Беломорье

Как живет самая знаменитая биологическая станция Северного полушария

Для проведения научных экспериментов, а особенно натурных наблюдений, недостаточно городских помещений — зоологи, ихтилоги, ботаники должны выезжать в «поле» и там работать. В России далеко за полярным кругом есть только одно такое место — Беломорская биологическая станция МГУ.
Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Беломорская биологическая станция была основана еще в 1938 году. Она была создана как научно-исследовательский центр для проведения морских научных исследований в северном регионе, подготовки специалистов и организации полевых студенческих практик.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Круглый год на станции морские биологи исследуют многообразие подводного мира. Для этого водолазы во время погружений используют большое количество съемочного оборудования. На фотографии сотрудник станции Федор Большаков с подводной камерой, установленной на самодельной системе подводной стабилизации.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Начальник водолазной службы станции Александр Семенов перед подледным погружением. Вода в Белом море очень холодная, поэтому водолазы надевают под гидрокостюм несколько слоев спецодежды.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Биостанция находится за полярным кругом, где полярное сияние видно лучше всего: когда на Солнце образуется вспышка-протуберанец, она отрывается, в виде потока заряженных частиц летит по направлению к нашей планете и огибает ее таким образом, что касается Земли как раз на полярном круге.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

ББС МГУ расположена на Карельском берегу Кандалакшского залива Белого моря в 15 км от железнодорожной станции Пояконда. Географические координаты биостанции: 66o 34' N, 33o 08' E.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Сотрудник станции Майя Семенова на фоне радуги после погружения.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Площадь станции около 15 га, и попасть на нее можно либо по морю в период навигации, либо вдоль линий электропередачи. Зимой основное средство передвижения между станцией и Поякондой — снегоходы.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

На биологической станции работает группа из 12 водолазов, которые выполняют научные исследования и обучают студентов.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Страховка во время зимних погружений — обязательное условие работы. Подледные погружения и исследования связаны с большим риском.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

За лето водолазы накатывают огромное количество километров по морю. В распоряжении сотрудников биостанции находится небольшой флот из водолазных лодок, идеально подходящих для работы в море и для погружений.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Через станцию за летний сезон проходит более 900 человек — это студенты-биологи, геологи, географы. Многие из них потом приезжают сюда работать по специальности.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Зимой на биологической станции солнца крайне мало. Примерно в полдень солнце появляется на два-три часа.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Биостанция МГУ одна из крупнейших в Европе. На ней есть очень продвинутая молекулярная лаборатория, современные микроскопы, собственная водолазная служба — всего этого разом нет ни на одной биостанции Европы.

Люди, звери, вулканы. Часть 1

Фоторепортаж об удивительной природе и обитателях далекого края

Научные эксперименты проводятся не только в лаборатории. Естественные науки невозможны без полевых исследований и экспедиций. Несколько раз в год ученые из самых разных российских университетов: зоологи, биологи, геологи, экологи — собираются вместе, чтобы получить данные для своих научных работ. Этим летом такую научную экспедицию организовала команда Russian Travel Geek.
Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.
Фото: Александр Сидонцев / Chrdk.

Камчатка — регион обитания одного из самых малоизученных видов лисиц — лисы-огнёвки (Vulpes vulpes kamtshadensis). На сегодняшний день их популяция составляет 5−6 тысяч особей и, благодаря обширным площадям особо охраняемых природных территорий, продолжает увеличиваться. Лисы всеядны, но большую часть их рациона составляют грызуны (евражки и мыши-полевки), хотя при удаче лисички не прочь полакомиться и рыбой (тихоокеанским лососем), а также белыми куропатками и зайцами-беляками.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Тина Рыбакова / Chrdk.

Энтомологический мир Саян до сих пор скрывает много загадок. Например, некоторые из чешуекрылых (бабочек) живут на больших высотах в крайне труднодоступных отрогах горной системы и попадаются на глаза скорее по случайности и только скалолазам. Именно поэтому энтомологические экспедиции в эти места имеют особую ценность. [ ... ]

Люди, звери, вулканы. Часть 2

Продолжение фотоистории об удивительной природе и обитателях далекого края

Научные эксперименты проводятся не только в лаборатории. Естественные науки невозможны без полевых исследований и экспедиций. Несколько раз в год ученые из самых разных российских университетов: зоологи, биологи, геологи, экологи собираются вместе, чтобы получить данные для своих научных работ. Этим летом такую научную экспедицию организовала команда Russian Travel Geek.
Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Александр Сидонцев / Chrdk.

Термальные источники распространены вдоль всех границ стыков литосферных плит. Именно в этих районах магматические интрузии ближе всего поднимаются к поверхности и нагревают артезианские и грунтовые воды до высоких и сверхвысоких температур. А те, в свою очередь, пробивают себе дорогу сквозь земные недра, растворяя на своём пути прилегающие породы, и выходят на поверхность в виде горячих ключей и парогазовых струй. Минеральный состав подобных источников крайне разнообразен и может многое рассказать о геологическом составе своего региона.

Фото: Артем Акшинцев / Chrdk.

Фото: Евгений Егорейченков / Chrdk.

Евражки (беригийские суслилки) всеядны и легко привыкают к присутствию человека. Это зачастую их и губит. Несознательные туристы ради фотографий подкармливают их мучными изделиями. Евражки прячут хлеб и печенье в своих норах, оставляя запасы до зимних голодных времён. И спустя небольшое время обнаруживают, что «подарки людей» начали плесневеть и гнить и испортили все запасы злаков, накопленные за короткое лето. Хотите порадовать маленького пушистого зверя — используйте цельные злаки, семена и орехи. [ ... ]