всплыть и стать легче, то они заполняются газом. Вот наутилусы — это очень интересные представители животного мира. Их называют «живыми ископаемыми». Дело в том, что от всего огромного разнообразия этой группы до наших дней дошёл только один род — род наутилусов. Ныне он обитает в Индийском океане.