Разлом древесины

Вооруженным глазом #4

Фото сделано с помощью сканирующего электронного микроскопа ZEISS SUPRA

Многие привычные материалы и предметы трудно узнать, если их рассматривать с большим увеличением. На фото — обыкновенное дерево, место разлома. Делаются подобные снимки так. Внутри сканирующего электронного микроскопа (СЭМ) создается глубокий вакуум, и на фотографируемый образец направляется тончайший пучок электронов, летящих с большой скоростью. При столкновении электрона с образцом могут произойти три вещи: либо электрон застрянет внутри, либо отскочит, либо отскочит сам и выбьет из атомов образца ещё несколько электронов. При этом и отскочившие, и выбитые электроны летят практически во все стороны. Внутри СЭМ установлены счетчики, которые реагируют на попадание электронов. Изображение получается за счет отклонения пучка, при котором электроны бомбардируют последовательно разные точки образца, строчка за строчкой (сканирование), и для каждой точки счетчики измеряют количество выбитых и отскочивших электронов. Светлые точки изображения соответствуют тем местам на образце, из которых выбилось много электронов, темные — местам, из которых их выбилось мало.

Благодарим за предоставленный материал Дмитрия Колесникова (ГАИШ МГУ, кафедра астрофизики и звездной астрономии, отдел релятивистской астрофизики) и Саркиса Дагесяна (физический факультет МГУ, кафедра атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники, лаборатория криоэлектроники).