Маленькие бродяги в космических масштабах

Астрономы обнаружили две сотни галактик, «ободранных» их крупными соседями

Российские астрономы обнаружили почти две сотни редких компактных эллиптических галактик, которые образуются, когда соседи по галактическому скоплению «обдирают» у них звезды и газ, и могут вылетать далеко за пределы своих родных скоплений.
«О происхождении компактных галактик ведутся горячие дебаты. Когда их открывали вблизи огромных галактик, было понятно, что большие галактики их «обдирают», срывая внешние части. А потом, буквально пару лет назад, были открыты две галактики, которые выглядели точно так же, но находились очень далеко, в миллионах световых лет, от каких-либо крупных галактик, то есть их некому было «обдирать». Встал вопрос: если они совершенно по-другому образовались, то почему они тогда так похожи? Можно предположить, что они каким-то образом «убегают» от больших галактик. Проблема «убегания» сейчас актуальна — были открыты и звезды, которые «убегают» из нашей галактики, и шаровое скопление, которое «убежало» из другой галактики. То есть вот это «убегание» систем на разных масштабах из своих «родительских домов» происходит сплошь и рядом.
И мы впервые нашли крупные звездные системы с миллиардами звезд, которые могут быть выкинуты из тех мест, где они изначально образовались»,

— рассказал Иван Золотухин, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) и Института астрофизических и планетологических исследований в Тулузе (Франция).

Золотухин и его коллега Игорь Чилингарян, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) в Москве и Смитсоновской астрофизической обсерватории в Кембридже (США), использовали данные «Виртуальной Обсерватории» — открытого проекта нескольких научных центров, представляющего всем желающим доступ к данным разных обсерваторий. Благодаря этому они смогли обнаружить 195 новых карликовых эллиптических галактик, из которых 11 оказались «одиночками», находящимися в миллионах световых лет от ближайших к ним скоплений галактик.

Характеристики карликовых галактик внутри скоплений и «одиночек» схожи. В частности, ученые считают, что в них нет темной материи — гипотетического вещества, присутствующего в обычных галактиках.

Чилингарян и Золотухин полагают, что такие «одиночки» сначала в течение сотен миллионов лет «обдирались» своими гигантскими соседями по скоплениям галактик, а затем волей случая при пролете рядом третьей галактики были выброшены за их пределы.

Иллюстрация показывает, как при «столкновении» трех небесных тел могут измениться их траектории. Фото: I.Chilingarian, images from the Hubble Heritage Project: NASA, ESA, and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

«Из-за того что мы открыли множество новых компактных эллиптических галактик, мы нашли их и вблизи гигантских галактик, но с очень большой разницей скоростей (с окружающими галактиками) — в тысячу и более километров в секунду. Это значит, что такие компактные галактики хоть и находятся рядом, но скорее всего недавно поучаствовали во взаимодействии трех тел и теперь покидают скопление на огромной скорости. То есть мы нашли галактики не только изолированные, но и на всех стадиях вылета из скоплений», — пояснил ученый.

Весь процесс — взаимодействие нескольких небесных тел, а затем вылет за пределы галактики — у звезд занимает миллионы лет. У галактик вылет из «родного» скопления длится еще дольше – от миллиарда лет.

«Вылетевшие галактики попадают в области между скоплениями галактик — самые пустые места во Вселенной. Большая часть, которая остается внутри скоплений галактик, в конце концов падает на гигантскую галактику, разрывается ее гравитационными силами на куски и становится ее частью», — рассказал Золотухин.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science.