Спасибо, что вы с нами!

Виртуальная реальность в образовании

Химические опыты в лаборатории и литературные прогулки в кабинете поэта

В последнее время появляются разные проекты, связанные с виртуальной реальностью в образовании. Можно попасть в кабинет Анны Андреевны Ахматовой, познакомиться с ее творчеством и узнать, как она жила. Можно свободно экспериментировать в химической лаборатории и не бояться за разрушительные последствия, если неправильно смешал реактивы. Какие еще возможности открывает VR, как влияет на восприятие информации и чем отличается от традиционных методов обучения? Почему проектов в этой области не так много и когда они станут общедоступными?
Добавить в закладки
Комментарии
...

Юрий КАРДОНОВ, руководитель сообщества CommON и проекта NeuroHub, реализуемого при поддержке компании «Иннопрактика»:

— У нас есть целый ряд проектов, связанных с виртуальной реальностью в образовании. Одним из них является проект, который был создан по заказу Ахматовской библиотеки и называется «Виртуальный кабинет Анны Андреевны Ахматовой». Проект заключается в том, чтобы создать дешевое устройство, которое позволит погрузиться в комнату великой поэтессы. В этой комнате человек может посмотреть на то, как жила Анна Андреевна Ахматова, попробовать найти объекты, которые были связаны с ее жизнью. И при взаимодействии с ними Анна Андреевна появляется и начинает читать стихи, связанные с этим объектом. Таким образом, в этой комнате школьник или студент может познакомиться со всей жизнью поэтессы за какие-то несколько минут, узнать ее стихи, узнать, чем она жила, как она жила, кто ей был дорог и т.д.

Что для нас было важно в этом проекте? Что нас попросила сделать библиотека? Сделать его максимально дешево для конечного пользователя. На самом деле такое приложение и такие очки может купить фактически каждый. Стоимость, условно говоря, очков в магазине, в которые можно вставить свой телефон, составляет порядка 1500 рублей. И фактически это то, что может себе позволить каждый школьник или каждый студент. И после, скачав это приложение в любой точке мира, он может переместиться в эту комнату и узнать о жизни Анны Ахматовой.

Но помимо тех знаний, которые можно получить в виртуальной реальности, помимо тех практических навыков, которые может получить человек, есть еще и другое направление, которое связано с soft skills в образовании. Soft skills в VR — это направление связано с биологической обратной связью, когда мы можем считывать какие-то показания, например сердцебиение человека или его электроэнцефалограмму, и использовать их для того, чтобы менять пространство виртуальной реальности. Это показывает человеку, что при помощи его сердцебиения можно управлять какими-то объектами. А в дальнейшем, когда он выходит из виртуальной реальности, это позволяет ему управлять собственным пульсом — например, перед соревнованиями, что безумно важно для спортсменов. Перед стартом, перед заплывом, когда человек сильно волнуется, это позволяет уменьшить его сердцебиение, настроить дыхание, и, когда он прыгнет в воду, его дыхание будет таким же ровным, как если бы это был просто заплыв на тренировке, что позволяет увеличить результаты спортсменов или школьников перед экзаменами.

Мы проводили исследования, связанные с восприятием информации в виртуальной реальности. И в рамках данных исследований выяснили, что люди воспринимают информацию в виртуальной реальности в 1,6 раза быстрее, чем за компьютером или за книжкой. Что интересно, вначале мы думали, что это связано с тем, что виртуальная реальность — это стресс для человека, и, погружаясь в нее, человек испытывает тревогу. Стресс возбуждает кору мозга, связанную с лимбической системой, а лимбическая система сильно связана с гиппокампом, который отвечает за кратковременную память и за переход из кратковременной памяти в долговременную. Но оказалось, что люди, которые пользуются виртуальной реальностью часто, воспринимают информацию в VR даже лучше. И возникла новая теория. Она связана с тем, что в виртуальной реальности наш мозг перегружает те процессы и перераспределяет ресурсы мозга на ту информацию, которую дает ему человек. Например, когда человек находится в реальной жизни, то вокруг него происходит огромное количество процессов. Люди на заднем фоне что-то говорят, или кто-то двигается, деревья колышут листвой — и все это обрабатывается нашим мозгом! А в виртуальной реальности человек погружен в новую среду, в которой этих процессов гораздо меньше, и наш мозг концентрируется только на той информации, которую мы ему даем.

На западном рынке произошло несколько бумов, связанных с виртуальной реальностью. Появился ряд дешевых устройств, которые имеют огромное значение: Oculus GO или HTC VR Focus. В Россию те устройства, которые возникли на Западе, ввозятся очень сложным путем, и поэтому наше развитие немножко запаздывает по сравнению с развитием западного рынка. Также в России есть ряд проблем, связанных со специалистами в области виртуальной реальности. Если посмотреть на рынок специалистов VR, то он настолько мал, что не может покрывать все потребности. Практически не существует высшего образования в области виртуальной реальности. Только-только начали открываться магистратуры в Дальневосточном федеральном университете и Политехе. И пока эти магистратуры не выпустили еще ни одного студента. Именно поэтому сейчас есть некоторый кадровый «голод», связанный с рынком виртуальной реальности. И поэтому так мало проектов в этой области.

Виктор ДЁМИН, генеральный директор «СТЕМ-игры», участник EdTech Акселератора ED2, реализуемого при поддержке компании «Иннопрактика»:

— Химия — наука экспериментальная. Изучение химии нельзя проводить без эксперимента. Мы любим эксперимент. Мы умеем проводить эксперимент. И дети любят эксперименты. А в школах его проводить не получается! Здесь причин много: и необходимость поддерживать материальную базу, и опасность экспериментов — когда большой класс, очень сложно отследить, что каждый ребенок делает. И немного времени на подготовку. И главное, даже если мы дали детям лабораторную работу, мы не можем им дать свободу. Мы не можем сказать: «Делайте, что хотите! Экспериментируйте!» — собственно, как химики делали.

Поэтому мы делаем виртуальную химию, чтобы можно было проводить эксперимент и последствия не были бы разрушительными. Передо мной склянки с реактивами и колбы. Я могу переливать из одной колбы в другую. Я могу переливать из склянок. Внутри нашей системы — очень правдоподобная химическая модель. Мы здесь привлекаем разработчиков с химического факультета МГУ, с физфака МГУ, из Курчатовского института и стараемся сделать так, чтобы наша система возвращала такой же результат, как если бы школьник проводил реальный эксперимент.

Сейчас мы близки к пилотированию в реальных условиях. Этой осенью запускается в рамках подготовки к Олимпиаде МТИ для профиля «Нанотехнологические системы» специальный симулятор. Мы сейчас выходим на апробацию в школах-партнерах и потихоньку разрабатываем продукт. Пока что оборудование дорогое и редкое. Тем не менее мы видим, что оно становится все дешевле — вот как смартфоны! 10 лет назад они только появились, а сейчас есть практически у всех. Только у мамонтов остались кнопочные телефоны. Точно так же и со шлемом виртуальной реальности: 5−10 лет — и это будет распространенная штука. Это значит, что каждый школьник сможет получить свой собственный персональный мир, в котором он может работать. Мир будет под него подстраиваться: предполагаются адаптивные траектории обучения и все, с этим связанное.

Прямо сейчас оборудование есть в редких школах, есть в «Кванториумах», в некоторых ЦНИИТах. Мы сейчас опираемся на эти точки на уровне пилотирования, потому что в принципе при использовании новых технологий требуется длительная апробация, прежде чем это пойдет в массы. Нам еще предстоит пройти длинный путь!

Добавить в закладки
Комментарии
...
Вам понравилась публикация?
Расскажите что вы думаете и мы подберем подходящие материалы