Нить накаливания лампы

Вооруженным глазом #1

Фото сделано с помощью сканирующего электронного микроскопа ZEISS SUPRA

Лампы накаливания дают очень приятный «теплый» свет, поскольку в основе их работы лежит простое свечение нагретого тела — тонкой вольфрамовой нити, дважды завитой в спираль. По этой нити пропускают ток, который нагревает её до пары тысяч градусов. Цвет и яркость свечения зависят от температуры нити. Если мы станем постепенно уменьшать напряжение, нить накала из белой станет желтой, затем красной, затем бордовой и при этом будет падать ее яркость. С другой стороны, если мы станем увеличивать напряжение, то яркость нити будет быстро возрастать, пока она не расплавится. Но даже когда кажется, что лампочка светит очень ярко, ее свет не может тягаться с солнечным. Вольфрам, самый тугоплавкий металл, плавится уже при 3422°C, а температура наружных слоев Солнца — около 6000°C.

Благодарим за предоставленный материал Дмитрия Колесникова, ГАИШ МГУ, кафедра астрофизики и звёздной астрономии, отдел релятивистской астрофизики и Саркиса Дагесяна, Физический факультет МГУ, кафедра атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники, лаборатория криоэлектроники.