Cуперигла

Вооруженным глазом #3

Фото сделано с помощью сканирующего электронного микроскопа ZEISS SUPRA
В предыдущем посте мы убедились, что в обычной жизни предельно острый нож или игла совершенно не нужны — они все равно затупятся при первой же попытке ими воспользоваться. Однако сейчас производятся иглы, острие которых имеет толщину всего в несколько атомов. Перед вами фотография такой иглы — обратите внимание на масштабный отрезок. Это одна из самых острых игл в мире. Такие иглы используются в двух специальных типах микроскопов: атомно-силовых (АСМ) и сканирующих туннельных (СТМ). В этих микроскопах острие иглы подносится к образцу на расстояние около 1 нанометра (примерно в 10 раз больше размера атома) и как бы «прощупывает» поверхность. Разрешающая способность СТМ такова, что можно различить отдельные атомы. В АСМ разрешение хуже, но, в отличие от СТМ, он может зондировать не только проводники, но и диэлектрики. Кроме того, некоторые вещи возможно «прощупать» только в АСМ, например спиральную структуру ДНК.

Благодарим за предоставленный материал Дмитрия Колесникова (ГАИШ МГУ, кафедра астрофизики и звездной астрономии, отдел релятивистской астрофизики) и Саркиса Дагесяна (физический факультет МГУ, кафедра атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники, лаборатория криоэлектроники).