Знай наших! О тепловом стрессе, живучих амебах и педофилах в интернете

Какие клетки больше всего подвержены стрессу? Что произойдет, если разморозить амеб, десятки тысяч лет хранившихся в промерзших почвах Арктики? И что придумали наши ученые, чтобы лучше рассмотреть экзопланеты, похожие на Землю? А также о том, как российские ученые помогли полиции Амстердама в поиске педофилов, смотрите в рубрике «Знай наших».

Всем привет! С вами Анна Шустикова и рубрика о российской науке «Знай наших».

Многие из нас часто испытывают стресс: не успевают справиться с делами на работе, опаздывают, нарываются на грубость в очереди. Однако в зависимости от нашего настроения, самочувствия, то есть от жизненного периода, в котором мы находимся на данный момент, стресс влияет на нас совершенно по разному. Оказывается, то же самое происходит и с нашими клетками, когда они подвергаются стрессу, например, резкому кратковременному изменению температуры. Команда ученых из МГУ и Института биологии гена РАН выяснила, что больше всего воздействию такого вот, температурного стресса подвержены клетки, находящихся в ранней синтетической фазе. Это такой период в жизни клетки, когда ее генетический материал начинает удваиваться для последующего деления. Чтобы это произошло, две спирали ДНК, обычно скрученные вместе, расходятся. Область расхождения спиралей называется репликационной вилкой, и оказывается, что если на ранней синтетической фазе клетка испытывает температурный шок, ее вилка ломается. Удвоение ДНК нарушается, клетка не может делиться и быстро стареет. Значение этого открытие двояко. С одной стороны, понимание механизма старения здоровых клеток может помочь ученым в создании средств для предотвращения старения. С другой стороны, этот эффект можно использовать против делящихся с бешеной скоростью раковых клеток для создания новой противораковой терапии.

А теперь перейдем к новостям из жизни амеб, которые, как выяснили ученые, не стареют и не умирают даже после десятков тысяч лет, проведенных в промерзших почвах Арктики. Дело в том, что в неблагоприятных условиях на поверхности клеток амеб образуется плотная многослойная оболочка и все жизненные процессы в клетке приостанавливаются. Такое состояние клетки называется цистой и давно известно, что оно помогает микроорганизмам дожидаться лучших времен в течение десятков и сотен лет, не утрачивая при этом жизнеспособности. Но ученые из СПбГУ и Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН обнаружили, что и десятки тысяч лет при минусовых температурах тоже не предел для цист амеб. Новые, а вернее, древние виды амеб, выделенные из вечной мерзлоты, после оттаивания оживали и успешно встраивались в современное микробное сообщество. Возможно, полученные результаты заставят специалистов обратить большее внимание на методику криохрания, ведь именно этот путь сохранения коллекций культур одноклеточных организмов является гораздо более экономичным и технологически удобным, чем постоянное поддержание культур в живом, активном состоянии.

От новостей из мира одноклеточных перейдем к космическим объектам размером с Землю. Первая экзопланета — так называются планеты за пределами Солнечной системы — была обнаружена в конце 20 века и теперь их насчитывается уже больше двух тысяч. Однако особенный интерес для землян, конечно же, представляют такие экзопланеты, на которых могла бы существовать жизнь. Поэтому поиск землеподобных планет — задача, интригующая многих, однако, из-за того, что излучение планет гораздо меньше излучения звезд, вокруг которых они обращаются, зарегистрировать их не так уж и просто. Существуют схемы косвенного наблюдения экзопланет по периодическому изменению светимости звезд, вокруг которых они обращаются, а для прямого наблюдения экзопланет используют специальные приборы, которые экранируют часть излучения звезды. Но тем не менее, даже ближайшие к нам экзопланеты земного типа видны на пределе разрешения современных телескопов. Для того, чтобы лучше рассмотреть подобные космические объекты, ученые из МФТИ и ИКИ придумали новую оптическую систему. Она устроена очень просто: свет от далекой звезды делиться на два луча, слабый и сильный, которые после прохождения схема вновь складываются. Несмотря на простоту, по оценкам разработанная схема должна обеспечивать очень высокое разрешение для далеких объектов, размером с Землю. Дело за малым — впереди у ученых создание лабораторного прототипа и первые эксперименты.

А мы переходим к новостям из мира криминалистики. Да, да, вы не ослышались, ведь совсем недавно ученые из ВШЭ помогли голландской полиции создать компьютерную программу, способную находить педофилов в интернет-чатах и даже определять степень их потенциальной опасности. Для этого ученые проанализировали множество переписок и составили библиотеку слов, которые часто встречаются в чатах с педофилами. Они делятся на определенные группы: обсуждение внешности, организация свидания, обсуждение сексуальных предпочтений и аспектов встреч и т.д. Теперь программа ищет в переписках ключевые слова в переписках и позволяет визуализировать, какие темы поднимались в разных сеансах переписки между пользователями. С таким методом мониторинга аналитик может быстро делать выводы о потенциальной опасности пользователя. Программа, разработанная на основе разработанной нашими учеными теоретической базы, уже используется полицией Амстердама.

На этом все! Читайте новости на нашем сайте, смотрите канал на ютубе и до встречи на следующей неделе!

Знай наших! Об «Экзомарсе», раке кожи и единорогах

Что собираются искать на красной планете аппараты проекта «Экзомарс»? Из-за чего возникает базалиома — самый распространенный тип рака кожи? Как физики разработали супербыстрые запоминающие устройства? А также об ископаемых животных, ставших прототипами мифических единорогов, в новом выпуске новостей российской науки «Знай наших!»

Всем привет! С вами Анна Шустикова и рубрика о российской науке «Знай наших».

На прошлой неделе с космодрома Байконур были запущены два первых аппарата проекта «Экзомарс». Это совместный проект Европейского космического агентства и «Роскосмоса», цель которого — не много не мало, поиск жизни на Марсе. Разумеется, речи о разумных марсианах не идет, однако, после обнаружения на Марсе воды исследователи не теряют надежды найти на красной планете признаки существовавших когда-то, а то и современных, примитивных форм жизни. Поэтому один из запущенных аппаратов, Trace Gas Orbiter, с помощью специального детектора будет искать подземные резервуары с водой, а также займется изучением марсианской атмосферы. Прежде всего он будет искать метан, ведь наличие этого газа в атмосфере может свидетельствовать о бывшей когда-то геологической, а также биологической активности. Например, на Земле больше всего метана выделяют именно живые существа. Задачей второго из запущенных аппаратов, спускаемого модуля «Скиапарелли», станет отработка входа в атмосферу, спуска и посадки на Марс. После посадки модуль проживет на планете всего несколько дней — пока не сядут аккумуляторы. Но отработанные им технологии будут использованы в будущем, на втором этапе проекта «Экзомарс» в 2018 году.

А теперь вернемся на Землю, с нашими земными заботами, делами и болезнями. Здесь, на Земле, пятым по стоимости лечения типом рака и, к тому же, наиболее распространенным типом рака кожи является базальноклеточная карцинома, или кратко — базалиома. Эта форма рака часто оказывается невосприимчивой к применяемой противораковой терапии. Чтобы разобраться в том, почему так происходит, а также обнаружить новые пути лечения, международный коллектив ученых, в который в том числе входят биологи из МГУ, изучил мутации, которые приводят к базалиоме. Большинство мутаций, приводящих к этому типу рака, связано с нарушениями в генах сигнального пути Sonic Hedgehog, названного так, кстати, в честь ежик Соника из серии комиксов и видеоигр. Оказалось, что почти в 80% случаев базалиома связана с мутациями и в других генах, которые приводят к совершенно иным типам рака и раньше никак не связывались с базалиомой. Ученые надеются, что это открытие позволит найти новые и, быть может, более дешевые методики лечения этого заболевания. [ ... ]

Знай наших! О льдах Гренландии, микробах и коррупции

Почему льды Гренландии тают так быстро и как образовался ледяной покров Арктики? Как изучить влияние антибиотиков на бактерии внутри человека, не дожидаясь, пока кто-нибудь заболеет? И какие слова, по мнению филологов, являются хорошим индикатором обсуждения коррупционных схем? Об этом — в новом выпуске новостей российской науки «Знай наших».

Знай наших! О гравитационных волнах, новых аккумуляторах и гамма-излучении

Как поймали гравитационные волны? Какое новое свойство графена обнаружили химики? И как заставить аккумулятор заряжаться всего за 90 секунд? А также о новом источнике гамма-излучения в нашей галактике смотрите в еженедельной рубрике о достижениях российских ученых «Знай наших».

Всем привет! С вами Анна Шустикова и еженедельная рубрика о российской науке «Знай наших».

Разумеется, самой громкой научной новостью прошедшей недели стало объявление об обнаружении гравитационных волн. Еще Эйнштейн предсказал, что из-за движения сверхмассивных объектов с переменным ускорением само пространство-время может начать колебаться. Правда, на протяжении 100 лет эти колебания обнаружить не удавалось — уж слишком они малы. Но 14 сентября 2015 до Земли дошли волны от столкновения двух черных дыр массой где-то в тридцать Солнц каждая, что и удалось зарегистрировать в обсерватории LIGO с помощью разнесенных большое расстояние гравитационных телескопов. В работе принимало участие множество научный групп со всего мира и в том числе ученые из МГУ и Института прикладной физики РАН из Нижнего Новгорода. Именно учеными из России было впервые предложено искать гравитационные волны от черных дыр, а также наши соотечественники активно участвовали в разработке схемы гравитационного телескопа.

Другие научные группы тоже не стоят на месте и, например, ученым из Института органической химии РАН удалось обнаружить новое свойство графена. Напомню, что графен представляет собой двумерную структуру, толщиной всего в один атом. Так вот, исследователи обнаружили, что молекулы, находящиеся по разные стороны от такого тонкого листа, не могут непосредственно реагировать между собой. Чтобы выяснить это, ученые разделяли молекулы, между которыми в отсутствие преграды передавался заряд или происходила химическая реакция, сначала одним, а затем несколькими слоями графена. Оказалось, что графеновый лист -а тем более два или три, сложенных вместе, — могут быть использованы как экран от химического взаимодействия на молекулярном уровне. Это свойство в будущем может быть использовано для создания адаптивных каталитических систем, которые могут легко перестраиваться и то ускорять реакции, то притормаживать их. [ ... ]