Знай наших! Об «Экзомарсе», раке кожи и единорогах

Что собираются искать на красной планете аппараты проекта «Экзомарс»? Из-за чего возникает базалиома — самый распространенный тип рака кожи? Как физики разработали супербыстрые запоминающие устройства? А также об ископаемых животных, ставших прототипами мифических единорогов, в новом выпуске новостей российской науки «Знай наших!»

Всем привет! С вами Анна Шустикова и рубрика о российской науке «Знай наших».

На прошлой неделе с космодрома Байконур были запущены два первых аппарата проекта «Экзомарс». Это совместный проект Европейского космического агентства и «Роскосмоса», цель которого — не много не мало, поиск жизни на Марсе. Разумеется, речи о разумных марсианах не идет, однако, после обнаружения на Марсе воды исследователи не теряют надежды найти на красной планете признаки существовавших когда-то, а то и современных, примитивных форм жизни. Поэтому один из запущенных аппаратов, Trace Gas Orbiter, с помощью специального детектора будет искать подземные резервуары с водой, а также займется изучением марсианской атмосферы. Прежде всего он будет искать метан, ведь наличие этого газа в атмосфере может свидетельствовать о бывшей когда-то геологической, а также биологической активности. Например, на Земле больше всего метана выделяют именно живые существа. Задачей второго из запущенных аппаратов, спускаемого модуля «Скиапарелли», станет отработка входа в атмосферу, спуска и посадки на Марс. После посадки модуль проживет на планете всего несколько дней — пока не сядут аккумуляторы. Но отработанные им технологии будут использованы в будущем, на втором этапе проекта «Экзомарс» в 2018 году.

А теперь вернемся на Землю, с нашими земными заботами, делами и болезнями. Здесь, на Земле, пятым по стоимости лечения типом рака и, к тому же, наиболее распространенным типом рака кожи является базальноклеточная карцинома, или кратко — базалиома. Эта форма рака часто оказывается невосприимчивой к применяемой противораковой терапии. Чтобы разобраться в том, почему так происходит, а также обнаружить новые пути лечения, международный коллектив ученых, в который в том числе входят биологи из МГУ, изучил мутации, которые приводят к базалиоме. Большинство мутаций, приводящих к этому типу рака, связано с нарушениями в генах сигнального пути Sonic Hedgehog, названного так, кстати, в честь ежик Соника из серии комиксов и видеоигр. Оказалось, что почти в 80% случаев базалиома связана с мутациями и в других генах, которые приводят к совершенно иным типам рака и раньше никак не связывались с базалиомой. Ученые надеются, что это открытие позволит найти новые и, быть может, более дешевые методики лечения этого заболевания.

А сейчас перейдем к новости из мира физики. Дело в том, что исследователям из МФТИ и МГУ удалось разработать новый тип ячеек памяти на основе сверхпроводников. Ученые предлагают делать элементарные ячейки памяти наподобие сэндвича из чередующихся слоев сверхпроводника-диэлектрика-сверхпроводника. Подобные слоистые структуры называются контактами Джозефсона и их работа основана на том, что благодаря квантовым эффектам электроны могут перескакивать из одного сверхпроводящего слоя в другой. Как, допустим, шарик может преодолеть перегородку, пролетев сквозь дырочку в ней. Нельзя сказать, что контакты Джезефсона не используются сегодня: нет, они применяются как для квантовых, так и для классических вычислений. Только вот начинкой современных сэндвичей являются не диэлектрики, а ферромагнитные вещества. В таких структурах информация кодируется с помощью намагниченности, и этот способ имеет явный недостаток - намагниченность нельзя менять быстро. Поэтому российские физики предложили другую схему сэндвича и другой способ записи памяти: не с помощью намагниченности, но с помощью величины тока в сверхпроводящих слоях. Такой способ позволит записывать и считывать информацию со скоростью в сотни пикосекунд, что в сотни, а то и тысячи раз быстрее скорости распространенных сегодня запоминающих устройств.

И последняя новость, которая порадует всех любителей сказок. Дело в том, что российские палеонтологи описали останки окаменелого сибирского носорога, ископаемого животного, которое считается прототипом мифических единорогов. Ранее считалось, что эласмотерии — так называются эти древние животные — вымерли 350 тысяч лет назад. Но возраст обнаруженных останков томские ученые оценивают всего в 29 тыс лет. Полученные результаты указывают на то, что эласмотерии достаточно долго жили в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины — раньше считалось, что этот вид животных там вообще не обитал.

На этом все, читайте наши новости, смотрите видео и до встречи на следующей неделе.

Есть кто живой?

Какие послания люди отправляют инопланетянам и когда ждать ответа на них

Уже больше полувека ученые и любители неизведанного не только пытаются поймать сигналы внеземных цивилизаций, но и сами отправляют в космос послания, которые должны сообщить инопланетянам, что на Земле есть разумные существа. Одно из них даже добралось до точки назначения, и, хотя ответа на него пока нет, энтузиасты продолжают слать в эфир призывы.

Вопрос, одиноки ли мы во Вселенной, не давал покоя философам и мыслителям уже очень давно, однако практическое направление идея связаться с инопланетянами приняла лишь в XIX веке. Так, немецкий ученый-универсал Карл Фридрих Гаусс в 1820-х годах предлагал сигналить инопланетянам, что мы здесь, отражая зеркалом солнечные лучи. Другая его идея была более экзотичной: Гаусс предложил вырубить в Сибири большой треугольный участок леса и засадить его пшеницей. Предполагалось, что цветовой контраст, а также размеры треугольника позволят заметить его из космоса, а правильная форма будет свидетельствовать о том, что треугольник оставлен разумными существами. Австрийский коллега Гаусса Йозеф Иоганн Литров двумя десятками лет позже с той же целью предлагал прорыть круговой канал длиной 30 километров, наполнить его керосином и поджечь.

Во второй половине XIX века эти идеи приняли более современный вид. Например, французский поэт и изобретатель Шарль Кро предлагал использовать вогнутое зеркало для того, чтобы фокусировать свет от электрических ламп и отправлять мигающий сигнал на

Марс

или [ ... ]

Почему мы проигрываем

Наверно, каждый хоть раз в жизни играл в «камень-ножницы-бумага». Это очень полезная игра: выяснить, кто водит, кому сегодня дежурить в классе или бежать в магазин. Несмотря на простоту, мы часто проигрываем, особенно роботам, которые уже освоили «цу-е-фа». Ученые выяснили, в чем тут дело: оказалось, что всему виной человеческая иррациональность.

Истоки электрических медиа