Давайте сменим тему

Российской науке не хватает ресурсов и новизны

Только 7% российских научных проектов соответствуют мировому уровню, а многие и вовсе не представляют научной новизны — такие данные выявила всесторонняя экспертиза, проведенная в 2016 году под руководством экспертного совета РАН. Тем не менее в РАН считают, что, несмотря на крайний износ оборудования и недофинансирование, у российской науки еще есть неиспользованный потенциал.

— В 2013 году правительство РФ ввело единообразный учет всех исследовательских работ, выполняемых на деньги госбюджета, а также учет их научных результатов. В 2014 году была запущена федеральная система учета результатов НИОКР. Кроме того, когда в 2013 году был принят закон о РАН № 253-ФЗ и Академия по закону получила функции главного экспертного органа, Минобрнауки открыло ей доступ ко всей федеральной базе исследований, — пояснил директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев.

В число экспертов вошли 7265 ученых из институтов, ведущих вузов страны и других научных организаций. Они проверили работу 1582 государственных научных организаций и вузов по 25 критериям, в частности числу публикаций и их качеству, коммерциализации результатов, состоянию финансовой деятельности и приборной базы.

Экспертизу прошли 5000 научных проектов. Из них 3468 рекомендованы к продолжению исследований и дальнейшему выделению финансирования. 1532 проекта рекомендовано завершить по ряду причин, среди которых — отсутствие научной новизны. Исследование охватило далеко не все профинансированные государством научные проекты. Так, РНФ в среднем финансирует в год больше тысячи проектов, РГНФ в 2014 году профинансировал более трех тысяч исследований, а РФФИ за один 2014 год профинансировал более 15 тысяч научных проектов разного масштаба — региональных, федеральных и международных.

— Наши научные коллективы, научные лаборатории, многие из которых создали свои научные школы, практически не меняют тематику исследований. В то время как мир идет вперед, наши исследователи продолжают работать достаточно изолированно, — заметил Матвеев.

Это следствие общей архаичности дисциплинарной структуры российской науки.

2540 проектов обладают «выраженным потенциалом коммерциализации» и близки к готовности. Наконец, лишь 368 проектов, то есть около 7%, соответствуют мировому уровню открытий. В основном это научные проекты из направлений, признанных приоритетными. Из них 12 процентов — исследования в области энергоэффективности, 13 — транспортных и космических систем, 14 — робототехники, 18 — нанотехнологий, 9 — системы вооружения, 8 — науки о жизни и 8 — ИТ-технологии.

Как рассказал «Российской газете» глава экспертного совета РАН Михаил Пальцев, среди проектов мирового уровня можно выделить создание принципиально новых катализаторов в Институте катализа им. Г.К. Борескова СО РАН; открытие в Институте молекулярной генетики РАН пяти новых генов, отвечающих за развитие болезни Паркинсона; новый фотосенсибилизатор, который существенно повышает эффективность лечения рака легкого методом фотодинамической терапии. Его разрабатывают в Научно-исследовательском институте онкологии имени Н.Н. Петрова.

По мнению Пальцева, несмотря на постоянное снижение и так скудного финансирования, реформу, которая кардинально изменила жизнь академической науки и вызвала жесткую критику в ряде СМИ, институты РАН все еще достойно представляют страну на международном уровне и достигают значимых результатов.

— А ведь они достигаются на явно устаревшей исследовательской базе, — говорит Пальцев. — Износ оборудования уже превысил 80%.

Cамое современное сосредоточено даже не в ФАНО, а в Минобрнауки, Минздраве, Минпромторге.

Лидируют по оснащению современной техникой Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина, Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова, Курчатовский институт, МГУ им. М.В. Ломоносова, Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна.

Пальцев также отметил, что и университеты финансируются крайне неравномерно. Максимальные суммы направляются в МГУ, Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина, концерн «Созвездие», в Высшую школу экономики и Санкт-Петербургский госуниверситет. На эти пять организаций в 2016 году пришлось 11,7 процента общего финансирования всех научных организаций и вузов России.

Об успешности вузов и институтов косвенно говорит количество публикаций в рецензируемых журналах. По словам Михаила Пальцева, в последние годы оно растет, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Так, в 2015 году опубликовано около 677 тысяч статей в российской базе данных РИНЦ и 421,5 — в международных базах. Из них 225 тысяч — в Google Scholar; 81,5 тысячи — в Scopus; 71 тысяча публикаций — в Web of Science, около 44 тысяч работ — в Специализированной информационно-аналитической системе (СИАС) и 2 тысячи статей — в ERIH. Для сравнения: в 2009 году речь шла о 180 тысяч статей в год в РИНЦ и 27 тысячах — в Web of Science.

Анализ показал, что ученые из вузов больше публикуются в отечественных журналах, а из академических институтов — в международных. Лидеры по числу статей — Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН и Институт теоретической и экспериментальной физики.

В итоге, считает эксперт РАН, несмотря на трудности с финансированием, сильный износ оборудования и общую «неповоротливость» научных исследований, у российской науки еще есть неиспользованные резервы.

Икота, зевота и чих. Научные байки дядюшки Серафима

Для чего зевают бегемоты? Что происходит при икоте? И с какой скоростью выходит воздух из носа при чихе? Об икоте, зевоте и чихе — новый выпуск с дядюшкой Серафимом.

5 минут об авторитетах

Для чего Стэнли Милгрэм заставлял испытуемых бить других током? И как далеко способен зайти человек, подчиняясь чужой воле? Об этом смотрите в новом выпуске с Машей Осетровой.

Всем привет, я Маша Осетрова, и сегодня я немного расскажу вам о подчинении авторитету.

Два наиболее значительных сюжета в западной культуре — низвержение Люцифера с небес и изгнание Адама и Евы из рая — объединяет одна и та же идея об ужасных последствиях неповиновения власти.

Это мифы, созданные людьми, причем, скорее всего, представителями власти. Эти и многие другие мифы в нашей культуре несут важную идею: подчиняйтесь власти или авторитету любой ценой. [ ... ]

Новый лук

Ученые МГУ в 2016 году открыли 16 новых видов растений

За последние пять лет ученые МГУ открыли около 60 новых видов растений, а прошлый год стал особенно урожайным: их оказалось 16. Как войти в историю и найти новый вид, «Чердаку» рассказал доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Гербария МГУ Алексей Серегин.

«У нас в среднем описывается в год по сосудистым растениям (всем зеленым растениям кроме водорослей и мхов — прим. „Чердака“) 10−12 новых для науки видов. В этом году у нас рост в полтора раза. Это замечательный практический выход, потому что статьи статьями, они бывают разные, но когда открывается что-то новое — это очень показательно, это дорогого стоит. Из 60 новых видов, которые открыты за пять лет, всего восемь — на территории России, и 52 вида описаны сотрудниками университета за пределами страны», — сказал Серегин.

При этом в 2016 году все новые виды растений ученые из МГУ открыли за пределами России — в Турции, Казахстане, Лаосе, Мадагаскаре, Вьетнаме, Конго, Кабо-Верде, Монголии и Киргизии.

Открыть новый вид растений, когда на планете практически не осталось уголков, где не побывал бы человек, можно тремя способами. Самый известный из них — полевые исследования. Затем — морфологическое изучение гербария, которое существенно экономит время и силы, поскольку можно анализировать собранный раньше материал «под одной крышей», а не колесить по странам. И наконец, третий способ — это молекулярные ревизии, или молекулярно-генетические исследования растений.

«Доля видов, открытых с помощью молекулярно-генетических маркеров, растет. Сейчас если половина видов не открывается генетически, то она хотя бы проверяется. Даже больше половины. И эта доля будет расти. Описание новых видов без подтверждения хотя бы одним-двумя генетическими маркерами просто могут не принять в нормальных научных журналах, это „правила хорошего тона“», — пояснил Серегин. [ ... ]