Беломорье

Как живет самая знаменитая биологическая станция Северного полушария

Для проведения научных экспериментов, а особенно натурных наблюдений, недостаточно городских помещений — зоологи, ихтилоги, ботаники должны выезжать в «поле» и там работать. В России далеко за полярным кругом есть только одно такое место — Беломорская биологическая станция МГУ.
Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Беломорская биологическая станция была основана еще в 1938 году. Она была создана как научно-исследовательский центр для проведения морских научных исследований в северном регионе, подготовки специалистов и организации полевых студенческих практик.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Круглый год на станции морские биологи исследуют многообразие подводного мира. Для этого водолазы во время погружений используют большое количество съемочного оборудования. На фотографии сотрудник станции Федор Большаков с подводной камерой, установленной на самодельной системе подводной стабилизации.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Начальник водолазной службы станции Александр Семенов перед подледным погружением. Вода в Белом море очень холодная, поэтому водолазы надевают под гидрокостюм несколько слоев спецодежды.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Биостанция находится за полярным кругом, где полярное сияние видно лучше всего: когда на Солнце образуется вспышка-протуберанец, она отрывается, в виде потока заряженных частиц летит по направлению к нашей планете и огибает ее таким образом, что касается Земли как раз на полярном круге.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

ББС МГУ расположена на Карельском берегу Кандалакшского залива Белого моря в 15 км от железнодорожной станции Пояконда. Географические координаты биостанции: 66o 34' N, 33o 08' E.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Сотрудник станции Майя Семенова на фоне радуги после погружения.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Площадь станции около 15 га, и попасть на нее можно либо по морю в период навигации, либо вдоль линий электропередачи. Зимой основное средство передвижения между станцией и Поякондой — снегоходы.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

На биологической станции работает группа из 12 водолазов, которые выполняют научные исследования и обучают студентов.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Страховка во время зимних погружений — обязательное условие работы. Подледные погружения и исследования связаны с большим риском.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

За лето водолазы накатывают огромное количество километров по морю. В распоряжении сотрудников биостанции находится небольшой флот из водолазных лодок, идеально подходящих для работы в море и для погружений.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Через станцию за летний сезон проходит более 900 человек — это студенты-биологи, геологи, географы. Многие из них потом приезжают сюда работать по специальности.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Зимой на биологической станции солнца крайне мало. Примерно в полдень солнце появляется на два-три часа.

Фото: Александр Семенов / Chrdk.

Биостанция МГУ одна из крупнейших в Европе. На ней есть очень продвинутая молекулярная лаборатория, современные микроскопы, собственная водолазная служба — всего этого разом нет ни на одной биостанции Европы.